В конце 1990 года редакция «Спутника кинозрителя» задала три вопроса своим авторам - кинокритикам и журналистам:
1. Назовите лучший, по вашему мнению, фильм или фильмы 1990 года.
2. Кому из авторов этих фильмов Вы бы сказали «Браво!» (СК» вручает вам право на «браво» — для того, чтобы отметить наиболее понравившуюся вам в фильмах этого года работу (драматурга, режиссера, актера, оператора, композитора, художника и т.д.).
3. Выхода какого фильма (из тех, что не видели зрители) вы будете с особым нетерпением ждать в следующем году?
Кинокритик и киновед ВИКТОР ДЕМИН (1937-1993):
1. Я бы выделил „Такси- блюз” как лучшую картину.
2. „Браво”, на мой взгляд, заслужили режиссер и оператор фильма „Хозяин”.
3. С нетерпением жду фильма, снятого Элемом Климовым.
Кинокритик ТАТЬЯНА ХЛОПЛЯНКИНА (1937-1993):
1. Лучший фильм, который я видела в этом году, это документальная картина Николая Обуховича «Наша мама - герой”. А лучшая она потому, что режиссер десять лет назад сказал то, что мы начинаем говорить только сейчас.
2. „Браво” актеру Сергею Юрскому, удачно дебютировавшему на поприще кинорежиссуры (фильм „Чернов”). „Браво” режиссеру Андрею Смирнову (блестяще сыгранная главная роль в фильме „Чернов”).
3. С интересом ожидаю появления фильма Карена Шахназарова о казни царской семьи Романовых.
Кинокритик АНДРЕЙ ЗОРКИЙ (1935-2006):
1. Отмечу, пожалуй, среди лучших - „Черную розу - эмблему печали...” Сергея Соловьева.
2. Прискорбно то, что с нами уже нет режиссера Сергея Параджанова, но тем не менее я вновь говорю: „Браво” его жизни и его творчеству.
3. Всем сердцем стремлюсь увидеть на наших экранах великолепную „Великолепную семерку”.
Кинокритик ВАЛЕРИЙ ТУРОВСКИЙ (1949-1998)
на все три вопроса я отвечаю так:
1. „Так жить нельзя” режиссера Станислава Говорухина.
2. „Так жить нельзя” „браво” режиссеру Станиславу Говорухину.
3. „Так жить нельзя” режиссера Станислава Говорухина. Так уж вышло, а что касается художественных достижений, то по этой части пока ничего не привлекло внимания.
Кинокритик ПЕТР СМИРНОВ:
1. Лучший фильм – «Оно».
2. „Браво” - режиссеру Рогожкину за картину „Караул”.
3. Жду новой работы Алексея Германа.
Кинокритик ВЕРА ИВАНОВА:
1. Лучший фильм «Оно».
2. ,Право” - оператору Брылякову за работу над фильмом „Фуфло”.
3. Думаю, что нашим зрителям было бы весьма интересно познакомиться с творчеством Альфреда Хичкока.
Киновед НУГЗАР АМАШУКЕЛИ:
1. Обратил на себя внимание фильм Игоря Алимпиева „Панцирь”. Ну и, конечно же, польские „Короткий фильм о любви” и „Короткий фильм об убийстве”.
2. „Браво” - созданию объединения развлекательных фильмов под художественным руководством Геральда Бежанова. Может, хоть теперь посмеемся.
3. Очень хочется, чтобы мы вернулись к доброй российской традиции, - я имею в виду покупку фильмов Феллини, Формана, Бертолуччи, Годара и т.д. Но традицию стоило бы несколько модернизировать и покупать фильмы не скопом, когда они устареют и подешевеют, а по мере создания.
Журналист ЭДУАРД ГРАФОВ:
1. Мне пришелся по душе фильм „Ребро Адама”. Конечно, в этом году были картины лучше, но... Я, видимо, просто немного отвык от такого кино. Впрочем, это уже разговор обстоятельный...
2. Хотя фильм „Такси-блюз” не из близких мне, но он произвел очень серьезное впечатление. Так что я говорю „браво” режиссеру Павлу Лунгину и исполнителю роли Петру Мамонову. Оба оказались неожиданными в своих проявлениях.
3. Соскучился по фильму „Великолепная семерка”.
Кинокритик ВИКТОР МАТИЗЕН:
1. На мой взгляд, в ряду лучших - „Астенический синдром” Киры Муратовой. Но назову еще две работы дебютантов, по праву занимающих место в списке лучших (моем, естественно). Это фильмы „Панцирь” ленинградского режиссера Игоря Алимпиева и „Сиз ким сиз?” („Кто вы такие?”) режиссера из Узбекистана Дж. Файзиева.
2. „Браво” я говорю идее, воплощенной в фильме „Бакенбарды” режиссера Юрия Мамина.
3. Думаю, что неплохо было бы нашим зрителям увидеть картину Джона Шлезингера «Полуночный ковбой» (в главной роли Дастин Хоффман).
Кинокритик СЕРГЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ:
1. Назову несколько: „Мать”, „Такси-блюз”, ну и безусловно „Месть” Ермека Шинарбаева. Из зарубежных - „Короткий фильм о любви” и „Короткий фильм об убийстве” Кшиштофа Кесьлевского.
2. „Браво” - режиссеру Алану Рудольфу за фильм „Модернисты” и режиссеру Сергею Соловьеву за „Черную розу - эмблему печали, красную розу - эмблему любви”. Кроме того, особое „браво” режиссеру Огородникову за приглашение меня на эпизодическую роль в свой фильм „Бумажные глаза Пришвина”.
3. Хотелось бы видеть в нашем прокате все фильмы Стивена Спилберга.
(Спутник кинозрителя. 1990. № 12).
А как Вы ответили бы на эти три вопроса, уважаемые читатели?