Найти в Дзене

Часть вторая: Яхья Синвар брошен в тюрьму

Он вошел в нее солдатом, но вышел лидером, обладающим профессией руководителя и знающим свои сильные и слабые стороны 1 часть здесь Когда в середине 2000 года старший офицер оккупационной армии Орит Адато приняла на себя обязанности комиссара израильской пенитенциарной службы, в израильских тюрьмах содержалось около 600 палестинских заключенных, и Синвар был одним из их лидеров и, возможно, самым опасным из них. Несколько месяцев спустя, в сентябре, разразится интифада Аль-Акса, и в течение следующих месяцев и лет Израиль арестует тысячи палестинцев, включая лидеров интифады и палестинских группировок, которых он обвинит в руководстве партизанскими операциями, боевых организаций и убийстве израильтян. Среди лидеров - Марван Баргути, секретарь движения Фатх на Западном берегу, Аббас аль-Сайид командир бригад Аль-Кассам на Западном берегу, которого Израиль называет своим самым опасным палестинским заключенным, Абдулла Баргути, заключенный, отбывающий самый долгий срок в израильских тюрьм
Яхья Синвар в тюрьме.
Яхья Синвар в тюрьме.

Он вошел в нее солдатом, но вышел лидером, обладающим профессией руководителя и знающим свои сильные и слабые стороны

1 часть здесь

Когда в середине 2000 года старший офицер оккупационной армии Орит Адато приняла на себя обязанности комиссара израильской пенитенциарной службы, в израильских тюрьмах содержалось около 600 палестинских заключенных, и Синвар был одним из их лидеров и, возможно, самым опасным из них.

Несколько месяцев спустя, в сентябре, разразится интифада Аль-Акса, и в течение следующих месяцев и лет Израиль арестует тысячи палестинцев, включая лидеров интифады и палестинских группировок, которых он обвинит в руководстве партизанскими операциями, боевых организаций и убийстве израильтян. Среди лидеров - Марван Баргути, секретарь движения Фатх на Западном берегу, Аббас аль-Сайид командир бригад Аль-Кассам на Западном берегу, которого Израиль называет своим самым опасным палестинским заключенным, Абдулла Баргути, заключенный, отбывающий самый долгий срок в израильских тюрьмах, и Ахмед Саадат, генеральный секретарь Народного фронта освобождения Палестины.

Представители оккупации утверждают, что они считали новые лица заключенных более важными, чем Яхья Синвар, хотя некоторые из них были его учениками, которые начали работать в сопротивлении под его командованием. Возможно, именно поэтому Израиль стал меньше с ним взаимодействовать, и был менее суровым с ним, чем с заключенными его уровня. Тем более, что его обвиняли не в убийстве непосредственно израильтян, а палестинцев, сотрудничающих с оккупацией, жизни которых менее важны и менее ценны жизни любого израильтянина.

Израиль теперь осознает, насколько ошибочной была его оценка. Синвар был самым опасным человеком, которого удалось освободить, поскольку, помимо его веры в сопротивление во всех его формах, никто из лидеров ХАМАСа не знал Израиль так, как знал его Синвар. Но, похоже, израильский тюремщик слишком погрузился в идею невиновности Синвара в смерти оккупанта, поэтому не разглядел его истинную личность.

Поэтому, когда у Синвара появились симптомы серьезного заболевания (а палестинские заключенные начали организовывать забастовки, угрожая неповиновением, которое могло привести к массовому тюремному восстанию из-за символичности больного заключенного), оккупационные лидеры не увидели в спасении его жизни экзистенциальной угрозы.

Освобождение Яхьи Синвара в 2011 году в результате сделки по обмену пленными. (Reuters)
Освобождение Яхьи Синвара в 2011 году в результате сделки по обмену пленными. (Reuters)

По идее, какую бы медицинскую помощь ни получал Синвар, он не должен был выйти из тюрьмы живым. Он был приговорен к 451 году тюремного заключения, и его убийство по медицинской халатности вызвало бы ненужное беспокойство внутри и за пределами тюрем, что подтвердил шейх Ахмад Ясин в интервью в конце девяностых годов, когда он говорил об обеспокоенности израильских властей по поводу смерти палестинских лидеров в тюрьмах в результате медицинской халатности.

Возможно, именно этот страх заставил оккупационных лидеров предпочесть лечить Синвара и предоставить соответствующую медицинскую помощь, несмотря на обвинения его в подстрекательстве к похищению и убийству солдат и даже в создании службы безопасности движения сопротивления и содействии созданию военного крыла, которым руководили многие его товарищи и ученики!

В 2004 году у Синвара стали проявляться симптомы опухоли головного мозга, и после обследования было решено сделать операцию. Юваль Битон, врач, проработавший в израильских тюрьмах десять лет, прежде чем перейти на работу в разведку, а затем стать главой разведывательного отдела тюремной службы, был среди врачей, лечивших Синвара.

Битон утверждает, что израильтяне провели деликатную операцию, которая заняла семь часов на втором этаже больницы «Сорока» в Беэр-Шеве, после чего Синвар вернулся в тюрьму, где он уже провел более пятнадцати лет, чтобы завершить свой срок, поскольку осталось всего четыре столетия!

Но что стоит за этими воображаемыми периодами, к которым стремится приговорить бойцов сопротивления оккупация? Офицер Адато, руководившая израильскими тюрьмами до 2003 года, заявила в интервью, что у приговоренных к пожизненному заключению есть только время, определённое тюремщиком.

Хотя заключенные, не имеющие шанса на свободу, могут впасть в пучину отчаяния, рефлексируя и теряя надежду на будущее, Синвар не был таким. Чтобы понять слова офицера, мы должны осознать, что израильские тюрьмы созданы для того, чтобы множить дух отчаяния и нигилизма в теле заключенного, гарантируя, что заключенный станет покорным и послушным под руководством тюремной охраны.

Похороны настоящей души узника, превращение ее в отчаявшуюся, отрицающую все и вся – самая опасная стадия плена. Идеологическому узнику ничего не остается, как сопротивляться духовно и цепляться за луч надежды. Пока жива надежда у заключенного, тюремщик остается в опасности. По словам офицера, Синвар принадлежал породе сопротивления, а как пленник он был дальше всех от отчаяния!

Синвар впервые был заключен в тюрьму в 1982 году. На этом этапе заключенные, принадлежавшие «Братьям-мусульманам», хотели выделиться среди других задержанных, подчеркнув свою исламскую идентичность. Это возмутило узников из Организации освобождения Палестины, им не нравилось размежевание заключенных с организацией.

Синвар был арестован, когда ему было девятнадцать лет. Будучи студентом Исламского университета в секторе Газа, он отправился, в сопровождении членов студенческого совета, в лагерь Дженин (Западный Берег), чтобы посетить ряд палестинских женщин, подвергшихся попыткам отравления израильтянами.

В ходе этого визита Синвар был арестован, а спустя неделю до освобождения помещен под административный арест на шесть месяцев без предъявления обвинений и суда. Источники сообщают, что Синвар на этом этапе познакомился с Салахом Шехаде, который отвечал за работу службы безопасности в движении «Братья-мусульмане» в Газе, и эта работа началась с простых сообщений, направленных в первую очередь на информирование о безопасности. Деятельность службы безопасности развивалась, и Шехаде дожил до своей мученической смерти в 2002 году, возглавляя бригады Аль-Кассама.

Яхья Синвар пользовался доверием шейха Ахмада Ясина с самого начала своей работы в студенческом движении.
Яхья Синвар пользовался доверием шейха Ахмада Ясина с самого начала своей работы в студенческом движении.

Синвар вышел из тюрьмы только для того, чтобы вернуться в нее снова. В 1985 году из-за своей деятельности в исламском движении, основанном шейхом Ахмедом Ясином, он был арестован и приговорен к восьми месяцам тюремного заключения. На этом этапе он завоевал доверие шейха Ясина в тюрьме, как полагают израильские источники. Но Нихад Шейх Халил, историк и профессор истории Исламского университета Газы, уверен, что Синвар гораздо раньше завоевал это доверие: благодаря своей работе в студенческом движении, которым интересовался шейх. Ахмад Ясин пристально наблюдал за творчеством студенчества, что подтверждает сам Синвар в своем романе «Чертополох и гвоздика», который он позже написал в тюрьме и который можно считать его автобиографией во многих аспектах, особенно в части героя по имени Ибрагим.

После освобождения из тюрьмы Синвар подтвердил свою надежность у Ахмада Ясина, который был освобожден из тюрьмы в мае в рамках обмена, запланированного Народным фронтом освобождения Палестины. Хотя шейх Ясин заявил «Аль-Джазире», что в течение года после освобождения он держался подальше от организации «Братья-мусульмане», чтобы не привлекать внимание израильской разведки, которая следовала за ним, как тень, мы («Аль-Джазира») теперь знаем, что он поручил Синвару разобраться с агентами.

Создав службу безопасности и защиты «Маджд», которая специализировалась на обучении членов исламского движения вопросам безопасности, а также на поимке агентов и пособников оккупации, Синвар, которому тогда было только двадцать три года, смог стать сложной фигурой в палестинском уравнении, что и подвигло оккупацию. Он был арестован в третий и последний раз в январе 1988 года, через месяц после начала первой интифады и фактического создания Движения исламского сопротивления ХАМАС.

Более года оккупанты не могли получить от Синвара никакой информации о его роли в сопротивлении. Миха Коби, бывший директор по расследованиям израильской службы внутренней безопасности Шин Бет, который провел более 150 часов допросов Синвара, говорит, что тот сказал ему, что он скорее умрет мучеником, чем заговорит!

В 1989 году, когда темпы Интифады нарастали, израильские власти арестовали шейха-основателя Ахмада Ясина вместе с сотнями членов зарождающегося движения. Некоторые из задержанных говорили о роли Яхьи Синвара, и оккупация осознала ценность драгоценного улова в его руках. В заявлениях британской газете The Times Кобе утверждает, что просил шейха Ахмада Ясина приказать Синвару правдиво ответить на вопросы следователя, и что Ясин, по его утверждению, выполнил его просьбу.

Позже Коби утверждал, что Синвар признался в убийстве двенадцати агентов Израиля, а израильтяне утверждают, что текст его допросов содержит подробности о том, как Синвар убивал агентов, с указанием известных лиц и имен. В тексте Синвар говорит, что после того, как он убил агента, например, он завернул его и похоронил, и что он не убивал агента, пока тот не признавался в своем преступлении, и что он заслужил такую судьбу, как наказание за свое предательство.

В других заявлениях для Financial Times Миха Коби сообщал, что Синвар убил троих заключенных в тюрьме, сотрудничавших с оккупацией, которых называли «птицами», и сделал это лезвием бритвы, из-за чего тюремная администрация поместила его в одиночную камеру на многие годы, в течение которых Синвар страдал от множества заболеваний.

Однако показания израильского разведчика кажутся оскорбительным наветом не только потому, что Синвар является его главным соперником и что освобождение этого палестинца, по словам Коби, является «самым страшным грехом в истории государства Израиль», но и потому, что историй, которые Коби рассказывает о Синваре, похоже, не было вовсе и они сфабрикованы с целью демонизировать Яхью Синвара, о чем, кстати, сообщают несимпатизирующие палестинцам международные газеты. Например, история, в которой он утверждает, что Синвар приказал брату одного агента похоронить своего брата заживо. И даже сделать это с помощью столовой ложки! Эта история вызывает больше смеха, чем ужаса по поводу предполагаемой жестокости Синвара, что подтверждается освобожденными заключенными и другими источниками, хорошо знакомыми с реальностью израильских тюрем.

Захер Джабарин, член Политбюро движения ХАМАС и один из основателей бригад Аль-Кассам.
Захер Джабарин, член Политбюро движения ХАМАС и один из основателей бригад Аль-Кассам.

В интервью «Аль-Джазире» освобожденный заключенный, член политбюро ХАМАС и один из основателей бригад Аль-Кассама Захер Джабарин заявил, что израильские рассказы о Синваре и заключенных в целом варьируются от искажений до преувеличений. Джабарин провел более 15 лет в тюрьме вместе с Яхьей Синваром и говорит, что впервые встретил его в камере «Четыре тюрьмы» Беэр-Шева в 1995 году.

Джабарин поясняет, что утверждения Израиля о сопротивлении или службе “Маджд”, имеющем дело с теми, кого подозревают в том, что они являются агентами оккупации, далеки от истины. Потому что служба безопасности не работала индивидуально, и работа с любым подозреваемым не велась индивидуально, и в случае ошибки нарушитель привлекался к наказанию. «Для проверки того, что подозреваемый сотрудничает с оккупантами, необходимо пройти десять, а иногда и двенадцать шагов, после чего расследование проводится профессиональным агентством».

После недолгого судебного процесса, в ходе которого тюремщик пытался сломить волю Синвара, судьи не увидели другого выбора, кроме как приговорить его к четырем пожизненным срокам тюремного заключения по обвинению в убийстве четырех палестинцев, подозреваемых в сотрудничестве с оккупацией. Общий срок, к которому он был приговорен, составил 426 лет. Каков был ответ Синвара? Изучение Израиля, подготовка узников и, конечно же, завершение работы в борьбе с агентами!

Осаждай свою осаду, выхода нет!

Синвар прекратил убивать агентов в тюрьме, но не прекратил бороться с ними. Он направил свои усилия на то, чтобы научить заключенных преследовать их, и не переставал исследовать израильский менталитет. Синвар посвятил себя изучению израильского общества, его лидеров и психологии.

Он читал мемуары оккупационных лидеров, выучил иврит, предпочитал говорить на нем с израильтянами, даже если они говорили с ним по-арабски, учился в университете заочно, следил за газетами и ежедневными новостями и «был зависим от израильских каналов», по словам бывшего чиновника израильской пенитенциарной службы в разговоре с Bloomberg.

После того как Синвару провели в 2004 году операцию, он дал в тюрьме интервью журналисту израильского телевидения Йораму Бенору, в котором рассказал о возможности достижения перемирия и о своей осведомленности о ядерной мощи Израиля. После интервью Синвар заявил своему врачу Ювалю Битону, что Израиль не должен обманываться своей властью, поскольку это хрупкое образование, и сказал ему: «В течение двадцати лет интенсивность спора между секуляристами и религиозными людьми в израильском обществе обострится, государство ослабнет, и тогда я вторгнусь в вас!», - вспоминает Битон.

Что касается его товарища по тюрьме Захера Джабарина, он рассказал нам, что Синвар изучал не только израильскую культуру, мысль и политику, но также изучал еврейскую религию и тексты Талмуда, и находился в постоянном контакте с миром через телевизионные каналы, в частности, «Аль-Джазиру», за которой он постоянно следил. Он читал в библиотеках тюрьмы, куда привозили газеты, журналы, книги и контрабандные телефоны для связи с внешним миром.

Синвар также не прекращал своих усилий по обучению заключенных вопросам безопасности. Также он обучал их правилам арабского языка, грамматике и искусству арабской каллиграфии. Джабарин говорит, что он также учил заключенных ивриту, и что он отличался хорошей передачей информации.

Освобожденный заключенный Тайсир Сулейман, который провел два года в тюрьме с Синваром в первой половине 1990-х годов, описывая его тюремную программу, говорит, что он был заядлым читателем и всегда был занят подготовкой брошюр и исследований в области безопасности, а также предлагал курсы для развития способностей заключенных, даже приговоренных к пожизненному заключению.

Сулейман посетил курс по безопасности, подготовленный Синваром, который длился шесть месяцев, в котором приняли участие около 40 заключенных. Он охватывал такие темы, как «знание врага, способы формирования ячеек, методы хранения оружия, принципы сохранения полной секретности работы сопротивления, и основы учета географических факторов мест организации военных действий».

Одной из самых поразительных вещей является инвестирование заключенных в обучение в израильских учреждениях. Заключенные и Синвар согласились поступить на программы последипломного образования в открытых израильских университетах, некоторые из которых стоят 250 000 долларов. Некоторые тюремные администрации снисходительно отнеслись к требованиям заключенных получить учебники и учебные пособия. По словам Джабарина, все эти права были достигнуты после долгой борьбы, которую вели последующие поколения заключенных в оккупационных тюрьмах.

Эти знания принесли пользу заключенным и даже всему палестинскому обществу. Синвар использовал знание иврита для написания и перевода ряда книг в области политики, безопасности и литературы, например, такой книги, как Карми Гилон «Шин Бет среди клочков», посвященной внутренней службе безопасности Израиля. Синвар также перевел книгу «Израильские партии в 1992 году», в которой описываются политические партии в оккупирующем государстве, их программы и направления в тот период.

Синвар также написал роман «Чертополох и гвоздика» и буклет, в котором представил одного из своих товарищей по заключению, проводившего военную операцию «Ашрафа аль-Балуджи». Это два его литературных вклада в документирование палестинской борьбы. Он также написал книгу «Слава», в которой отслеживает работу ШАБАКа по сбору информации и вербовке агентов, жестоким методам расследования с физической и психологической точки зрения, а также разработке теории и методов расследования. Он написал неопубликованное критическое исследование под названием «ХАМАС: пробы и ошибки», в котором с критикой и доказательством рассмотрел опыт Исламского движения сопротивления в сфере безопасности и военной работы.

Наконец, после операции «Наводнение Аль-Аксы» и интереса израильских СМИ к жизни Синвара, Кэти Перри, бывшая глава Службы тюрем Израиля, рассказала, что Яхья Синвар, находясь в тюрьме, перевел две книги двух бывших руководителей из Шин Бет. Одна из них была написана Яковом Перри и называется «Тот, кто придет убить тебя», а вторая - Карми Гилоном, и называется «Шин Бет между дивизиями». Стоит отметить, что увидевшие свет книги Синвара были написаны вопреки воле тюремщика.

Продолжение следует.

Источник "Аль-Джазира"