Этот текст написан для тех, кто собирается попробовать себя в настольных ролевых играх, но пока не имеет достаточного опыта. Статья призвана помочь предовтратить многие конфликты и недоразумения.
Организовать и научиться играть в настольную ролевую игру, конечно, здорово, но есть кое-что не менее важное! Сегодня мы поговорим об этикете игры, ведь игра-то у нас социальная!
Прежде всего, давайте вспомним о том, что в НРИ вы отыгрываете роль персонажа. Ваш персонаж должен социально взаимодействовать с другими персонажами, что, как и в реальной жизни, может привести к различным ситуациям, в том числе и к конфликту. Конфликт может быть строго игровым, работать согласно правилам и условиям игры. За таким конфликтом интересно и увлекательно наблюдать всем участникам игры, ведь он продвигает сюжет. Но есть конфликт вполне реальный. Например, между игроками или даже между игроком и ведущим игры. Очевидно, такие конфликты не доставляют никому удовольствия.
К слову, иногда отыгрышные конфликты получаются настолько правдоподобно, что осадок способен остаться даже при реальных взаимоотношениях. С одной стороны стоит похвалить актерское мастерство игроков, но с другой стороны не стоит принимать все так близко к сердцу.
Нашей сегодняшней задачей станет свести количество неигровых конфликтов к минимуму.
1. Предупреждай о форс-мажорах
Представим ситуация, что вы и ваши друзья договорились собраться сыграть в настольную иргу в определенное время и месте, но вдруг вы узнали, что ваш морозильник со стратегическим запасом шоколадного мороженого перестал работать. Вам срочно нужно спасать свое любимое лакомство, поэтому вы не сможете присутствовать на игровой сессии.
Итак, вашей священной миссией будет предупредить своих сопартийцев и ведущего о вашем отсутствии как можно скорее. Это важно по той простой причине, что ведущий заранее готовит каждую игровую сессию, учитывая количество игроков, умения их персонажей и предпочтения самих игроков, поэтому для него критически важнно знать, что один из игроков отсутствует. Это может привести к полному изменению сценария сеанса, либо даже к ее отмене, ведь присутствие вас и вашего персонажа может играть критически важную роль для продвижения общего сюжета. Успешная игровая сессия зависит от множества факторов, поэтому не обижайте ГМов.
Никогда не пытайтесь лгать!
Никогда не игнорируйте товарищей!
Никогда не решайте самостоятельно не появляться на встрече, не предупредив остальных!
«Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей»
В конце концов, даже если у вас появлись дела поинтереснее, то лучше честно скажите об этом остальным, а не придумывайте какие-то уважительные причины. Это будет справедливо по отношению к сопартийцам и в дальнейшем проще для вас.
Подводить людей чревато уроном собственной репутации, да и просто как-то это некрасиво.
2. Не играй против ведущего...
...ибо ведущий не играет против игроков. Он играет вместе с игроками.
Игра любит смекалистых игроков, которые могут обойти те или иные правила собственным креативом. Например, есть классический пример про злого колдуна, которого не может убить ни одно смертное существо. Сам злодей живет на вершине своей башни, проводя некие ужасные эксперименты. В этой истории игроки не пытаются убить волшебника своими руками, вместо этого они скидывают врага прямо с башни, позволяя гравитации прикончить его. В конце концов, законы физики не являются чем-то смертным, не так ли? И это отличный подход к игре!
К сожалению, зачастую игроки пытаются направить свою смекалку не против игровых условий, а против своего ведущего, потому что бедолага волей-неволей должен создавать игрокам препятствия и врагов. Они видят в своем гейм мастере соперника, которого просто необходимо обыграть или обмануть. Где-то игроки сообщают неверные результаты броска кубика, где-то пытаются навязать свои правила или лишний раз оспорить существующие, чтобы выбить для себя выгоду. Иногда просто ищут лазейки и спорные пункты в правилах.
Дело в том, что у ведущего игры нет цели убить персонажей игрока или наказать самого игрока. Более того, ему необходимо аккуратно балансировать и дозировать уровень сложности, чтобы всем было интересно, но при этом не слишком сложно или просто.
Не обижайте ваших ведущих, потому что они больше всех ивестируют в игровой процесс.
3. Не играй против других игроков...
...если изначально не стоит такой цели.
Видите ли, большинство настольных ролевых игр – это сугубо кооперативное развлечение, где все участники игры находятся на одной стороне, даже ведущий. Большинство игровых систем даже толком не упоминает возможность одного игрока пойти против другого с кулаками.
Но это не означает, что PvP (Player Vs. Player) находится под полным запретом и невозможно реализовать. Напротив, существуют даже сообщества по Dungeons & Dragons, которые полностью игнорируют повествовательную и социальную часть игры, организуя сражения на арене между игроками. По сути, они соревнуются в умении создавать боевых персонажей, в правильном выборе умений в бою, а также, очевидно, в удаче, ведь кубики несут в себе элемент случайности.
В вашей кампании может произойти ситуация, когда, например один из персонажей попадает под влияние гипноза, и он вынужден сражаться против своих друзей. Это допустимая игровая ситуация, когда приходится быть по другую сторону баррикад.
Но бывает так, что один игрок просто по собственной инициативе хочет навредить другому без веской игровой причины. Зачастую это перенос каких-то реальных обид и недопониманий на игровой процесс, что, как правило, портит сессию абсолютно всем. Особенно ведущему игры, если он не знал о планах игроков.
Если в вашей сессии планируется PvP, то крайне рекомендую договориться об этом заранее со всеми, иначе кооперативный дух быстро сменится соревновательным. И далеко не факт, что дружеским.
4. Не тормози игровой процесс
Довольно часто вашему персонажу предстоит принимать ответственное решение, но у него не будет слишком много времени на ответ. Настольная ролевая игра редко находится в состоянии паузы, поэтому постарайтесь не думать долго, заполняя неловкое молчание хмыканьем, чтобы прийти к абсолютно идеальному и выигрышному ответу. Персонажи тоже должны совершать ошибки, так как это один из тех элементов, что превращает простую игру в увлекательное шоу.
Кроме того, ваши долгие размышления могут заставить сопартийцев заскучать, так как им тоже хочется принимать участие в игре. Также настольные сессии длятся достаточно долгое время, за которое хочется успеть сделать как можно больше, но получается это не так часто. Хорошей игровой стратегией будет продумывать свои решения и ответы до того, как очередь дойдет до вас. Впрочем, не все вещи возможно предугадать.
Если вас спросили, то постарайтесь ответить сразу же.
5. Придерживайся роли
Не даром ведь это настольная ролевая игра, верно?
Каждый персонаж обладает как сильными, так и слабыми сторонами. У каждого есть своя предыстория, своя философия и мировоззрение. У некоторых даже есть собственные догматы и правила жизни. Все эти условия делают вашего персонажа интересным игровым элементом, а не просто очередным именем актера в "титрах шоу".
Допустим, ваш персонаж – это праведный паладин, воин света в тяжелых доспехах, который рос в стенах монастыря, будучи сиротой. Невероятно благородный типаж, который живет согласно догматам своей доброй веры. Религия паладина не позволяет ему грабить и убивать без суда. В ходе своих приключений паладин оказался в доме прославленного, но постаревшего до немощности героя. В его доме есть оружейная комната с трофеями и артефактами его славного прошлого, среди которых паладин видит меч, способный разбивать горы.
Игрок, будучи самим собой, разумеется хочет получить этот меч, поэтому тот заявляет, что его паладин просто крадет меч, чтобы в дальнейшем бить зло эффективней. Это действие полностью противоречит архетипу его персонажа и ломает веру в происходящие события. Так делать не стоит.
Как мог бы поступить паладин? Раз уж прославленный герой уже на пенсии, то паладин мог бы попытаться его убедить даровать могучее оружие во имя служению свету. Разумеется, далеко не факт, что у паладина получилось бы это сделать, но по крайней мере это компромисс между желанием игрока заполучить оружие и тем, кем является его персонаж. В это действие возможно поверить всем, а значит иммерсивность не будет разрушена.
Если настольная ролевая игра – это шоу, то игроки – это актеры, за которыми закреплены их роли. Придерживайтесь роли!
6. Играй с командой, а не порознь
Лишний раз напомню, что настольные ролевые игры – это дело социальное.
Некоторые новые игроки совершают одну распространенную ошибку, играя не с другими игроками, а исключительно с ведущим, как бы игнорируя присутствие остальных. Игроки не взаимодействуют друг с другом, а просто выдают какие-то действия в моменты, когда ведущий обращается к ним.
Существует даже абсурдный феномен "кухонных игроков", которые настолько сильно стесняются взаимодействовать с людьми публично, что те общаются с ведущим только приватно. Кухонными они зовутся, конечно же, в шутку. Все дело в том, что игроки собираются на игру в гостиной или в чьей-то комнате, но тот самый стесняющийся игрок постоянно на время уводит ведущего поговорить лично на кухню. Как правило, это преувеличение, но история показывает, что бывает и такое.
В реальных ситуациях такие игроки просто общаются с ведущим шепотом, передают ему записки, а в случае игр по онлайну, просто пишут ему приватные сообщения. Не стану лгать, других игроков такое поведение порой просто бесит.
Не стесняйтесь публичности, не стесняйтесь взаимодействовать с другими игроками, потому что совместными усилиями вы создаете шоу, за которым интересно и приятно наблюдать, но вся магия мгновенно улетучивается, когда единственный человек, с которым вы взаимодействуете – ваш гейм мастер.
7. Не перегибай палку
Умеренность должна быть во всем!
НРИ действительно увлекательная вещь, которая может некоторым вскружить голову. Не теряйте контроль над собой и ситуацией. Помните о сеттинге и настроении вашей кампании.
Мы все любим пошутить и посмеяться, создавая забавные, даже порой абсурдные внутриигровые ситуации. И это абсолютно нормально. Это даже прекрасно! Впрочем, баланс нужен во всем, особенно в серьезной кампании. Иногда игроки так увлекаются комической ситуацией, что превращают ее в театр абсурда, надеясь как можно дольше продлить комическую эйфорию, но смех сменяется неловкостью, смущением, а в случае ведущего порой и конфузом. Соблюдайте меру!
Другим немаловажным моментом являются референсы и копипаст. У нас у всех есть любимые произведения различных жанров, будь то кинематограф, книги, игры или анимация. А еще все мы порой ощущаем на себе творческий кризис. Оба эти факторы выливаются в попытки воспроизвести какие-то элементы наших любимых произведений где-то еще. В нашем случае, очевидно, в настольной игре.
Среди игроков в НРИ зачастую наблюдается тенденция референсов или прямых копипастов персонажей из других произведений, что правилами не запрещено, но не придает игре привлекательности. И если референсы еще могут быть уважаемыми, то полное воровство концептов – нет. Это естественно вдохновляться чем-то, но копипаст идей очень плохо и трудно вписывается в лор мира и повествование кампании, что создает излишнюю нагрузку для гейм мастера. Впрочем, справедливости ради, существуют кампании НРИ по известным франшизам, где игроки используют концепты уже известных персонажей, но это один из моментов, который вы обговариваете еще на этапе организации игры.
Проще говоря, не превращайте своего персонажа в героиню со сверхъестественными способностями из вашего любимого аниме. По крайней мере до тех пор, пока ваш ведущий не даст на это зеленый свет.
Есть еще кое-что, что я обязан упомянуть, потому что люди встречаются действительно разные. Некоторые очень сильно соблазняются тем фактом, что НРИ являются социальной площадкой, но они порой забывают, что это все еще настольная игра со своими правилами и боевыми сценами. Будучи во взрослой компании, эта категория людей переносит свои фетиши в настольную игру, которые раскрываются, прямо скажем, по-разному. Я должен предупредить, что в мире существует такая вещь как ERP (с англ. Erotic Role Play) или эротическая ролевая игра.
Подавляющее большинство организуемых настольных кампаний ставит строгое табу на ERP по ряду очевидных и не очень причин. Не пытайтесь привнести в игру интимный элемент, если это не было допущено на этапе организации игры. Просто избегайте этого вида отыгрыша любой ценой. В противном случае рекомендую отыскать соответствующее для этого сообщество, либо альтернативную деятельность.
Не заставляйте других чувствовать себя неловко.
8. Реагируй
Ваш ведущий будет тратить много времени и усилий, рассказывая о том, что вас окружает и что происходит, но он не будет говорить вам о том, какие действия ваш персонаж может предпринять. Его задача лишь подсказать, может ли ваш персонаж то или иное действие совершить.
Если вы будете просто пассивно слушать монолог гейм мастера, то в мире ничего не будет происходить само по себе, потому что именно вы играете роль двигателя событий. Новички часто боятся делать первый шаг, а зря.
Не стойте столбом! Действуйте! Это и называется игра!
Если ничего не делать, то вам будет скучно! И другим, вероятно, тоже.
9. Не устраивай сюрпризов
Это к теме кропотливости труда гейм мастера. Когда ведущий разрабатывает вашу следующую сессию, то он вынужден готовить и создавать сцены, сторонних персонажей, задания и локации. Это требует не только хорошей фантазии, но и умение планировать. Иными словами, ведущий вынужден "прокладывать рельсы" для кампании, по которым катится ваш сюжет. Иногда эти рельсы проложены от стартовой точки до самого конца кампании, а иногда гейм мастер вынужден импровизировать, прокладывая эти рельсы эпизодически или и вовсе на ходу.
Ситуация усложняется многократно, как только один из игроков решает принять судьбоносное решение, которое меняет абсолютно весь ход сюжета и уничтожает уже существующие планы ведущего. Гейм мастеру просто приходится выбрасывать часть своих наработок, проще говоря.
Что может вызвать такое положение дел?
- Персонаж игрока может внезапно решить стать предателем и повернуться против всех остальных. Очень непросто разрешить эту проблему импровизацией.
- Персонаж игрока может без какой-либо причины атаковать могущественного нейтрального или союзного внутриигрового персонажа, что, очевидно, является актом суицида. Такое случается, когда игрок находится под влиянием синдрома главного героя, считая, что ему по плечу абсолютно все. Игроку-то может и по плечу, а вот бедный ведущий поседеет от такого сюжетного поворота!
- Игроки могут внезапно решить забросить свои текущие приключения, резко сменив направление кампании, не предупредив ведущего.
На самом деле есть масса способов неприятно удивить гейм мастера. Если вам хочется пустить ветер перемен в вашей кампании, то просто обсудите это друг с другом до того, как ведущий распланирует вашу следующую игровую сессию.
10. Адаптируйся
Последний, но важный на сегодня пункт.
Учитесь чему-то новому на каждой игровой сессии, запоминайте механики, приглядывайтесь к вашим сопартийцам и выносите для себя новый ценный опыт. С каждым днем вы будете чувствовать себя все комфортней, реагировать быстрее и пополните ряды седых ветеранов НРИ, готовых протянуть руку помощи новичкам.
Кстати, почти весь оригинальный материал по настольным ролевым системам выходит на английский, но далеко не весь имеет перевод на русский язык. Познания в английском языке помогут вам лучше адаптироваться к подобного рода развлечениям, поэтому рекомендую вспомнить хотя бы о словаре. На английском языке можно найти неисчерпаемые источники пользовательского и официального контента. Впрочем, если с английским не везет, то всегда можно попросить о помощи гейм мастера и других игроков!
Учиться никогда не поздно!
Вы готовы!
Вот и все рекомендации на сегодня!
Надеюсь, что это поможет вам избежать неловких ситуаций и отлично провести время. В следующий раз мы поговорим о некоторых полезных ресурсах для игры.
Спасибо, что читали!