11 июня 2015 года умер Виктор Иванович Харченко (на фото выше справа) – легендарный начальник Балтийского морского пароходства. Последний настоящий начальник. Через два месяца ему исполнилось бы восемьдесят лет. О нем говорят разное. Можно сказать, что существовало два образа Виктора Ивановича. Один, воспетый журналистами, был создан во многом благодаря стараниям его самого. Другой сложился сам по себе у людей, работавших рядом с Харченко и в лучшие, и в худшие времена пароходства. Он то и останется в памяти тех, кто лично знал Виктора Ивановича.
Видео: https://dzen.ru/video/watch/65a7cf8b77c88230b054242e
Виктор Иванович Харченко, немного с картавинкой, полноватый, практически всегда в морской форме с широкими шевронами начальника, с негромким, но властным голосом и сияющей лысиной. Таким его видели работники огромного предприятия. Калининградский, Ленинградский, Выборгский порты, Канонерский судоремонтный завод, Балттехфлот и, собственно, Балтийское морское пароходство – такое хозяйство Харченко принял в начале 1982 года, сразу же после трагической гибели теплохода «Механик Тарасов».
При разборе катастрофы «Тарасова» выяснилось, что многих жертв удалось бы избежать при наличии необходимых спасательных средств на борту. В частности, таких как гидрокостюмы. Но для этого надо было освоить и наладить соответствующее производство, требовавшее значительных денежных вложений. На это ушли бы годы. Виктор Иванович находит выход из ситуации, наладив на базе пароходского Промкомбината выпуск столь необходимых для моряков гидрокостюмов. Конечно, это было непросто и очень дорого, но жизни моряков стоили этих расходов.
Вообще, будучи хорошим хозяйственником, Виктор Иванович горел идеями. Появлялась идея, и он сразу же подыскивал для ее реализации человека или группу товарищей, и с песнями вперед. При Харченко появились швартовые бригады, которые занимались перестановкой судов в порту. При Харченко была организована выездная торговля магазина «Альбатрос», и моряки могли заказывать и получать товары прямо на борт судна, минуя очереди, фарцовщиков и мошенников. При Харченко была разработана система оплаты труда моряков чеками Внешэкономбанка, а когда рухнул Союз, и накрылись магазины валютной торговли, Харченко возместил морякам стоимость ставших ненужными бумажек свободно-конвертируемыми долларами. Медленно, но все же строилась здравница для моряков в поселке Репино – Виктор Иванович лично контролировал ее строительство. И на побережье Финского залива появилась лучшая для тех времен база отдыха. Когда возникли проблемы с ее отоплением, придумали установить термоконтейнеры, с которых подавалось тепло и горячая вода. Такого не было ни у кого. Моряки лечились в поликлинике и больнице – «Чудновке». Это сейчас там многопрофильный центр Росздрава, а тогда это было обычное советское медицинское учреждение. На месте, где должно было быть общежитие медсестер, Харченко отстроил передовой для тех лет медицинский центр «Балтмед» и оснастил его новейшим оборудованием.
Например, там работал единственный в Ленинграде диагностический томограф. Виктор Иванович, пользуясь своим общественным положением, развил огромное жилищное строительство для работников пароходства. Было построено два дома в районе Комендантского аэродрома, один в Рыбацком, один на проспекте Ветеранов и огромный домище рядом с пароходством. Он рвался строить Усть-Лужский порт. Создал дирекцию, которую возглавил молодой в то время будущий начальник БМП Григорий Филимонов. К сожалению, дело решилось не в пользу пароходства: пришли более шустрые товарищи. Харченко не помогло даже хорошее знакомство с руководителем Ленобласти Густовым, и порт строили уже другие люди. Пока была жива страна СССР, пароходский флот неплохо пополнялся. Но с началом «перестройки»... Как говорится, наметились политические изменения, конкуренция была бешеная. Справедливости ради надо сказать, в БМП довольно успешно работали линейные и контейнерные суда, а вот пассажирский флот работал в убыток. Один паром « Ильич» работал по нулям. В это же время появилась знаменитая «Анна Каренина» – дорогущее судно, которое, по идее, должно было вывозить наши войска из ГДР. Немцы тогда выделили огромные деньги, чтобы побыстрее отправить советских солдат восвояси, но что то не сладилось. И проект «Анна Каренина» завис, тяжелым бременем упав на плечи грузового флота пароходства. Ежедневная арендная плата за паром составляла около 60000 долларов, а договор был составлен так, что малейшая задержка и все – судно ушло бы за долги. Несмотря на сложности, чистая прибыль БМП от реализации транспортных услуг в 1991 году составила полмиллиона долларов, а отчисления пароходства формировали около одной трети единого бюджета Ленинграда и Ленинградской области. Как бы то ни было, нужны были перемены. И Виктор Иванович со всей присущей ему энергией поднял народ на великую битву за аренду. Пароходство в конце концов получило все, но Харченко убрали. Грубо, бесцеремонно. В те месяцы, когда он сидел в Большом доме, все руководство пароходства или сидело в Крестах, или ходило на допросы. Чья-то умелая рука руководила процессом, не помогла дружба ни с Собчаком, ни с Ростроповичем. В тюрьме Харченко молчал. Он отказался давать показания, не в пример некоторым членам его команды, и победил. Все обвинения против него были сняты. Но время уже ушло.
Харченко попытался через акционерное собрание вернуться в Совет и вновь занять свое место. Было созвано огромное собрание в СКК. В первый и последний раз проводилось подобное мероприятие, на котором присутствовало более половины работников пароходства. Харченко проиграл. До этого собрания он мог бы лично встречаться с экипажами судов, но не сделал этого. Мог бы поговорить с береговыми службами, но не сделал этого. После поражения он практически отошел от пароходских дел. И напрасно. Никто не скажет точно, что стало бы с пароходством, поступи он иначе. Никто не знает доподлинно, кому и зачем понадобилось гробить огромнейшее предприятие, способное при умелом управлении приносить огромные прибыли...
Прощание с Виктором Ивановичем Харченко состоялось в Никольском морском соборе, похоронен он на Серафимовском кладбище. Светлая память этому незаурядному человеку, капитану и начальнику. Он ее заслужил.
Выражаем признательность БТО РПСМ за оказанное содействие при подготовке материала.
Источник: http://spb.sur.ru/