7 дней – 7 статей
БЕРДНИКОВ, Лев. Дерзость подпоручика Ржевского: К 220-летию со дня смерти // Нева. 2024. – № 8.
Очерк о поэте Алексее Андреевиче Ржевском (1737–1804), офицере лейб-гвардии Семеновского полка, а затем – действительного тайного советника, сенатора, вице-директора Императорской академии наук, президента Медицинской коллегии и масона.
Автор очерка Лев Иосифович Бердников родился в 1956 году в Москве. Работал в Музее книги Российской государственной библиотеки, где возглавлял научно-исследовательскую группу русских старопечатных изданий. Защитил диссертацию. С 1990 года живет в Лос-Анджелесе. Автор девяти книг и нескольких сотен публикаций в России, США, Канаде, Англии, Израиле, Германии, Дании, Латвии, Украине, Беларуси, Молдове. Член Русского ПЕН-центра, Союза писателей Москвы, Союза писателей XXI века и Союза русскоязычных писателей Израиля. Член редколлегии журналов «Новый берег» (Дания) и «Семь искусств» (Германия), зам. главного редактора журнала «Слово/Word» (CША). Лауреат Горьковской литературной премии 2010 года в номинации «По Руси. Историческая публицистика». Почетный дипломант Всеамериканского культурного фонда им. Булата Окуджавы.
БЕРКОВИЧ, Евгений. Охотничьи рассказы академика Арнольда об Эйнштейне и Пуанкаре // Нева. 2024. – № 8.
Вряд ли еще какая-то передача популярной некогда телевизионной серии «Очевидное — невероятное» столько раз просматривалась в записи, как передача с вполне академической темой «Математика и физика». В этот день ведущий передачи
Однажды Сергей Петрович Капица пригласил в программу «Очевидное – невероятное» выдающегося математика современности академика Владимира Игоревича Арнольда, который «привел факты, свидетельствующие о том, что великий физик Альберт Эйнштейн «позаимствовал» свою специальную теорию относительности у другого великого ученого – математика француза Анри Пуанкаре, нигде на него не сославшись. На юридическом языке это называется плагиат, хотя и рассказано все было с заразительной улыбкой, с какой обычно рассказывают веселую байку или смешную охотничью историю».
Историю развернул в увлекательный очерк Евгений Беркович, публицист, историк науки и литературы, издатель, кандидат физико-математических наук, доктор естествознания (Германия); создатель и главный редактор журнала «Семь искусств» и ряда других сетевых изданий; дважды лауреат Беляевской премии за просветительскую деятельность.
ЕРМОЛИН, Евгений. Булат Окуджава: проблемное наследство: Творческая личность и историко-культурный контекст в актуальной сетевой дискуссии // Знамя. 2024. – № 8.
Исследование литературного критика, журналиста, редактора, историка культуры, эссеиста, блогера, краеведа.
КАВАФИС, Константинос. «Кони Ахилла» // Новый мир. 2024. – № 8. – (Новые переводы).
«Поэт, с одной стороны, стремившийся в поэзии к историзму, а с другой, ненавидевший мифологичность, – победил свое время. Времени в стихах Кавафиса нет». Так говорит о греческом поэте переводчик Константин Колпаков, отмечая при этом подчеркнутую зрелость его стихотворений. Необходимость же в новых переводах диктуется не только авторским подходом к стихам Кавафиса, но еще новой эпохой, которая требует своего собственного прочтения этой поэзии.
Свечи
Дни предстоящие встают передо мною,
как долгий ряд пылающих свечей,
искрящихся, горячих и живых.
Былые дни все позади остались,
печальной чередой свечей давно погасших,
растаявших, холодных и кривых,
и догорающих, и медленно чадящих.
Я не хочу их видеть. Я печален,
когда вдруг вспомню, как они горели.
Милее мне пылающие свечи.
Не буду в прошлое смотреть, чтобы не видеть,
как с каждым днем свечей все больше гаснет,
как меньше остается несгоревших.
ЛИВЕРГАНТ, Александр. Даниель Дефо: Факт или вымысел. Фрагмент книги // Нева. 2024. – № 8.
Книга «Даниель Дефо. Факт или вымысел» литератора, литературоведа, переводчика, кандидата искусствоведения, главного редактора журнала «Иностранная литература» Александра Ливерганта выйдет во второй половине года в издательстве «АСТ» (редакция Елены Шубиной).
МАРКОВ, Александр. Первый роман Вальтера Беньямина // Знамя. 2024. – № 8. (Пристальное прочтение).
«Заметка Вальтера Беньямина «Детское восприятие цвета» (1915) занимает две страницы и делит его жизнь на две неравные части. До этого труда – дурной филологизм, стремление представить даже самую точную стенограмму своих чувств как что-то готовое к употреблению, литературное, на поверку не совсем подлинное. Юный Беньямин цепляется за стихи и за свой домашний опыт как студент-отличник, вдруг что-то забывший и пытающийся достать или добыть шпаргалку, хотя в отличие от троечника со шпаргалкой он выглядит нелепо. После этой заметки и начинается тот Беньямин, которого мы знаем, – в чем-то провокатор, в чем-то неуклюжий трубадур; но всегда мыслитель, покончивший с филологизмом. Он смело выстраивает слова и понятия, опережающие жанровые ожидания. Он преодолевает меланхолию и ностальгию, потому что прекратил подглядывать в книги, но стал глядеть глазами книг на происходящее, – чтобы его щедро наполненные цитатами и выписками речи в духовных странствиях встретили авторов этих книг, готовых принять такие расписки в верности».
ТЕНДРЯКОВ, Владимир. Муки творчества : Вступление и публикация Марии Владимировны Тендряковой // Знамя. 2024. – № 8.
«Муки творчества» спустя тридцать лет продолжают серию архивных «перестроечных» публикаций, тех произведений, которые В.Ф. Тендряков писал «в стол» и даже не пытался печатать во времена Советского Союза. Этот жанр сейчас мы называем нон-фикшн, но в 1970-е годы такого понятия в русскоязычном литературном обиходе не было. В «Муках творчества» несколько сюжетных линий и множество действующих лиц, могло бы потянуть на роман, но уж больно всё концентрировано и кратко. Как и в других работах В.Ф. задаются и исследуются вопросы, до боли важные для самого автора: как построение мира Свободы и Справедливости обернулось террором? Как получается, что святая вера в идеалы коммунизма не разбивается о кровавую реальность, а жертвы оправдывают насилие? Как быть со своей правдой «одному в поле воину»?
Но всё это – «повторение без повторения». Это та красная нить, которая так или иначе идет через все работы Тендрякова».