Найти тему

Библейско-богословский смысл праздника Успения Девы Марии

Праздник Успения Девы Марии – не библейского происхождения. Первые упоминания данного события восходят лишь к пятому веку нашей эры. Однако годичный богослужебный библейский круг – это достаточно консервативное явление. Проживание верующим богослужебного круга – это целая проработка им внутреннего рождения-сотворения Богом мира, своего обращения-возвращения к Творцу от своих ошибок-грехопадений. Это путь признания верующим своего ответственного статуса перед Всевышним и формулирования перед Ним обета-обещания на уже новый грядущий год. При этом «исправленный» замыслом Божьим новый год верующего воспринимается им как «добрый», «святой», т.е. посвящённый.

В этом контексте праздник Успения выделяется из круга как греко-римского христианства, так и сложившегося веками раввинистического иудаизма. В греко-римском контексте «венцом года» и его логическим окончанием является праздник Пятидесятницы (Шавуот), когда вспоминается исполнение завета Бога не только с Израилем (Синайское законодательство), но и со всеми народами (рождение Церкви в сошествии Св. Духа на верующих последователей Иисуса Христа). В библейском же контексте «венцом года» является месяц Элул, предшествующий «осенним праздникам» Нового года (Рош-ашан, Трубление трубами), Йом-Кипур (День очищения или искупления) и Суккот (праздник Кущей, шалашей) с праздником Радости Торы и началом нового цикла библейского чтения (и пересотворения Всевышним судьбы всего мира).

В греко-римском контексте строгий, хотя и непродолжительный Успенский пост выглядит просто подготовкой к празднику. Любопытно, однако же, что в библейском контексте месяц Элул является приготовлением к приходу в мир Бога и Царя. Сам Христос придёт именно «при трубе» (шофаре), т.е. в Рош-аШан (Мф.24,31; 1Кор.15,52; 1Сол.4,16; Откр.1,10; 4,1; 8,2-13; 9,1-14; 10,7; 11,15). И это приготовление как раз сопровождается постом.

Если греко-римский богослужебный круг видит праздник Успения свидетельством исполнения Божья обетования о воскресении тех, кто был верен Христу-Мессии (ведь Он Сам пришёл забрать Свою земную Мать по плоти), то библейский круг, говоря об исполнении обетования прихода к нам Бога и Царя, наполнен не тихой грустью присутствия на похоронах (пусть и благочестивой Праведницы), а серьёзной озабоченностью о нашем статусе перед Богом. Будем ли мы на Него похожи? Соизволит ли Он узнать нас как Своих служителей? Будем ли мы среди тех, кого Он «возьмет» с Собой – или же окажемся среди тех, кто будет «оставлен» (Мф.24,40-41)?

автор: Лагутов Николай Викторович, доктор теологических наук, гранд доктор философии (доктор психологических наук),проф. НГИСУ-АГиОН

Запись на онлайн курсы или индивидуальное психологическое консультирование осуществляется в свободной форме на эл. почте ngisu.rf@yandex.ru