Не знаю как начать. Дисклеймер: я не говорю что что-то хорошо, а что то плохо, а просто пытаюсь писать ситуацию, которую вижу
В кругах татарской интеллигенции есть дискурс сохранит ли Ислам нас как народ? Ислам как глобальная религия ставит целью распространение своих норм на всю Землю, но не как не развитие его одного народа.
Да мусульманство в широком смысле было татарским во время царя (в имперское время). Или же, к примеру, в СССР человека принявшего Ислам называли татарином. Но после развала СССР таджики, узбеки, кавказцы забрали нашу монополию себе. И это медицинский факт.
Ислам долгое время до революции был татарской идеологией и все строилось на нем. И культура была в тесной связке с ним и язык и все. В СССР сформировалась светская пост-мусульманская нация, со всеми ценностями коллективизма. В 90-е начали возрождать религию, но она не стала опорой для народа.
С наплывом мигрантов в новой России мечети поменяли свой этнический состав. Их функция по консолидации татар пропала. И сама работа по исламизации населения активно не велась. Эти два фактора привели к тому что большая часть народа не смогла вернуться в религию.
Да вы скажете что сейчас все больше татар входят в Ислам. Но скажете на какой базе это происходит? Когда все исламские знания на русском и нет базы татарского ислама. А есть общеСНГшное мусульманское пространство.
Недавно я видел shorts в Ютубе в котором перечислялись мусульманские народы СНГ: кавказцы, Таджикистан, Узбекистан и.т.п. .... НО НЕТ татар. У меня тогда сгорело.
Почему мы думаем, что мусульманство и татарство это одно и то же?
Я всегда думал в твердой связке татарин = мусульманин. Потому что вырос в деревне, где знал только два народа: татары и русские. Большинство татар думают также, потому что выросли именно в деревне.
Такое черно-белое мышление конечно не соответствует уже 21 веку. Но так как я думал в детстве - было всегда. И в СССР и при царях.
Сейчас мы видим, что большинство деревенских татароязычных 0 в понимании нашей религии предков. Нет понимания даже основ религии.
Но в то же время люди с татарским именем и фамилией, делающие намаз 5 раз, не способны говорить на татарском языке.
Когда большевики забрали у нас мусульманство мы приняли это, когда они позже забрали у некоторой нашей части язык, люди тоже промолчали, Но когда к нам вернулся Ислам в 90-е, не на что оказалось его нанизывать. А это я имею ввиду многовековую тюркскую татарскую ментальность. Её у многих уже не осталось и эта тюрко-мусульманская связка сломалась в наше время.
Новые мусульмане
Ислам был нашей этнорелигией долгое время. Но татары не евреи. Сейчас век глобализма. Чтобы жить по религии уже не нужно замыкаться, все дороги открыты, а догватчики в Интеренете скажут тебе, что лучше бросить свою Родину и сделать хиджру.
И сейчас мы все живем в глобальной деревне. Сейчас в России под мусульманами подразумеваются главным образом мигранты, потом кавказцы, и только лишь потом мы татары.
Идет процесс формирования общерусского мусульманства безэтничного проекта. Нужно ли это элитам? Я не знаю. То же самое идет и в Европе. Арабы, пакистанцы афганцы, африканцы. Их всех смешают и получат новый евро-мусульманский народ, который будет там доминировать по численности.
Я считаю, что традиционно на этих землях из покон веков есть только две версии Ислама: кавказская -шафиитский мазхаб со своими траициями и татарский в Волго-Уралье - ханафия (ханафитский мазхаб). Новые мусульмане, которые к нам приезжают должны вливаться в одну из этих ветвей, если они хотят тут жить всю жизнь.
Новиопы, принявшие Ислам выхолащивают и нашу религию и нашу национальность. Люди, которые в религии недавно могут из нее выйти. Посмотрите на того же Сергея Романовича. Он ушел в аскетизм, прожил так несколько лет, но уже вышел. Какая польза для российского Ислама? Показать, что ты туда можешь войти и выйти как в магазин. Нет это не магазин.
Я за Ислам и за татар
Конечно, же я мусульманин. Я вырос на башкирской мусульманской земле, на земле убежденных единобожников. На земле имамов Кул Шариф, на земле батыров Салаватов Юлаев, на земле поэтов Габдула Тукай.
Я не слушал с детства лекции саляфитов, я не рос мульти-перемешанной среде. Я не могу противостоять глобальным трендам. Но Я сам могу остаться преданным татарской нации и нашему Исламу.
Что Вы думаете по этому поводу? Связана ли национальность и религия? Пиши в комментарии