Почти каждый из нас хотя бы раз слышал истории о том, как хороший и послушный ребенок ближе к трём годам превращается в бунтаря с множеством требований и неуправляемыми истериками. Так давайте разберемся, почему так получается и как это проявляется?
В психологии развития ребенка есть несколько важных периодов, которым и дали название возрастные кризисы: кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый кризис. Любой возрастной кризис – это переходный этап возрастного развития между стабильными периодами развития человека. И задача этих этапов – переход ребенка на новую ступень развития. Кризис трех лет не является исключением, его задача – научить ребенка самостоятельности и уверенности в себе.
Как же проявляется кризис 3 лет у ребенка? В возрастной психологии обычно выделяют 7 проявлений этого кризиса:
1. Негативизм. Ребенок отказывается от всего, что предлагает взрослый, на любой вопрос от взрослого чаще всего отвечает «нет». Например, ребенок опросил банан, мама дает ему банан и тут же ребенок говорит «нет, я хотел грушу». Негативизм бывает избирательным, то есть ребенок ведет себя так только со значимыми и близкими взрослыми.
2. Упрямство. Ребенок что-то требует у взрослого и не готов уступать, ждать выполнения этих требований, ему нужно это здесь и сейчас. Самый простой пример этого проявления, когда ребенок просит в магазине какую – нибудь игрушку и не соглашается купить другую (например подешевле) или купить ее через неделю, ему нужна конкретно эта игрушка и конкретно сейчас.
3. Строптивость. Это главный признак кризиса трех лет. Ребенок отвечает на все отказом, отрицает устоявшийся уклад жизни и стиль воспитания. И если негативизм проявляется по отношению к просьбам и предложениям кого-то — мамы, папы, — то строптивость безлична: ребенок просто отрицает привычные действия. Например, любящий водные процедуры малыш может резко отказаться от купания: зачем мыться, если можно просто не мыться?
4. Обесценивание. До кризиса ребенок любил, когда вы обнимаете его и поете колыбельные перед сном, теперь он требует, чтобы вы ушли или начал вдруг ломать любимые игрушки. Вы не узнаете ребенка, кажется, что теплые отношения между вами рушатся. На самом деле, это не так. Нежность и взаимная любовь, которые родились между вами, никуда не денутся. Просто ребенку в этот момент его жизни тоже очень трудно. Перестраивается его сознание, его привычный мир начал меняться.
5. Деспотизм и ревность. Если в семье на период кризиса ребенок является единственным, то мы можем говорить о деспотизме. Ребенок устанавливает свои правила, старается обрести власть над родителями, проверяет на прочность их авторитет. Если в семье на момент кризиса 2 и более детей, то чаще мы можем замечать проявления ревности старших по отношению к младшим детям.
6. Протест – бунт. Ребенок становится конфликтным, часто ссорится с родителями или другими значимыми взрослыми, может драться и говорить, что ненавидит или не любит Вас. Но не стоит всё принимать буквально, такие реакции свидетельствуют о том, что ребенок злится, но в силу возраста еще не умеет управлять такими сильными эмоциями.
7. Своеволие. Одно из самых ярких проявлений кризиса 3 лет – это стремление делать всё самостоятельно. Часто родители постоянно слышат от своего ребенка фразу «я сам». Ребенок может не принимать помощь, даже если у него объективно не получается сделать что-то самостоятельно, при этом он может злиться и кричать, но все также отказываться от помощи.
Но не стоит бояться всех вышеперечисленных проявлений, во – первых они редко проявляются все вместе в совокупности. Чаще всего у ребенка могут быть ярко выражены только 2-3 признака и у каждого ребенка все индивидуально. Во-вторых, важно понимать, что любой кризис имеет конец и, как правило, все изменения в поведении ребенка прекращаются к четырем годам.
Почему же именно в районе 3 лет и именно так начинают проявляться изменения в поведении ребенка? Пока малыш маленький он чаще всего взаимодействует только с родителями или близкими родственниками, он достаточно сильно зависим от них. Ближе к 3 годам ребенок начинает понимать, что он может что-то делать самостоятельно, ощущает желание взаимодействовать с этим миром непосредственно самостоятельно, понимает, что имеет собственные желания и потребности. Таким образом, ребенок отделяется от родителей, как самостоятельная личность и для того, чтобы это продемонстрировать, ребенок начинает устанавливать собственные правила, отстаивать свои желания и потребности. Но в силу возраста ребенку недоступны и незнакомы другие модели поведения для того чтобы самоутвердиться и доказать окружающим, что он личность со своими желаниями и потребностями. Именно поэтому родителям не стоит забывать, что такое поведение ребенка не направлено на то, чтобы вывести их из себя, и ребенку самому нужна помощь, чтобы справиться с такими сильными эмоциями.