Найти тему
Мария Рачинская

Tempus eos colligendi

Картина художника Жоана Миро.
Картина художника Жоана Миро.

«Путь —  это и есть Камень. Место, откуда идешь, —  это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.» Роза Парацельса. Хорхе Луис Борхес.

Камни. О чем они могут с нами говорить? Каждый раз, когда я еду на греческий остров, овеваемый со всех сторон морскими волнами-ветрами, я привожу оттуда кучку камней. У меня уже скопилось две или даже три объёмные вазы. Я люблю их вынимать из стеклянного купола-чаши и строить тропки, разглядывать и смотреть на свой сад. А если купить разные стёклышки от красного и оранжевого до синего и фиолетового? Можно простроить и радугу. Этот маленький садик меня согревает дома в дни бурь и непогод. Я достаю камушки и, если они запылились – купаю под сильной струей холодной воды и высушиваю. Изучаю – как изменились, иногда солнечные зайчики начинают пробегать полосками цвета, и камушек начинает спектриться.

О чем говорят со мной камни?

О созидании, упорстве.

Я как будто начинаю чувствовать вместе с ними течение времени. Точнее его бесконечность. Камни. Они были до нас и останутся после нас. Совсем маленькие камушки, быть может, с течением времени распадутся или сотрутся с земельным покровом. А через сотни лет кто-то, ведя раскопки обнаружит их остатки на земле у Финского залива.

Собирательство камней началось у меня с первой поездки на остров Родос. И дальше меня было не остановить, я даже не подозревала, что у меня появится своё островное дело. Собиратель камней, камешков на песчаных и галечных пляжах. С вулканического побережья ... Эгейского ... Ионического ... Средиземноморского …

Дома, доставая каждый камешек из вазы, я сначала на него внимательно смотрю, как будто заново влюбляюсь, размышляю почему именно он появился в саду, за какие свои качества, и стараюсь вспомнить, какой же остров, какой пляж, какое путешествие связано именно с ним. С заботой я беру его в руки и пытаюсь согреть. Какие-то помню хорошо, где нашла, некоторые уже стёрлись из памяти – тропки затеряны глубоко в путешествующем сознании. Люблю чёрный плоский камень в форме сердца, через него проходит с обеих сторон белая широкая полоса. И каждый раз я удивляюсь красоте природного ландшафта – океанов, морей, ветров, Солнца и Луны ... все вокруг создало именно сердце, огранило его. Рука тянется сразу на книжную полку за "Кокоро" Нацумэ Сосэки. Ещё в моей коллекции есть овальный белый плоский камень с чёрной двухсторонней полосой, как зеркало сердца – инь/ян. Белое/чёрное, чёрное/белое. С течением времени, если долго с ним играть, белый становится из перламутрового чуть песочным, от трения рук. Созидание. Другой камень, как изумрудик, в виде трёхмерного шершавого параллелепипеда с зазубринками по всему телу, – на моём лице появляется луч воспоминания о встрече Толстого, Фета и Софьи Андреевны и ожидание, как изумруд, превратится в светлячка на тропинке … Дары природы…

Сколько семейных историй хранит каждый из камней? Ведь по ним бегали и играли дети, быть может, их задевали своими хвостами рыбки-ангелы — имперские, пятнистые и королевские, а над ними пролетали певчие славки, каменные куропатки и средиземноморские чайки ... среди них мог путешествовать и Джонатан Ливингстон ... Свобода, поиск своего пути... Через камни да откроется истина. Всё проходяще, но что-то есть вечное — искра жизни, свет, который несёт в себе камушек. Ты разбираешь вазы и строишь тропки, пирамидки, ручейки, вот уже и целый маленький городок. Вот и человечки. Ты можешь строить садик дома на полу или на хуторной земле. Но ты его строишь. Ты придумываешь каждый раз историю, складываешь из камней и идёшь. С ними ты, погружаясь в прошлое ищешь ответы для настоящего и будущего. Греция. Ещё до нашей эры Сократ, Платон и Аристотель ходили по этим побережьям и находили камни, собирали и искали ответы. Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец, Дионисий Закинфский, Святой Фанурий, Панагия Спилиани, Богоматерь Цамбика, Святой Пантелеймон, Иоанн Патмосский, Святой Нектарий... Земля греческая чудотворна. Целебна.

Каждый из нас растит свой садик. Лестницы, переходы, остановки, движение вверх-вниз по спирали... как на волне, тебя то прибивает к берегу, то отбрасывает в океан. Какой он именно твой сад? Мой сад можно упаковать и собрать в коробку и увезти далеко-далеко, взять с собой. Его страшно потерять, потому что это уже частичка меня. Я с ним срослась.

А ещё можно взять с собой камешек в карман пальто, куртки, пиджака, кошелька, сумки, и он будет дарить тепло и силу, поддерживать на протяжении пути.

Каждый раз в аэропорту, взвешивая свой багаж, удивляюсь цифре прибавления. Да, камни много весят. Утяжеляют багаж. Но не душу.

Часть камней я отсыпала маме и входя в родительский дом, я вижу, как они смотрят на меня из храмово-зеленоватой вазы на коротенькой толстой ножке с овальным основанием. Напоминая о себе – мы здесь, ты помнишь?

Вот и сейчас я пишу и смотрю на греческие камни, перебираю их в руках и верю в мирские пути добра. Пришло tempus eos colligendi*. Загадаю, как я иду по пляжу Элафониси по розовому песку, – по розовым ракушкам, встречая кусочки кораллов и ожидая встречи с Диктейской пещерой. В оранжевом рюкзачке со мной растрепанные «Легенды и мифы Древней Греции» Куна и горстка розовых каменьев, выловленная из морской волны в этом моменте зигзага радуги. Открываю глаза – на мне широкополая флорентийская шляпа, полотняная туника, голые ступни, я чувствую при ходьбе каждый камешек, каждую травинку и ощущаю мягкое прикосновение бриза с вальсирующего цветовыми переливами морского пляжа собирателя камней.

Мой Иггдрасиль. Мой малахитовый сад-шкатулка.

*ПРИМЕЧАНИЕ. Перевод с латыни – время собирать камни.

Картина художника Жоана Миро.
Картина художника Жоана Миро.