Найти тему

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения

/Валеев Зиннур Абдулович – преподаватель по классу гитары МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ/ 02/08/24-НПС

Аннотация:в статье рассматривается особенности работы над музыкальным произведением на начальных этапах обучения в контексте деятельности детской школы искусств. Представлены основные этапы работы, раскрываются их организационные и содержательные особенности.

Ключевые слова: музыкальное образование, дополнительное образование детей, обучение, методика преподавания.

Музыкальное произведение – это произведение, в котором художественные образы выражены с помощью звуков. Любое музыкальное сочинение обретает свою реальную жизнь только в звучании, то есть благодаря исполнению. Но, прежде чем ученик реализует композиторский замысел, добьётся завершённости в работе и отобразит его в своём исполнении, потребуется немало времени и труда.

Особую трудность и одновременно важность представляет работа над произведениями с учеником младших классов. В работе очень важна последовательность в изучении музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель - грамотное и рациональное применение их в исполнительстве. Отшлифовать, выучить на память, исполнить на публике - только тогда ученик будет чувствовать свое движение вперед, воспитывать в себе качества настоящего музыканта. Педагог обязан знать и помнить об этом постоянно. На начальном этапе приведенные музыкальные примеры, на первый взгляд, просты по построению как будто бы не требуют больших усилий для разучивания и исполнения, но это далеко не так. Невозможно установить единый для всех учеников процесс работы над художественным произведением. Необычайные тонкости его связанны с индивидуальностью ученика, дарованием, порой недостатками, осложняющими этот процесс.

Цель начального этапа обучения: определить проблемы и способы их решения при работе над музыкальным произведением.

Задачи:

Развивающие:развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; развитие у ученика исполнительского мастерства; развитие интереса к музыкальному творчеству.

Обучающие:обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением; закрепление теоретических знаний.

Воспитательные:главной задачей музыкального воспитания детей является – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней.

Этапы работы над музыкальным произведением.

Работу над музыкальным произведением можно условно разделить на три этапа:

1. Создание общего представления о музыкальном произведении и знакомство с особенностями произведения.

Показ самим педагогом произведения целиком на начальном этапе крайне необходим. Затем беседа о произведении, о композиторе и характере произведения. При этом ученик слушает не пассивно, а принимает самое активное участие при обсуждении произведения. При повторном вашем исполнении ученик должен внимательно следить за исполнением по нотам. После проигрывания пьесы нужно расспросить ученика, какие элементы звучания и записи ему знакомы и что непонятно, что нового он увидел и услышал при повторном исполнении. Очень часто педагог рассказывает ученику о характере, образе, как следует исполнять то или иное произведение, его фрагменты, не оставляя самому ученику места для рассуждений. Задача начального этапа обучения - как можно раньше пробудить самостоятельность в ученике и только наводящими вопросами вести ученика к цели.

Все новые темы, связанные с нотным текстом, со звукообразованием, нужно тщательно объяснить и демонстрировать.

Но все то, что уже встречалось, и все то, что вы показывали раньше, необходимо спрашивать ученика, и его личная активность в этом периоде работы над произведением очень важна. Это вселяет в него веру и придает уверенности для работы над решением следующих задач.

2. Тщательное изучение произведения в деталях и прочтение учеником текста, работа над преодолением сложностей отдельных тактов, фраз и т. д.

Работа над произведением включает в себя следующие аспекты: более детально ознакомить ученика с фразами, мотивами, созвучиями, метром и ритмом, аппликатурой, динамическими оттенками, длительностями голосов, звукоизвлечением в избранном произведении. После чего дать возможность ученику прочитать произведение с листа. Первое чтение ученик проводит в медленном темпе. Это необходимо для того, чтобы он сам убедился в точности прочтения текста: в указанном метре в ритме исполняются все длительности, верно соблюдаются знаки альтерации, аппликатура обеих рук. Понятно желание ученика сыграть новое произведение целиком, и к тому же желанию не стоит мешать, однако после проигрывания необходимо внимание ученика на недостатки в его исполнении, а лучше, если он сам проанализирует свою игру. Нередко бывает, что ученик не замечает своих ошибок и неловкостей в движениях, и тогда уместно попросить его ещё раз исполнить данное произведение, что бы он сам почувствовал свои недостатки. После грамотного прочтения текста с помощью наводящих вопросов добиваться, чтобы ученик понял, где главная мелодия, где аккомпанемент, где бас, есть ли двойные ноты, созвучия. Одним словом, необходимо разобраться в фактуре произведения через активизацию слуха и собственные ощущения ученика. Полезнее подробнее разобраться в строении одного музыкального фрагмента. Мелодия состоит из следующих друг за другом различных или одинаковых звуков, различных или одинаковых длительностей; фактура её, как правило, меняется: мелодия без аккомпанемента, мелодия басом, мелодия с аккомпанементом и т. д. Важно выяснить, что во фразе, затем во фрагменте, главное: где мелодия где аккомпанемент, где бас. Фактура произведения для ученика должна быть понятной. Теперь остановимся на технических задачах. Необходимо ясное представление - как работать над техническими трудностями. Работать надо так, чтобы без лишних потерь времени решить их. Не повторять много раз то, что сыгранно легко, а выделяешь только наиболее трудные места и работать отдельно над каждым тактом, фразой. Иногда следует работать над левой и правой руками отдельно. По ходу работы предложить ученику специальные упражнения, аналогичные встречающимся в произведении трудностям. Пусть ученик сам определит сложный музыкальный отрезок и самостоятельно проделает подходящее упражнение. Все вышеприведенные развивает ученика способность мыслить творчески и увлеченно работать над музыкальным произведением. При первом же чтении нужно строго соблюдать аппликатуру, уяснить значение и необходимость ее точного выполнения в конкретной пьесе, этюде. Важность избранной аппликатуры необходимо донести до сознания ученика. Посредством достаточного количества повторений ученик должен заучить верную аппликатуру, чтобы пальцы сами, автоматически, по привычке, выполняли верные движения. Это очень важно при исполнении на публике, чтобы избежать неуверенности, путаницы.

3. Процесс собирания всех элементов музыкального произведения в целое, подводящий итог предшествующий работе.

Как только ученик начинает соблюдать ритм, аппликатуру, оттенки, музыкальное произведение можно заучивать на память. Заучивание на память облегчает работу, так как не привязывает постоянно к нотному тексту. Появляется возможность сосредоточится на художественных задачах исполнения.

Постепенно, преодолевая различные частные трудности, внимание ученика перевести на целостное исполнение произведения. Раз за разом сосредоточивайте его внимание на выполнении художественной интерпретации текста. Помогать ему от ощущения своего исполнения как бы заново вернуться к программному, образному исполнителю. Необходимо дать прочувствовать общую линию звучания произведения, выявить главную кульминацию, научить ученика мыслить, опережая звучание!

Необходимо найти для произведения именно тот верный темп, который бы полностью отражал характер; ведь порой от неверно выбранного темпа теряются и выразительность и характер всего исполнения.

Когда произведение будет готово для выступления, рассказать ученику, что такое публичное выступление, - ведь к нему ученика необходимо тщательно подготовить. Мелочей на сцене не бывает. Поэтому нужно учить его, как выходить и как держать инструмент, как делать поклон, как вести себя во время исполнения, настраиваться на выступление, играть с удовольствием, принося радость слушателям.

Заключение

На всех этапах педагог должен помочь ученику в решении этих задач, облегчая и создавая условия для воспитания творческой личности. Вся работа педагога и ученика направлена на то, чтобы музыкальное произведение звучало в концертном исполнении. Итог работы – умение ученика исполнить музыкально, технически свободно, передать характер произведения, задуманного композитором.

Список литературы:

1. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., Классика-XXI, 2006, 2010

2. Кузнецов В. Подготовительный период обучения на классической гитаре. // Современные проблемы музыкального образования: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.8. М., 2004

3. Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, Музична Украина, 2003

4. Титов Е. Приемы игры на гитаре: от теории к практике. М., Композитор, 2005

5. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., Музыка, 2007

6. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., Престо, 2003

7. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., Престо, 1995, 1999, 2002

8. Кирьянов Н. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. Часть 1. - М., Торопов, 2002