Вот попала так попала… Это была первая мысль после того, как экскурсовод, артистичный мужчина по имени Марио, начал свой рассказ о мальтийской столице ритуального убийства ребёнка, случившегося каких-то сто лет назад «вот на этом самом месте, на котором мы стоим» (а стояли мы на мосту, перекинутом через глубокий крепостной ров прямо напротив Парламента). Ladies and gents, welcome to Dark Valletta! Теперь понятно. Экскурсия называется Dark Valletta не просто потому, что проводится практически в ночное время по тёмным улицам (хотя так оно и есть), но и потому, что рассказывает о тёмной стороне жизни, о леденящих душу историях, когда-то случившихся в этом городе.
Вся экскурсия построена по принципу «чем дальше, тем страшней», перемещаться по городу пришлось довольно много. Временами информация реально шокировала. Например, оказалось, что на карнизе соседнего дома буквально пару веков назад располагалась дыба, что сохранили дошедшие до нас гравюры. То есть в центре города при всём честном народе допрашивали обвиняемых. Этакое реалити шоу с элементами живодёрства. Слабонервные члены нашей группы громко ахали, а некоторые даже крестились. Спрашивается, девушка постбальзаковского возраста, на кой ты сюда попёрлась? Скажу честно – из эгоистических соображений. В описании туристического продукта в качестве одного из объектов показа значился наш Центр как место вечного пристанища одного из самых известных призраков Европы – сэра Оливера Старки. Сама я о нём уже писала, но как-то захотелось новых подробностей:
Было ли интересно? Не то слово. Представьте, что три часа подряд группа из 30 человек (не считая детей) несётся по узким, временами абсолютно не освещённым улицам Валлетты за гидом, который предстаёт то в роли парня, стреляющего в неверную возлюбленную, то в роли палача, истязающего свою жертву перед лицом толпы горожан, то монаха-доминиканца, которого пытались отравить братья по ордену. При этом никто не собирается отставать, хотя временами это сложно, принимая во внимание сложный рельеф мальтийской столицы и температуру окружающей среды, превышающую 30 градусов жары. Это был театр одного актёра, причём, талантливого и владеющего интереснейшей информацией, позволяющей совершенно по-новому взглянуть и на прошлое, и на современность.
Что нового для себя я узнала.
Первое. Такой безопасной, яркой и весёлой как сегодня Валлетта была далеко не всегда. Это при рыцарях был порядок, когда регламентировалось буквально всё: от того, кто будет иметь право жить в столице, до того, как он будет это делать. За нарушение огребали по полной все, вне зависимости от чинов и званий. Впрочем, людей без чинов и званий в этом городе быть просто не могло, их сюда не звали. По мере отдаления от рыцарский времён порядка становилось всё меньше, а проблем всё больше. Пик нестабильности пришёлся на бурный ХХ век, особенно его конец, когда на улицах было лучше появляться во время светового дня, а на карте города появились целые кварталы, обозначавшиеся по принципу "ты туда не ходи". Короче, Валетта того времени была своего рода средиземноморским "бандитским Петербургом". Вот по нему, вернее, по местам, где он располагался, мы в основном во время экскурсии и передвигались.
Второе. Кого объединял в своих рядах орден Святого Иоанна Иерусалимского, с которым в городе связан практически каждый камень. Оказывается, для того, чтобы в него вступить, каждый желающий должен был доказать свою принадлежность к высшей аристократии не менее, чем в четырёх (!) поколениях как со стороны отца, так и со стороны матери. И всё для того, чтобы непрестанно воевать, жить в общежитии (его красиво называли обержем, но суть от этого не менялась), встречать и лечить раненых в крестовых походах собратьев, бороться с эпидемиями, каждый день рискуя и здоровьем, и жизнью.
Третье. Сам основатель города маркиз Жан Паризо де Валетт был человеком невероятного темперамента и такой же невероятной судьбы: его трижды судили, один раз даже посадили в тюрьму, потом он провёл год в турецком плену в качестве гребца на галерах, но всякий раз он восставал из пепла, причём, ещё и с пользой как для себя, так и для дела. Например, после турецкого рабства он прибавил к своим пяти «рабочим» языкам арабский с турецким и знание организации османского флота, что в последствие очень помогло при отражении Великой осады.
Он ненавидел Мальту. Неоднократно, ещё не будучи Великим Магистром, пытался убедить Орден отказаться от попыток закрепиться на острове, но, как только понял, что делать это всё равно придётся, закрепился так, что его не смогла оттуда выбить даже турецкая армада с ДЕСЯТИКРАТНЫМ превосходством в военной силе. А когда Римский Папа предложил поменять руководство Орденом на Мальте на кардинальскую мантию, мягко говоря, отправил Святейшего … искать для этой цели кого-нибудь другого.
Четвёртое. Мальтийцы утверждают, что первый случай «изменения идентификации» произошёл именно на Мальте ещё в середине XVIII века, когда некая девица по имени Розария Мифсуд потребовала от Великого Магистра Ордена признать её… мужчиной. Надо отдать должное, к её просьбе отнеслись с максимальным вниманием, назначив несколько медицинских экспертиз, которые подтвердили наличие у данной девицы возможности считаться мужчиной. По этому поводу было издано специальное решение, а девице, в смысле, молодому человеку были выданы новые документы. При этом обошлись, что называется, малой кровью, исправив в церковных книгах имя «РозариЯ» на имя «РозариО». Ещё раз о пользе имён "двойного назначения".
Пятое. Далеко не всегда за преступления здесь наказывали. В основном когда речь шла о монахах-душегубах, которые нет-нет, да и встречались в монастырях. Причём, это были не те, которые сначала промышляли чем-то ужасным, а потом раскаялись и пошли в монахи грехи замаливать. Как раз всё с точностью до наоборот: сначала пошли в монахи, а потом решили притравить или прирезать пару-тройку братьев по Ордену, прекрасно понимая, что даже в случае раскрытия преступления наказать их было нельзя. Тогдашние законы в принципе не подразумевали возможности совершения преступления служителями Господа. Ну, реально: где они и где преступления? Судьям приходилось изрядно ломать голову над наказанием. Было дело, что они не могли измыслить ничего более жёсткого, чем отправить преступника в общину с более суровыми законами, где, например, … не ели мяса. То есть за убийство виновный просто становился вегетарианцем не по своей воле, при этом проживая на полном обеспечении ещё не один десяток лет и постоянно строча жалобы церковному начальству на качество питания. Реальная история, раскрутили именно по этим жалобам.
Шестое. Обычному смертному при совершении убийства (причём признанного, совершённого с особой жестокостью) в Валлетте можно было запросто отделаться полугодовым тюремным заключением, а то и вовсе быть оправданным. Правда, для этого необходимо было наличие ряда условий. Во-первых, преступник должен был быть мужчиной (на женщин данная норма не распространялась, их бы в этом случае запросто могли казнить), во-вторых, убить он мог, застав свою жену с кем-то в момент прелюбодеяния. Причём, убить можно было лишь одного человека, и надо было быстро выбирать, кто ему больше насолил: жена или второй участник процесса. Самое интересное, что закон этот был отменён лишь в 1990 году, то есть чуть более 30 лет назад.
Седьмое. Тёмные истории на Мальте имели место быть повсеместно, посему наш гид усердно приглашал нас на подобные экскурсии по другим историческим городам, так что, похоже, наша встреча была не последней.
Если вам интересны подробности каждого из сделанных мною «открытий», напишите в комментариях. Будет повод сделать отдельный материал. А на вопрос, следует ли показывать туристам злачные места исторических городов, могу ответить: ну, не только же самим на них смотреть. Ну, а если в наличии имеется пара-тройка экскурсоводов-артистов, то, как знать, возможно со временем альтернативные маршруты смогут стать основными. А почему нет?
Ну, и чтобы не быть голословной, ссылка на сайт. Сами заходите, сами смотрите, если интересно. Не реклама хотя бы потому, что до Мальты в нынешних условиях ещё надо добраться: