Найти в Дзене
СВОЛО

Я завидую США

Я завидую США времени после Второй мировой войны.

Несчастных совсем-совсем разочарованных художников там от победы и второй волны эры Потребления не убавилось. А формализм – свирепствовал. И все крайности, на которые пускались несчастные, объявлялись проявлениями Свободы. И даже поощрялись. Так несчастные художники, презирающие обычно искусствоведов как несостоявшихся художников, на этих формалистов плевали и отдавали свои души выражению ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Прямо бум в США после войны случился этой особой искренности, этого испытания сокровенного в человеке. И одним из художественных открытий (если можно так выразиться) стал постмодернизм: нет-де того, что достойно быть идеалом. – Вот такой – парадоксальный – подсознательный идеал.

Смотрите на одно из выражений его.

Хейзер. Двойной негатив. 1969.
Хейзер. Двойной негатив. 1969.

Сфотографировано с высоты птичьего полёта. Слева плоское плато, справа - широкий каньон. Пустыня.

«…был создан в 1969 году художником Майклом Хейзером и состоит из траншеи, вырытой в земле.

Работа состоит из длинной траншеи в земле шириной 30 футов (9 м), глубиной 50 футов (15 м) и длиной 1500 футов (457 м), созданной смещением 244 000 тонн породы, в основном риолита и песчаника. Две траншеи проходят по обе стороны естественного каньона (в который был сброшен извлеченный материал). Таким образом, "негатив" в названии частично относится как к естественному, так и к искусственному негативному пространству, составляющему произведение. Произведение по сути состоит из того, чего там нет, что было вытеснено» (Википедия).

И природа со временем обвалит почву, что между траншеями и краем обрыва, и материально останутся только фотографии этого места.

О постмодернизме написаны головоломные статьи. Но иногда встречаются и вразумительные слова:

«Остается обнаружить одно лишь измерение – отсутствие… все огромные усилия, потраченные на их создание, все «переработанное» в них пространство, вся истраченная материя пошли на то, чтобы обнаружить пустоту физической реальности, ее присутствие где-то не здесь, то есть метафизическое присутствие. Фотография, световой отпечаток, зафиксированный на прозрачной пленке эмульсии, – теперь та фактура, которая одна способна соединить физику присутствия образа и метафизику его смысла. Причем указывает на существование этого смысла не что иное, как единственное осязаемое из оставшихся измерений мира – отсутствие. Измерение пространства сократилось до толщины фотоэмульсионного слоя, измерение времени – до щелчка затвора фотокамеры. Произведение становится следом самого себя. След – основополагающий образ философии постструктурализма. «След есть стирание себя. <…> Это стирание есть сама смерть, и в ее-то горизонте и нужно мыслить не только „настоящее“, но и то, что самому Фрейду, наверное, представлялось неизгладимостью некоторых следов в бессознательном, где „ничто не кончается, ничто не проходит, ничто не забывается“»» (Е. Андреева).

Я особенно благодарен Е. Андреевой, что она, наконец, пишет это слово – «в бессознательном».

Но на добавление к нему слова «идеал» она всё же не пошла.

27 августа 2024 г.