Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

История освоения Северо-Западного прохода

Оглавление

Путь в Азию через север: от острова Ньюфаундленд к Лабрадорскому морю, Баффиновой Земле, за полярный круг и до самого Тихого океана

Фредерик Эдвин Чёрч, «Айсберги». Картина написана после вдохновленного пропавшей экспедицией Франклина путешествия к Ньюфаундленду и Лабрадору, 1861
Фредерик Эдвин Чёрч, «Айсберги». Картина написана после вдохновленного пропавшей экспедицией Франклина путешествия к Ньюфаундленду и Лабрадору, 1861

Северо-Западный проход (СЗП) — морской путь из Атлантического океана в Тихий через Арктический архипелаг, группу малонаселенных канадских островов. Впервые с СЗП столкнулись европейские путешественники в пятнадцатом веке, но арктические погодные условия и ледяной покров сделали маршрут непроходимым, сорвав многие экспедиции. Морской путь удалось покорить лишь в начале 20-го века, а спустя столетие Северо-Западный проход и вовсе освободился ото льда.

Первое знакомство с СЗП

Первым человеком, достигшим Северо-Западного прохода, стал итальянский мореплаватель Джон Кабот, возглавлявший английские морские экспедиции. Путешествие началось в 1497 году из Англии с небольшой командой из 18 человек. Как и Христофор Колумб, Кабот отправлялся в плавание в надежде попасть в Азию.

За пять недель экспедиция пересекла Атлантический океан и высадилась на побережье Северной Америки, после чего направилась на север. По пути к Арктике был открыт остров Ньюфаундленд на востоке современной Канады. Обогнув островную территорию, Джон Кабот добрался до Лабрадорского моря — к началу Северо-Западного прохода. Однако команда приняла решение возвращаться обратно из-за усложнившихся климатических условий и появления первых ледников.

Памятник Джону Каботу на мысе Бонависта в Ньюфаундленде. Фото: Evan T Jones / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0
Памятник Джону Каботу на мысе Бонависта в Ньюфаундленде. Фото: Evan T Jones / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Вернувшись в Англию, Джон Кабот утверждал, что его экспедиция открыла настоящий путь в Китай. Английский король Генрих VII санкционировал новую экспедицию и щедро её профинансировал. В очередное путешествие через Атлантический океан Кабот направился в 1498 году с пятью кораблями и командой из 200 человек. Экспедиция так и не вернулась в Англию, затонув в море у берегов Северной Америки.

Весь следующий век европейцы пытались подобраться к Северо-Западному проходу и продвинулись к Баффиновой Земле, что почти на 1500 километров севернее Ньюфаундленда. Однако большинство экспедиций терпели неудачу и гибли во льдах Лабрадорского моря.

Экспедиции 17-го века

Англичане и голландцы продолжили искать альтернативный морской путь в Азию через североамериканский континент. В 1610 году английский мореплаватель Генри Гудзон исследовал большую часть северных территорий, названных в его честь Гудзоновым заливом. Он внёс большой вклад в исследование арктических территорий современной Канады.

Весной 1611 года его команда, долгое время дрейфовавшая во льдах во время очередной экспедиции, подняла мятеж. С тех пор Генри Гудзона больше никто не видел.

Картина Джона Кольера «Последнее путешествие Генри Гудзона», 1881
Картина Джона Кольера «Последнее путешествие Генри Гудзона», 1881

Другим известным путешественником этого периода был англичанин Уильям Баффин, который в 1616 году исследовал северо-западную часть Гренландии. В своих экспедициях мореплаватель установил важные географические ориентиры, которые стал основой для последующих исследований Северо-Западного пролива. Тогда же впервые экспедиция ушла за Северный полярный круг.

Рассвет арктических экспедиций

Интерес к Северо-Западному проходу возродился с новой силой в 19-ом веке. Главным героем этого периода стал английский исследователь Арктики Джон Франклин, который в 1845 году возглавил экспедицию по поиску Северо-Западного прохода на кораблях «Эребус» и «Террор».

Экспедиция Франклина стала одной из самых трагичных в истории полярных исследований: оба корабля затерялись во льдах, а все члены команды погибли. Археологи обнаружили скелеты некоторых членов экипажа Франклина на острове Кинг-Уильям в Нунавуте в начале 1990-х годов. Обломки корабля «Эребус» были найдены в 2014 году недалеко от острова Кинг-Уильям, а два года спустя немного севернее обнаружили и фрагменты «Террора».

«Эребус» и «Террор» отправляются в Арктику
«Эребус» и «Террор» отправляются в Арктику

В 1850 году шотландский мореплаватель Джон Рей и канадский исследователь Роберт Мак-Клур отправились на поиски пропавшей экспедиции Франклина и впервые обогнули североамериканский континент вдоль Северо-Западного прохода. Однако часть пути команда проделала по суше после потери своего корабля.

Первое пересечение Северо-Западного прохода

Северо-Западный проход впервые по воде был преодолен норвежским исследователем Руалем Амундсеном в 1903−1906 годах. Он выбрал небольшой, но прочный корабль «Йоа», который был построен специально под полярные условия. Экспедиция была тщательно спланирована, команда взяла с собой научное оборудование для проведения метеорологических и магнитных наблюдений.

Корабль «Йоа» с экспедицией Амундсена на борту
Корабль «Йоа» с экспедицией Амундсена на борту

16 июня 1903 года «Йоа» покинула Осло и отправилась в свой долгий путь. В августе Амундсен и его команда добрались до пролива Симпсон, где остановились на первую зимовку в небольшом заливе. Здесь экспедиция провела почти два года, изучая арктическую природу, проводя научные исследования и устанавливая контакты с местными инуитами.

В августе 1905 года команда Амундсена продолжила путь на запад. В сентябре экспедиция, наконец, достигла Тихого океана. Это событие ознаменовало первое успешное преодоление Северо-Западного прохода в истории по морю. Однако на этом путешествие не закончилось — экспедиция достигла берегов Аляски только в 1906 году.

Экипаж яхты Амундсена «Йоа» в порту Ном по окончании преодоления Северо-Западного прохода. Амундсен слева
Экипаж яхты Амундсена «Йоа» в порту Ном по окончании преодоления Северо-Западного прохода. Амундсен слева

Поход Руаля Амундсена продемонстрировал возможности малых судов в арктических условиях, важность тщательной подготовки и выживания в экстремальных условиях. Амундсен доказал, что Северо-Западный проход, хотя и чрезвычайно труден, все же может быть преодолен. Это путешествие проложило путь для дальнейших исследований Арктики.

В 20-м веке Северо-Западный проход активно исследовали Канада и Советский Союз, открывая новые проливы и составляя детальную карту маршрута. В 1960-х годах СЗП был полностью изучен — на карту нанесли все острова и проливы, встречающиеся на морском пути. С этих пор Северо-Западному проходу пытаются найти экономическое и логистическое применение, однако по сей день перспективы использования этой транспортной артерии остаются туманными.

***

Автор: Денис Ивановский, специально для GoArctic