- Лена, вставай скорей! Это же надо, проспали, - Вадик вскочил и начал поспешно натягивать брюки.
- Куда проспали? Суббота, - Лена лениво потянулась, наблюдая, как суетится ее, в общем-то, обычно неповоротливый муж.
- Сегодня в пять часов моя мама к нам в гости придет, вместе со своей подругой Тамарой Павловной, - Вадик так спешил, что совершенно запутался в рубашке, в рукава которой никак не мог попасть.
Споткнулся о покрывало и чуть не рухнул на пол. А вот ваза с тумбочки покатилась на пол и разбилась на мелкие осколки.
- Так. Стоп, - Лена села на кровати. - Стоп, я сказала, - ловя мужа за руку, повторила она. - Успокойся, пока ты здесь все не разгромил. Объясни, пожалуйста, из-за чего такой переполох? Придет твоя мама, но ведь не в первый же раз. Хорошо, придет с подругой. И что? Сядем, чаю попьем. Сейчас только девять утра. Мы что, до пяти не успеем в ближайшем супермаркете тортик купить? Или там за ним вдруг выстроилась очередь? - Лена демонстративно посмотрела в окно проверить, очереди не увидела и поэтому лишь пожала плечами.
- Ты не понимаешь. Ты совершенно ничего не понимаешь. С ней будет Тамара Павловна, - Вадик тяжело опустился на край кровати и обреченно уронил голову на руки. - Сама Тамара Павловна.
- Я действительно ничего не понимаю, - Лена быстро вскочила, накинула халатик и пошла на кухню, - Во всяком случае, пока не выпью кофе.
******
- Вот, - придя за женой на кухню, Вадим протянул жене исписанный мелким почерком листок.
- Что это? - ставя на газ чайник и одним глазом заглядывая в протянутый листок спросила Лена.
- Список.
- Что за список?
- Лен, это список того, что мы должны приготовить на стол к приходу Тамары Павловны. Мама написала.
- Брокколи на пару на оливковом масле, куриные котлеты вареные, фарш перемолоть два раза, перец не добавлять, сыр твердый, дата выпуска не позже позавчерашнего дня, рыба белая, нежирная, на горчичном масле - продолжала читать Лена, - Сок свежевыжатый из моркови или свеклы, в пакетах из магазина, а так же из цитрусовых не предлагать, овощной салат из свежих огурцов с белокочанной капустой, мелко нашинкованной, хлеб черный зерновой из пекарни у вас за углом, к чаю джем из свежих ягод. Полностью исключить сливочное масло и майонез. Это что?! У меня не ресторан, - Лена возмущенно потрясла списком у Вадика перед носом, не дочитав даже до половины.
- Леночка. Это угощение. Для Тамары павловны. Мама видишь, все подробно написала. Она мне даже денег дала, чтобы мы сами не тратились, - Вадим поспешно сбегал за кошельком и вывалил купюры на стол перед Леной. - Обычно мама Тамару Павловну у себя принимает, - Вадик заискивающе посмотрел на жену, - Но сегодня не может. Ты же знаешь, у нее проводка на кухне сгорела, а вместе с ней и вся техника. Леночка, ведь у мамы сегодня день рождения. Мы же ее не расстроим?
- А я думала, судя по запросам, у Тамары Павловны, - Лена снова потрясла списком. - Потому что ничего из этого твоя мама не любит, да и мы с тобой тоже.
- Лена, у Тамары Павловны с мамой такая традиция. Так как они живут далеко друг от друга, встречаться часто не могут. И вот Тамара Павловна и приезжает каждый год к маме на день рождения.
- Серьезно? Скажи честно, твоя мама все это выполняет? - Лена швырнула список на стол.
- Конечно. Поэтому мы и приходим к маме всегда отдельно. У Тамары Павловны строгая диета. Пищеварение у нее слабое. Ей же ничего, кроме этого нельзя. А мы это не любим.
- Ну давай, собирайся, - скомандовала Лена мужу, забирая у него чашку из-под кофе и кладя ее в раковину.
- Куда? - Вадим удивленно уставился на жену.
- Что значит куда? В магазин. Отвезешь меня за покупками. Но запомни, я все это сделаю, только ради твоей мамы.
Лена схватила список и направилась в прихожую.
- Я не могу, Лена.
- Что это за не могу, Вадик? Я что ли одна буду метаться в поисках этого всего, потом на руках домой тащить и еще и готовить?! - Лена уже с трудом сдерживала возмущение. – Отдохнула, называется, в выходной.
- Я должен поехать и привезти Тамару Павловну.
- Что? - оторопела Лена, а она надеялась, что ее уже ничем не удивить.
- Не на автобусе же она поедет. Ты представляешь, на остановке ждать, тридцать минут ехать. Тамара Павловна не выдержит. Она попросила за ней приехать, и моя мама ей уже пообещала.
Лена быстро сунула ноги в сапоги, накинула куртку и вылетела из квартиры, громко хлопнув дверью.
Вадик так и остался растерянно стоять в прихожей.
Потом почесал затылок и побрел собираться за Тамарой Павловной.
- Леночка, ты извини, что я так сегодня, - шепнула Лене Василиса Петровна, пока Тамара Петровна раздевалась в прихожей и поправляла прическу.
- Не волнуйтесь. Примем Вашу подругу. Кстати, с днем рождения. Что-то Вы сегодня совсем невеселая?
- Какое веселье!? Что ты. Лишь бы все хорошо прошло, - махнула рукой Василиса Петровна. Я потом повеселюсь. В другой день. Леночка, мы ведь с Тамарой раньше вместе работали. Теперь-то она вынуждена дома сидеть. Зрение упало. Работать не может. Умнейшая, интеллигентнейшая женщина. А как она стихи читает. Я ей, как могу, помогаю. Вот в гости зову. Это для нее выход в свет такой. Ой, Тамара, - Василиса Петровна обернулась, увидев направлявшуюся к ним с Леной подругу. - Проходи. Сегодня нас невестка моя принимает. Познакомьтесь вот.
- Посмотрим, посмотрим, - Тамара Павловна окинула взглядом накрытый в гостиной стол.
- Присаживайся, Тамарочка, - суетилась Василиса Петровна. - Угощайся, смотри салатик, как ты любишь, рыбка вот. Давай я тебе сока налью, - Василиса Петровна потянулась к графину со свекольным соком, а может, морковного?
- Погоди, Василиса, - строго остановила рукой Василису Петровну Тамара Павловна. - Сначала нужно все проверить. Можно ли мне. Ой, я тут такую новую методику нашла. Теперь без этого за стол не сажусь, - тем не менее, присаживаясь к столу, сказала Тамара Павловна. - Еще ни разу сбоя не дала. И пищеварение, и настроение, - Тамара Павловна провела рукой вдоль своего тела, словно приглашая всех убедиться в правдивости ее слов. - Отлично. Так, проверим. Что же мне сегодня можно есть?
- Все можно, Тамарочка. Леночка приготовила, как ты любишь. Только полезное и свежее, - не переставала гостеприимно суетиться Тамара Павловна.
- Тихо, - Тамара Павловна сделала серьезно-торжественный вид, а потом полезла к себе в сумку и достала из нее гайку с привязанной к ней ниткой. - Спокойно. Сейчас я узнаю, можно ли мне у вас есть.
Если кто-то и хотел что-то сказать, то передумал, поддавшись величию момента, который всем своим видом создала Тамара Павловна.
Увидев, что делает гостья, Лена отвернулась в строну, чтобы ненароком не обидеть случайно вырвавшимся смешком. Она, конечно, сочувствовала Тамаре Павловне из-за слабого здоровья. Но уж больно та в этот момент была похожа на какого-то средневекового магистра тайных наук.
Василиса Петровна же наоборот, замерла в тревожном ожидании, будто от манипуляций Тамары Павловны зависит ее судьба.
Тамара Павловна в этот момент поместила гайку над блюдом с брокколи, держа за кончик нитки на высоте примерно в пять сантиметров от тарелки, и стала в нее внимательно вглядываться.
Гайка сначала стояла на месте. Потом начала покачиваться в сторону Тамары Павловны.
Эти манипуляции с гайкой гостья проделала над всеми блюдами, стоящими на столе. Гайка неизменно, немного подумав, начинала качаться в сторону к Тамаре Павловне.
- Поздравляю. Мне у вас есть можно. Гайка разрешила, - изрекла вердикт гостья. - А если бы качалась из стороны в сторону, не угодили бы нам с ней.
- Ох, Тамарочка,- сразу после слов подруги снова оживилась Василиса Петровна, словно в суде вместо сурового приговора ее помиловали. - Я же тебе говорила, что у Леночки все правильно и вкусно. - Давайте все, наконец, присаживаться и пробовать, а то есть очень хочется.
Василиса Петровна быстренько положила себе рыбки, на которую давно засматривалась. Только она поднесла первый кусок ко рту, донеслось грозное:
- Стой, - Василиса Петровна от неожиданности чуть вилку ни уронила. - Проверь сначала, - Тамара Павловна протянула подруге гайку. - Видишь, нельзя. Из стороны в сторону гайка качается. Если бы не я, не пойми чего сегодня наелась. Так, все быстро по очереди взяли гайку и проверили, можно ли вам есть то, что стоит на столе.
Василисе Петровне оказалось можно только морковный сок, который она терпеть не могла, Вадиму повезло больше – брокколи, впрочем, он тоже был до них не охотник, но хоть что-то пожевать. А вот Леночке можно оказалось все.
- Везучая, - то ли с завистью, то ли с восхищение посмотрели на нее Василиса Петровна и Вадим и с подозрением и недоверием Тамара Павловна
- Странно как-то? Противопоказаний нет, - обронила она.
Но Лена только улыбнулась.
Тамара Павловна еще несколько раз за время обеда тестировала еду гайкой. Теперь уже после того, как клала ее к себе в тарелку.
И каждый раз Василиса Петровна тревожно замирала до тех пор, пока гайка ни начинала качаться в строну Тамары Павловны.
- Только бы сердечный приступ у свекрови не случился, - волновалась Лена, глядя на Василису Петровну.
Потом Тамара Павловна долго читала стихи, которые специально подготовила к сегодняшнему дню.
- Пойду, отвечу на звонок. Начальство, - придумала повод и направилась на кухню Лена.
От сорокаминутного завывания талантливейшей, интеллигентнейшей Тамары Павловны у нее изрядно разболелась голова.
- Леночка, разве ты не хочешь послушать Тамару Павловну? Где ты еще услышишь такое талантливое и душевное чтение, - пыталась остановить невестку Василиса Петровна.
- Очень хочу. Но начальство, - Лена попыталась изобразить на Лице искренне сожаление, что ее отрывают дела от приобщения к прекрасному и пулей вылетела из комнаты.
- Как хорошо посидели, - собираясь домой, похвалила Тамара Павловна.
И Лена заметила, как облегченно вздохнула свекровь и даже впервые за вечер улыбнулась вполне искренне, а не настороженно.
- Жаль, что вам ничего нельзя было есть, - Тамара Павловна с сочувствием посмотрела на Василису Петровну и Вадима. - Но я вас выручу. Не пропадать же добру. С собой заберу.
- Конечно, конечно Тамарочка. Сейчас тебе Леночка все упакует. Кушай на здоровья. Как я рада, что тебе можно, и ты еще и дома покушаешь. Ой, а тут смотри, я захватила для тебя картошечки с огорода, морковочки, яблочек, свеколки, лучка, - Василиса Петровна начала перебирать, показывая, авоськи, которые привезла с собой на встречу с подругой. - Вадик тебя отвезет и в квартиру все поднимет.
- Спасибо, Василисушка. Не знаю, разрешит ли мне моя гаечка это поесть, но будем надеяться на лучшее, - Тамара Павловна скорбно сморщила лицо.
- Будем надеяться, Томочка. Авось все обойдется. Хорошее же, свежее, все сама растила, без каких-то нитратов, - суетливо забормотала Василиса Петровна.
Наконец, за гостьей закрылась дверь.
Василиса Петровна тут же бессильно опустилась в прихожей на пуфик и откинулась к стене, прикрыв глаза.
- Вам плохо? - подскочила Лена.
- Ничего, не волнуйся, - Василиса Петровна успокаивающе похлопала невестку по руке. - Поволновалась. Давление, наверное, опять поднялось. Очень я за Тамару переживаю. А если ей из-за нашей еды еще бы и плохо стало?! Она и так жизнью обиженная. Здоровья нет, работать нельзя.
- А почему она очки себе не купит, раз зрение плохое? Чего так ходит?
- Денег у нее, Леночка, нет.
- Так может, скинуться ей на очки хорошие? - предложила Лена. - И на улицу выйдет, и работать сможет. Да хоть вон в библиотеке. Деньги у нее появятся, общение.
- Что ты. Какая из нее работница, слабая она, видишь, какая. Так, подаянием кормится. Мама ее пенсию получает. На нее и живут. Сейчас, Леночка, я посижу и пойду на автобус.
- Не надо. Вадик вернется и отвезет. Давайте пока почаевничаем. Я Вам и тортик купила, - заулыбалась свекрови Лена. - Вы ж и не поели ничего.
- Да видишь, вредно все. Темные мы, едим, что попало. А Тамара вот все проверяет. Может поэтому и давление у меня скачет, что не думая в еду рот тяну. Я уж до дома. А Вадика не надо, он Тамару возить устал, я сама.
- Ну, нет. Тогда я такси вызову.
- Лена, нет. Слушай меня, попыталась привычно командовать Василиса Петровна, но голос ее сегодня звучал слабо, видно, и правда, плохо стало.
- И не подумаю, - Лена нажала вызов на телефоне.
Как ни упиралась Василиса Петровна, но Лена проследила, чтобы она уехала на такси. Специально со свекровью вниз спустилась и даже в машину посадила.
******
- Леночка, здравствуй, - месяц спустя раздался в телефоне голос Василисы Петровны. - Я слышала у тебя большой праздник на работе намечается?
- Да. И праздник. Юбилей фирмы отмечаем. И фуршет, - ответила свекрови Лена.
- Леночка, а можно, ты Тамарочку пригласишь. Ты же начальница, разрешения спрашивать не у кого.
- Да, запросто. Только ведь у нас фуршет на ее желудок не рассчитан.
- Ой, ей еда не надо. Она только культурную программу посмотреть хочет.
- Договорились. Пусть приходит. Сама приедет?
- Сказала, брат привезет.
В день юбилея Лена встретила Тамару Павловну.
- Вы как? А то мне бежать надо.
- Не беспокойся, Леночка. Я как-нибудь потихонечку, - слабым голосом ответила Тамара Павловна, выпроводив Лену.
Но все же Лена чувствовала себя виноватой, что не может больше времени уделить подруге свекрови, к тому же нездоровой и слабой.
- Ирочка, присмотри за той женщиной, чтоб ей уютно было, - не вдаваясь в подробности состояния Тамары Павловны, попросила Лена секретаршу, издали провожая Тамару Павловну взглядом.
- Хорошо Елена Сергеевна.
Дальше Лену закрутили дела, гости, обязанности хозяйки.
- Ира, как там вчера Тамара Павловна? - спросила Лена секретаршу на следующий день.- Я ее из вида потеряла. Наверное, она рано ушла?
- Да что Вы, она до конца была. Ей так понравилось. Она даже на фуршет осталась.
- На фуршет? Ты ничего не путаешь?- не поверила Лена.
- А что, нельзя было?
- Можно, но она не собиралась. Тамаре Павловне особая еда нужна, а у нас ее не было.
- Не знаю, Елена Сергеевна. Она и оливье в корзиночках поела и очень хвалила, и селедку под шубой, и копченую скумбрию. А грибочков маринованных жалела, что мало осталось, и пирожных с розовым кремом тоже только два ей достались.
- Ира, не может быть! Оливье? Селедку под шубой? С майонезом?! Она этого не ест. У нее диета жесткая. Пирожные? Что за чушь. Ее не на скорой потом увезли?
- Нет. Она такси себе вызвала.
- Такси!? А кто оплатил? Ты? У нее же денег нет, - вырвалось у Лены.
- Она сама оплатила. Сказала, что на автобусе не потрясется. Елена Сергеевна, да у нас видео осталось. Вот посмотрите сами, - услужливая Ирочка уже включала запись. - Прекрасно она все ела, видите. А тут она танцует с диджеем.
Лена смотрела и глазам своим не верила. Та, что изводила свекровь гаечками, придирками к рецептам и свежести продуктов, наворачивала за обе щеки все подряд, причем с аппетитом и танцевала рок-н-ролл. Жаловалась, что нет денег даже на очки, а потом сама прекрасно уехала на такси еще и бизнес-класса.
- Вы это виделы? - без предисловия Лена включила запись юбилея Вадиму и Василисе Петровне. - Смотрите, смотрите. Вот она трапезничает. Заметьте, без всякой гайки, но зато с майонезом и кремом. А тут еще и выплясывает та, что не может до остановки автобуса дойти. Вишенка на торте – такси бизнес-класса.
- Леночка, что же мне делать? Она опять ко мне в гости просится. Говорит, сухарей насушила специально моим козочкам. Как я откажу?
- Хотите, я покажу ей эту запись?
- Не надо. Я уж сама как-нибудь с ней договорюсь. Мы же подруги.
Вместо эпилога.
- Лена, приезжай. Мама в больнице.
- Вадик, что случилось?
- Переволновалась, Тамару Павловну вчера принимала.
Василису Петровну не спасли.
Попрощаться с подругой Тамара Павловна не пришла. И Лену, и Вадима она заблокировала, а если встречала где-то на улице, отворачивалась.
Если Вам понравилась эта история! Я приглашаю Вас подписаться на страницу Telegram Благодаря этому Вы всегда будете в курсе всех моих последних публикаций и сможете первыми узнать о новых и интересных темах.