Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему мне так сложно создать образ результата?

Не так давно один из моих клиентов задал вот такой вопрос: "Почему мне так сложно создать образ результата? Вроде бы хорошо знаю, чего хочу, а сформировать образ и построить план действий не могу…». Здесь сразу важно заметить, что речь идет о масштабных изменениях, многофакторной конструкции образа, но все же…

Попробуем разобраться на простом примере. Предположим, что на глаза случайно попалась реклама образовательной программы. Программа называлась так «вкусно», что тут же захотелось приобрести доступ к курсу и посмотреть «а что же там внутри». На первый взгляд все очевидно: цель - пройти обучение, результат – освоенная программа. Где здесь образ результата и как он выглядит?

Уважаемые источники, к примеру, большая психологическая энциклопедия, говорят, что «осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека – это цель». Если остаться в рамках такого представления, то образ результата равен «пройденному обучению». Но что это такое, пройденное обучение? Прослушанные лекции и прочитанные материалы? Выполненные упражнения? А может быть, свидетельство с указанием количества часов или именной сертификат об участии в программе? Или это приобретенная компетенция? Это все не одно и то же.

У каждого человека будет свое видение, свой персональный образ результата. И его необходимо точно себе представлять. По умолчанию это не работает. «Прохождение» обучения у разных людей связано с разными потребностями. Как следствие, и образ результата у каждого свой. И цель своя. Не каждый только это осознает.

Вполне возможно, что кому-то не хватает именно подтверждающего документа с количеством часов. Получив свидетельство о повышении квалификации, специалист может рассчитывать на продвижение по службе или повышение зарплаты. Тогда каким можно считать образ результата? Я, получивший свидетельство о прохождении программы. Цель при этом будет прежней – пройти обучение (возможно, не сильно вдаваясь в подробности и детали самой программы) и при этом выполнить все условия для получения документа. Если же важно освоить методы, получить новый инструментарий, приобрести компетенцию, то цель все та же - пройти обучение. А образ результата какой? Специалист с новой компетенцией. И в этом случае формальное отношение к обучению не прокатит, придется реально включаться в процесс. В контексте такого представления «цель» и «образ результата» не одно и то же.

Теперь вернемся к вопросу "Почему мне так сложно создать образ результата?". Заметьте, «образ результата»! Могу предположить, что это что-то из истории про «нового меня». Про «память будущего» (термин (memory of the future) не выдуманный, его ввел Давид Ингвар, шведский психиатр и нейрофизиолог). Последовательность размышлений при формировании «образа результата» может быть следующей: нынешняя ситуация мне не нравится, хочется ее исправить, но пока не очень понятно что именно требует изменений. Можно оттолкнуться от противного – «знаю, как не хочется» - и представить «себя из будущего» (как хочется). Почему это так трудно? Причин может быть как минимум несколько.

Во-первых, может отсутствовать привычка к прогнозированию, представлению результатов своих действий (или бездействия). Во-вторых, «Я из будущего» не слишком конкретный (многовато привнесенного «успешного успеха» и маловато собственных устремлений), выпадает из среды и существующей реальности. В третьих, где-то в глубине сознания может прятаться страх, что «все равно ничего не получится, не надо и пытаться».

Конечно, это не все, что может мешать визуализировать образ результата. Причин может быть множество, и они у всех разные. Разобраться в этих причинах дело совсем не простое, но вполне по силам каждому. Вопрос лишь в настойчивости и вложенных усилиях.

Автор: Михалевская Наталья Вячеславовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru