Некоторое время назад я заинтересовался различиями между буддийскими чётками и наткнулся на интересный факт: чётки могут многое рассказать о своем владельце, а именно о его буддийской школе и практике. Я был удивлён тем, что существуют так называемые боевые монахи, именуемые усэнами. Эти воины, как правило, защищают храмы от нападений. Думаю, многие из нас слышали о Шаолиньском монастыре — известном монастыре в Тибете, где многие монахи изучают боевые искусства и кунг-фу, проходя при этом суровые тренировки.
Интересно, как появились усэны и почему они сохранились до наших дней. Шаолиньский монастырь был основан под руководством индийского монаха Боддхидхармы, который принёс с собой учение чань-буддизма. Это направление сосредоточено на поиске просветления внутри себя и единении с окружающим миром, подразумевая, что достижение просветления происходит естественным образом, без необходимости ждать определенного момента. Основные практики включают тренировки и медитацию, которые помогают подготовиться к этому состоянию.
Помимо чань-буддизма, Боддхидхарма также привнес кунг-фу, и с момента основания монастыря монахи делятся на две группы: одни концентрируются на духовных практиках, а другие — на физических тренировках, становясь воинами-монахами. Их тренировки направлены на достижение душевного равновесия и физической подготовки. Буддистские монахи считают, что невозможно развить тело без работы над духом, и наоборот. Этот баланс необходим для достижения просветления.
Существует интересная легенда о монастыре: в VI веке один из генералов, пытавшийся свергнуть императора, вынужден был обратиться за помощью к монахам, когда оказался возле монастыря. Хотя монахи не специализировались на защите, они отправили 13 воинов, которые помогли императору вернуть трон. В благодарность император сделал вклад в развитие храма и позволил монастырю иметь небольшую армию до 500 человек, что дало возможность монахам продолжать изучение боевых искусств.
Тренировки монахов основаны на классическом кунг-фу и начинаются с медитации. Они встают рано, в 5 утра, чтобы сначала успокоить свой ум, а затем переходят к физическим упражнениям, включая растяжку, тренировки на выносливость и отработку боевых приёмов. Также практикуются спарринги с использованием традиционного оружия, например, посохов, хотя в истории есть упоминания об использовании огнестрельного оружия в экстренных ситуациях.
Монахи также изучают медицину и акупунктуру, что позволяет им оказывать первую помощь и использовать эти знания в бою. В их практике важны дыхательные техники и цигун — работа с энергией ци, которая, как считается, присутствует во всем живом.
Я бы очень хотел посетить этот монастырь и пройти тренировки, хотя понимаю, что они очень интенсивные и требуют строгой дисциплины. Монахи придерживаются определённого распорядка и ограничений, таких как отказ от воровства и алкоголя. Я убеждён, что без духовного развития невозможно достичь физического совершенства и наоборот. Важен баланс внутри себя, который, в свою очередь, отражается на окружающем мире. Несмотря на однообразие ежедневных практик, монахи продолжают открывать что-то новое в своей практике.
Мне было бы интересно пожить в монастыре какое-то время, несмотря на все трудности и ограничения. Если вас интересует тема буддизма и жизнь тибетских монахов, пишите, мне всегда было интересно узнать больше об этом направлении. Спасибо за внимание!
#буддизм #история