Алексей Хотеев
Адрес статьи: https://naukaverakuljtura.com/русская-вильна-епархиальный-архи/
Имя Николая Михайловича Чагина (1823—1909), выдающегося архитектора, чья творческая деятельность была связана преимущественно с храмостроительством в Литве и Белоруссии, известно в настоящее время разве что специалистам по истории архитектуры да священнослужителям. Действительно, под его руководством или с его участием только в Могилевской и Витебской губерниях были построены, отреставрированы или перестроены более ста двадцати православных храмов. Так что он является одним из активных деятелей церковного строительства в Белоруссии во второй половине XIX в. Напомнить об этих заслугах Н.М. Чагина понуждает и 110-летний юбилей со времени его кончины.
Родился будущий архитектор 20 ноября 1823 г. в Орле в небогатой семье местного торговца. Во время учебы в орловском училище он проявил способности к рисованию и был направлен для продолжения образования в Санкт-Петербургский технологический институт, после окончания которого поступил в Академию художеств. Из нее он вышел в 1848 г. с малой серебряной медалью в звании «неклассного художника» за подготовку проекта гимназии на 100 человек. В том же году Н.М. Чагин был направлен на службу в Виленскую губернию для содействия в постройке церквей. Занимая различные должности в губернских и епархиальных учреждениях Северо-Западного края, он вышел в отставку в 1897 г., проработав таким образом в архитектурно-строительной сфере 49 лет.
Плодами его деятельности стали многочисленные православные храмы в Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской и Могилевской губерниях. В частности, под руководством Н.М. Чагина построены Симеоновский кафедральный собор в Бресте, Свято-Троицкая церковь в Слониме, восстановлены Успенский (Пречистенский) собор и Пятницкая церковь в Вильно. Здесь же по его проекту была построена на православном кладбище церковь прп. Евфросинии Полоцкой. Особо необходимо отметить его участие в сохранении Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно: будучи в составе комиссии по спасению этого храма он решительно высказался против ее разборки и переноса на другое место. В том же Гродно по его проекту производилась перестройка древнего костела (фара Витовта) в православный Софийский собор (в 1923 г. переделан обратно в костел, а в 1961 г. взорван). Он также перестраивал виленскую Никольскую церковь (до 1840 г. костел св. Казимира) — православный кафедральный собор, в котором служил известный пастырь, воссоединитель униатов, митр. Иосиф (Семашко). До сих пор свидетельствуют об архитектурном таланте Н.М. Чагина построенный в неовизантийском стиле Рождественский кафедральный собор в Риге и нарядная церковь Воскресения, возвышающаяся на скале возле поселка Форос (Крым).
Справедливости ради необходимо заметить, что он не только занимался переделкой католических костелов, но и их реставрацией. Так, по проекту Н.М. Чагина была возведена колокольня в готическом стиле при костеле св. Анны, одном из древнейших виленских храмов, славившихся своей архитектурой.
Н.М. Чагин также строил здания учебных заведений и больниц. Например, в городе Соколка Гродненской губернии (сейчас территория Польши) по его проекту и под его руководством было построено писарско-егерское училище. Из сохранившихся работ архитектора по гражданской части можно упомянуть реконструкцию дворца братьев Тышкевичей в Вильно. За «опытность и познания в строительном искусстве и архитектурном художестве» в 1853 г. он был награжден почетным званием академика архитектуры.
Важно отметить, что Н.М. Чагин не только занимался осуществлением отдельных строительных проектов, но заботился и о развитии правильного и масштабного церковного строительства в Белоруссии. Подтверждением тому служит «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях» — альбом, им подготовленный и изданный в 1863 г. (при участии академика А.И. Резанова). Сюда вошли проекты 60 каменных и деревянных храмов Витебской, Могилевской и Минской губерний, которые рекомендовались в качестве образцов для последующего возведения церквей. Многие из предложенных проектов в дальнейшем были реализованы.
Было бы ошибкой считать, что дело храмостроительства в Белоруссии продвигалось тогда легко только лишь потому, что оказывалась государственная финансовая и административная поддержка. В действительности складывалась более сложная ситуация. В конце своей службы Н.М. Чагин подал в хозяйственное управление при Святейшем Синоде записку, в которой указал на причины различных неудач при строительстве православных церквей в западных губерниях. Он отмечал недостаточную подготовленность членов церковных строительных комитетов к ведению такого рода работ. Приходской священник, церковный староста, волостной старшина и мировой посредник, составляющие комитет, не были профессиональными строителями. Поэтому они обращались к посредникам, различным агентам, мало заинтересованным в строительстве православных храмов, поскольку мастера-каменщики и инженеры были иудейской веры или католиками. Подрядчики, подобранные такими агентами, завышали цены, использовали непрочные материалы, строили некачественно, что приводило к обрушениям, переделкам и дорогостоящим капитальным ремонтам. По мнению Н.М. Чагина, дело церковного строительства пошло бы лучшим образом с привлечением самих прихожан, а в перспективе — с выдвижением подготовленных специалистов-строителей из среды православных. Действительно, профессиональное образование на территории Белоруссии в то время давали только ремесленные школы, преимущественно частные, которых было явно недостаточно.
Иная постановка дела требовала усилия новых деятелей, а Н.М. Чагин был уже в преклонных летах. 6 июня 1909 г. он преставился в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. За свою энергичную деятельность этот искренний православный человек заслуживает благодарной памяти потомков.