Найти тему
Спасибо, послушаю

САМЫЕ ИДИОТСКИЕ ТЕКСТЫ в русской поп-музыке

Оглавление

Я живу в сельской местности, в 120 километрах от Питера. Вокруг меня сосны, озёра, свежий воздух и доброжелательные люди. Но за всё приходится платить. И, видимо, моя плата за тихую загородную жизнь – это местный набор радиостанций. Здесь ловит всего 5 радиоканалов, причём один из них – финское лютеранское радио, где с утра до вечера один и тот же пожилой человек монотонно что-то вещает на финском с редкими перебивками на церковную музыку. И это единственное, что можно слушать фоном в машине. Потому что четыре других радио – это авторский сборник какой-то самой отбитой русскоязычной поп-музыки всех времен, от которой у меня, видавшего виды меломана, глаза лезут на лоб.

Я прекрасно помню день, когда родилась идея сегодняшней статьи. Я ехал по трассе, финский лютеранский дедушка почему-то решил устроить день тишины, интернет в телефоне не ловил, и мне пришлось искать музыку на оставшихся четырех радиостанциях, которые, к слову, называются весьма креативно - радио «Модное», радио «Новое» и еще два крупных федеральных радио, которым я не буду лишний раз делать рекламу. И первым, что я услышал, были строчки:

Я попала в сети, возможно, будут дети, возможно, все серьезно, если ты заметил

"Окееееей",- подумал я и сразу же поменял «Новое» на «Модное». Лучше не стало, потому что там Наталья Подольская пела:

Ты знаешь котик, любовь-н*ркотик, и от неё растёт животик

И в этот момент мне захотелось понять, как такие тексты вообще рождаются на свет? Кто их пишет? Возможно, это какая-то тонкая постирония, которую мы все не понимаем? Или же в один прекрасный день Наталье Подольской во сне приходит озарение, и она просыпается с гениальной рифмой котик-животик?

Наталья Подольская
Наталья Подольская

Поэтому сегодня мы разбираем самые странные, идиотские и нелепые тексты в русской поп-музыке, а также пытаемся разгадать тайну их происхождения. Я специально не брал очевидные и ставшие классикой примеры, вроде «ветерок твои губы колышет» и «твои глаза – два бриллианта в три карата», потому что о них уже сказано много.

Вместо этого я окунулся в более редкие и менее раскрученные образцы отечественной поп-поэзии и немного побарахтался в этой графоманской проруби. Как всегда напоминаю, что лайк и подписка - это лучший способ сказать мне спасибо и поддержать канал.

Корни - Ты узнаешь её

Хотя один широко известный пример в сегодняшней статье всё же будет. Помимо уже упомянутых мной строчек про колышущий губы ветерок и микроскопические трёхкаратные глаза, в начале двухтысячных только ленивый не шутил над текстом про изумрудные брови, колосящиеся под знаком луны.

Группа Корни
Группа Корни

Тогда многие считали, что победители первой «Фабрики Звёзд», группа Корни, решили поиграть в высокую поэзию и проиграли. По всей видимости, словосочетания «она любит варенье из ласк», «ее профиль как сон тишины» и «аппликация леса в реке вертикальной» должны были стать красивыми загадочными метафорами, но на слух воспринимаются скорее как стенограмма беседы с шизофреником. Не говоря уже о том, что гладиолус практически не имеет запаха.

Но всё оказалось куда интереснее. Начнем с того, что группа Корни к этой песне прямого отношения не имеет – они всего лишь исполнили материал, который им выдал продюсер Игорь Матвиенко. Музыку Матвиенко написал сам, а вот текст он доверил поэту Павлу Жагуну, который был не последним человеком на советской и российской эстраде.

Павел Жагун
Павел Жагун

И думаю, вы также как и я удивитесь, когда узнаете, что помимо строчек про варенье из ласк и колосящиеся брови Павел Жагун также написал написал вот это:

И даже это:

Но это еще не всё. Оказывается «Ты узнаешь ее» - это подражание Осипу Мандельштаму, в частности, стихотворению «Только детские книги читать…» 1908 года:

Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду

Как минимум, стихотворный размер у них полностью идентичен. Об этом сам Жагун написал в своей книге «Я выбираю тебя», где рассказывается о его песенном творчестве.

И еще один внезапный поворот, который особенно понравится постоянным читателям канала «Спасибо послушаю». Помните группу «Август», про которую я рассказывал в выпуске про Советский Метал? Где на обложке грозный Олег Гусев смотрит вам прямо в душу и угрожает напульсником?

Олег Гусев
Олег Гусев

Так вот, во второй половине 90-х Олег Гусев стал популярным российским клипмейкером и в том числе снял клип на песню «Ты узнаешь ее» для группы Корни. Вот так внезапно брови под знаком луны, Мандельштам и советский метал сошлись в одной точке. Надеюсь, пространственно-временной континуум выдержит такое комбо.

Другие правила - Опера

Сегодня мало кто помнит, что «Фабрика Звезд» была не первым шоу на российском телевидении в формате «зажигаем музыкальные звезды в прямом эфире». В сентябре 2002 года, буквально за месяц до премьеры Фабрики, канал Россия совместно с Европой Плюс запустили свой проект под названием «Стань звездой».

В отличие от Фабрики, в «Стань звездой» упор делался на многочисленные отборочные туры, проходившие по всей стране. Еще меньше людей помнят, что победителем этого проекта стала группа «Другие правила», которая оставила мазок в истории российского шоубиза песней «Лети! Беги!».

Но сегодня речь пойдёт не о ней, а о треке «Опера», который Другие Правила выпустили вторым синглом. И он смело может претендовать на звание самого бессвязного произведения в истории отечественной попсы. По-моему, даже в вокализе Эдуарда Хиля смысловой нагрузки гораздо больше, чем в Опере.

Не надо бла-бла-бла, а роль моя игла, новая-я новая-я опера

Я честно прослушал этот трек несколько раз, но так и не смог понять, что же автор пытается нам донести. Если вся эта история с оперой – какая-то глубокая аллегория, то с глубиной Другие правила явно перестарались и пробурились куда-то в соседский погреб.

Она дала, роль каждого мала, ла-ла-ла-ла-ла-ла, ее нет, она была

Текст песни звучит так, как будто где-то сломалась одна языковая нейросеть. Более того, это первый сингл на моей памяти, где автор слов попросту не указан. Ни на развороте альбома, ни в выходных данных – как будто человек, написавший это глубокомысленное произведение, сознательно решил скрыть своё имя. И, честно говоря, я бы поступил точно так же, если бы написал песню, начинающуюся со слов «Алё, гараж, почём продашь».

Группа Другие Правила
Группа Другие Правила

Александр Буйнов - Зачем

Когда Владимир Матецкий и Юрий Чернавский записывали свой легендарный альбом «Банановые острова» вместе с группой Веселые Ребята, предполагалось, что все песни будет исполнять Александр Буйнов. Но Буйнов отказался, так как посчитал тексты слишком абсурдными. В итоге композитору Чернавскому пришлось петь самому.

Это занимательный факт, потому что через 20 лет, в 2005 году, Александр Буйнов выпустит песню «Зачем», которая начинается со слов

Гладковыбритая змея, тычет в сердце холодной мордочкой

Это что же должно твориться в творческом сознании Буйнова, если ироничная песня про мальчика бананана кажется ему абсурдной, а слезливая баллада про гладковыбритую змею – нет? Мало того, что бритье змеи само по себе вызывает вопросы, так она ещё куда-то тычет холодной мордой. Мне кажется, Александру Буйнову нужно срочно записаться на приём к сексологу, там явно есть что обсудить. Но эта история в очередной раз оказалась более многослойной, чем кажется на первый взгляд.

Александр Буйнов
Александр Буйнов

Как вы, вероятно, успели услышать, «Зачем» - это русскоязычный кавер на хит Адриано Челентано «Confessa». Его текстовую адаптацию сделала поэтесса Джахан Поллыева.

Окей, подумал я, вероятно, загадка гладкровыбритой змеи кроется в оригинальном тексте Челентано. Скорее всего, это просто не самый удачный перевод какой-то итальянской идиомы. Я сравнил тексты Челентано и Поллыевой – и оказалось, что содержательно они довольно сильно похожи, но с одной оговоркой. В первоначальном варианте Челентано нет ни слова про змею, которая тычет в сердце мордочкой. Зачем сюда был добавлен этот странный образ, что он означает, почему Буйнова ничего не смутило и он это всё пропел драматическим голосом – видимо, на эти вопросы мы ответ уже не получим.

Адриано Челентано
Адриано Челентано

Эта история начинает играть еще более абсурдными красками, когда мы узнаем, что Джахан Поллыева не является поэтом-песенником по своей основной специальности – это, скорее, ее хобби, которым она занимается в свободное время. Ее основная работа – главный спичрайтер президента Российской Федерации, причём всех троих.

Она начинала как автор текстов к публичным выступлениям Ельцина, а затем стала главным спичрайтером Путина и Медведева и занималась этой деятельностью вплоть до 2012 года. Получается, что днем она писала текст обращения к Федеральному собранию для президента, а вечером переводила Челентано для Буйнова с добавлением серпентологических деталей. Хорошо хоть, что ни разу не перепутала заказчиков.

Джахан Поллыева
Джахан Поллыева

Дима Билан - Как хотел я

О Юрии Айзеншписе можно быть разного мнения, но продюсером он был однозначно талантливым. Хотя правильнее будет это называть не талантом, а коммерческим чутьем. Когда в начале двухтысячных он взялся за раскрутку молодого Димы Билана, его коллеги по цеху не особо верили в успех.

Юрий Айзеншпис и Дима Билан
Юрий Айзеншпис и Дима Билан

Но тем не менее, проект выстрелил и вскоре по Билану начали сходить с ума все 16-летние девочки страны. К моменту выхода второго альбома «На берегу неба» Айзеншпис разошёлся на полную и пригласил в качестве композитора американку Дайан Уоррен, которая и написала музыку к большей части песен на альбоме. Скорее всего, ее имя вам ничего не говорит, поскольку композиторы, как правило, остаются в тени, но вот некоторые из ее других работ:

Да, музыку к аэросмитовской «I don’t wanna miss a thing» и билановской «На берегу неба» написал один и тот же композитор, теперь вот живите с этим фактом.

Дайан Уоррен
Дайан Уоррен

При этом с текстами песен Айзеншпис поступил довольно странно. Часть песен на альбоме он доверил Сергею Алиханову, советскому поэту-песеннику старой закалки, который прославился сотрудничеством с ВИА Синяя Птица, Николаем Караченцевым и Юрием Антоновым. Для Антонова он написал, например, песню про два берега.

И вот этого уважаемого человека, работавшего с мэтрами эстрады Советского Союза, вдруг попросили сочинить модные хиты для ювенального секс-символа. В попытке создать нечто стильное-модное-молодежное Алиханов пишет несколько треков, в том числе песню «Как хотел я».

В этой композиции отчётливо слышно, как поэт старой школы пытается рифмовать возвышенные строки с нелепыми секси-фразами:

Как твои погладить волосы, встретить взгляд печальных глаз, ты в моём услышишь голосе, я хочу тебя сейчас

Но это всё было бы простительно, если бы не зацикленность Сергея Алиханова на волосах, потому что в середине песни и вовсе возникает пугающая строчка:

Чувствуешь, как голосом я глажу твои волосы

И это зрелище я точно не хочу себе представлять. Понятно, что здесь была попытка сложить высокопарный художественный образ, но в исполнении Билана, который без колебания рифмует мулатку и шоколадку, строчка про глажение волос голосом воспринимается совершенно буквально – и лично у меня уйдет еще немало времени, чтобы развидеть это жуткий гладильный обряд в своей голове.

Пропаганда - Пять минут на любовь

Моё погружение в мир российской во всех смыслах поповой поэзии, привело меня к важному выводу. В русской поп-музыке есть неоспоримые повелители нелепых текстов, серые кардиналы дурацких рифм, королевы абсурдных словосочетаний – и всё это группа Пропаганда.

Группа Пропаганда
Группа Пропаганда

Пальма вторичности однозначно уходит им и их великолепным текстам.

Под домом было метро.
Она играла в кино,
Как это было давно.
Две фишки от домино

Если вы ничего не поняли из этих строк, не переживайте, вы не одиноки. В то время как у других исполнителей можно выискивать отдельные бессвязные фразы, в творчестве Пропаганды бессвязным было примерно всё.

Можно с закрытыми глазами ткнуть в любой их текст, и с большой долей вероятности там окажется очередной страшный сон Роберта Рождественского.

Иду по стеклам босиком, продляя стену в бесконечность.
А ночь становится песком и тихо падает на плечи

По мне так уж лучше волосы голосом погладить, чем получить порцию песка на плечи. Не говоря уже о том, что в русском языке нет слова «продляя».

Примечательно, что все шедевральные тексты Пропаганды писала их солистка Виктория Воронина и никаких приглашенных авторов, как случае с другими героями сегодняшней статьи, там не было.

Виктория Воронина
Виктория Воронина

Кстати, только сейчас, по прошествии (страшно сказать) 23 лет, я наконец узнал, что поётся в припеве песни «Мелом», потому что раньше я слышал «фиолетовая пудра в ней ты и я, жизнь такая ж ты подруга ты безумная», «жизнь такая без досуга и безуглая» и множество других страннейших вариаций.

Оказывается, правильный вариант:

Жизнь, какая ж ты акула, ты ж беззубая

Что это за выражение – жизнь-акула, против которого протестует Виктория, история умалчивает.

Обязательно пишите в комментариях, какие самые абсурдные тексты в русской поп-музыки вы знаете, и я попробую собрать из ваших комментариев полноценный выпуск с народным хит-парадом идиотской поэзии. Причём я начну первым и предложу в общую копилку песню Жасмин «Не говори мне» со строчкой

И глаза и губы завязали туго мы ниточкой одной

Не так давно услышал эти стихи, и они стали спонсором моих ночных кошмаров на несколько недель, пока их не переплюнул Денис Майданов с фразой

Удивлённо голубь сизый улыбается в окне

Пойду лучше послушаю death-метал, там хотя бы тексты не такие пугающие. А сегодня на этом всё, с вами был канал "Спасибо, послушаю", увидимся в следующих выпусках друзья. Пока!