Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

«Криминальный квартет» «Трудно быть Богом», «Замужем за мафией», «Имя розы» и другие фильмы

«Сколько им наши классные дамы от идеологии ханжески потупляли глазки: ах, американское кино, ах, какое оно жестокое, ах, пистолеты, ножи, ах, бесконечные зуботычины. Я взялся считать, сколько уби­тых и искалеченных в „Криминаль­ном квартете”. На четвертом десят­ке бросил. «И какие они грубые, эти аме­риканские фильмы! — печально тя­нули все те же дамы- — Какой вар­варский, примитивный юмор!».

Привет — от старых штиблет!...».

Читаем «Спутник кинозрителя» 1990 года (№ 5):

«Когда-то Станислав Ежи Лец заме­тил весьма находчиво, что послови­цы и поговорки противоречат друг другу. Не в этом ли источник на­родной мудрости?” — задумался за­мечательный польский сатирик.

Конечно, в этом. Безо всякого юмора и абсолютно всерьез. Потому что народная мудрость, отчеканен­ная в четких афоризмах, нуждается в тебе как талантливом и чутком их применителе. Гляди по ситуации, то ли .смелость города берет, то ли «тише едешь — дальше будешь». Тот ли случай, когда „грудь в крестах или голова в кустах” или все-таки лучше „семь раз отмерить, один от­резать".

Культура, как наше духовное наследие, в самом широком смысле слова, должна быть противоречива. Должна быть — потому что противо­речива сама наша повседневная че­ловеческая практика. И иначе быть не могло, разве что мы незаметно для себя постепенно стали бы робо­тами.

А мы почти что и стали. Нас поч­ти что в них превратили. Нас обма­нули, что человеческая практика проста, что истина содержится в чер­теже некоего изумительного об­щества, лучше которого ничего не было и нет. А такое, чертежное об­щество нуждалось в подобном же, чертежном искусстве. Искусстве „правильном", во-первых и прежде всего. Соответствующем великим идеалам. А уже во вторую очередь, искусстве талантливом или не очень, или даже сплошь бездарном.

И как-то так получалось с холодом деся­тилетий, что самое „правильное” ис­кусство стали выдавать самые без­дарные художники, а таланты и осо­бенно гении каким-то непонятным образом „отрывались от народа" и творили никому не нужный „сум­бур вместо музыки”. Тот самый сумбур, что полвека спустя чест­вуют словами „шедевр" и „клас­сика".

Программа мая — пестрая прог­рамма. Так ведь око и лучше и ве­селее! „Беспредел" увлечет вас зре­лищем бунта. „Трудно быть богом” заставит задуматься, всегда ли это благо - бунт, даже против самой черной несправедливости. Вы уви­дите фильм про войну по старинным образцам и лихую комедию про сов­ременных бандитов. Вы встретитесь с экранизацией, дотошной и уважи­тельной, а рядом с ней — с озорной и выворачивающей все наизнанку... Как правильнее? А вот так: собрать все это воедино. Если ты не робот. Если ты размышляешь» (кинокритик и киновед Виктор Демин).

«Криминальный квартет»

УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!

Сколько им наши классные дамы от идеологии ханжески потупляли глазки: ах, американское кино, ах, какое оно жестокое, ах, пистолеты, ножи, ах, бесконечные зуботычины.

Я взялся считать, сколько уби­тых и искалеченных в „Криминаль­ном квартете”. На четвертом десят­ке бросил.

- И какие они грубые, эти аме­риканские фильмы! — печально тя­нули все те же дамы- — Какой вар­варский, примитивный юмор!

Привет — от старых штиблет! В „Криминальном квартете”, еще не успеешь разобраться, кто преступ­ник, а кто из органов, тебе уже пре­подносят анекдот со словом „тра*хались”, а в следующем эпизоде спо­рят, как правильнее — „п*дарас” или „пед*раст”? Добавьте к этим об­разцам легчайшей искрометности густопсовый воровской арго, упот­ребляемый сплошь служителями за­кона. И где же вы, милые дамы? Что ж вы стоите в стороне насупившись? Или, в самом деле, кончилось ваше время, и экран разжалован из воспи­тателей благочиния?

Теперь учтем, к игре парадок­сами, что у американцев наше, со­ветское кино слывет „жестоким" и „безысходным”. Добро бы речь шла о „Маленькой Вере” или об апока­липсисе огненной деревни „Иди и смотри”. Так нет же, обычный де­тектив, где милиция повит право­нарушителя, американский зритель умудряется понимать наоборот. Ему жаль как раз правонарушителя. По­тому что он один, потому что он ос­тупился, потому что против него ополчилась вся мощь государства. Наши офицеры милиции, сухоща­вые и замкнутые педанты, для аме­риканца — марионетки без единого живого проблеска. И они-то берут верх? Сплошная безысходность!

Слава богу, мы начинаем ухва­тывать эту простодушную диалекти­ку. Не стесняясь подсказок из-за океана.

Ручаюсь, постановщик „Квартета" с их помощью осознал как первейшие аксиомы: а) что ин­тересен только сильный враг, б) что вдвойне интересно, если ты не мо­жешь доверять даже собственному начальнику, купленному мафией с потрохами, в) что зритель с легкой душой простит любое твое наруше­ние предписаний, если оно продик­товано отчаянным положением, жаждой справедливости, если ты на все готов из-за слезинки украден­ного ребенка.

Четыре супермена из МУРа пере­били, считай, батальон рекетиров! Что еще надо нашему сегодняшне­му скучающему зрителю? Тем бо­лее что общественное подсознание так тоскует по сильной руке, пусть жестокой, но справедливой...

Будет время, мы наверняка на­учимся еще кое-чему у наших аме­риканских коллег. Тому, например, что сцены и эпизоды в их взаимном сцеплении должны бы иметь не случайный, а желательный, нужный ритм. Что в детективе или триллере следует все-таки играть на „хорошо” и „отлично”. Что четыре героя могли бы иметь четыре непохожих домаш­них берлоги и совсем не похожие ти­пы досуга.

Пишу о недостатках со спокой­ной душой: картине ничто не повре­дит, она обречена на шквальный, об­вальный, десятибалльный кассовый успех.

-2

«Трудно быть Богом»

ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ЭКСПЕРИМЕНТАТОРАМИ

Читатели одноименного романа братьев Стругацких помнят, что по сюжету земляне ведут пристальное наблюдение за некоей отдаленной планетой, на которой живая органическая цивилизация повторяет некоторые земные формы, но, ска­жем так, еще на стадии средневе­ковья. Тесные площадки, виаду­ки, дворы, погреба, светлый, но довольно архаичный дворец, тор­жественные церемониалы власти, ее клятвы, которые никогда не выпол­няются, и бесконечное страдание „серой скотинки", забитого, бес­правного люда, который, конечно же, имеет право на другую, при­вольную, более сытую, более чело­веческую жизнь.

Ну так что? Ис­пользовать все свои возможности землянина? Протянуть руку к атом­ному (или волновому?) оружию? Навести в два счета порядок, та­кой, какой мил тебе, в соответствии с твоими земными пристрастиями?..

Или все-таки смолчать, стерпеть, от­ступить? Потому что абстрактное право на другую жизнь ровно ниче­го не значит и не стоит. Потому что ради другой жизни надо бороться, надо готовиться, надо изменить се­бя. Потому что полученное просто так, в качестве межгалактического подарка, обречено — оно не будет иметь общественных последствий. И твое непрошенное вмешательство, пусть продиктованное самым благо­родным движением души, останет­ся втуне, непонятым, неподхвачен­ным, обреченным поблекнуть и вы­цвести в истории данного общества.

Так как же поступить? Терпеть паршивый, гнусный, примитивный абсолютизм дегенерата? Или все- таки, махнув на все рукой, вме­шаться и помочь силам добра, силам б худущего прогресса? .

Посланец землян бродит по тес­ным улицам, в толпе, за ним неот­рывно наблюдают те, кто дежурят на орбитальной, околопланетной свя­зи, но за ними тоже наблюдает чей-то взгляд - должно быть, с Зем­ли, взыскательный и сосредоточен­ный, мудрый, но не всепрощающий.

Становится ясно: эксперимент ставится не над планетой. Он ста­вится над теми, кто послан к ней. Выдержат они или не выдержат, значит, в чем больше будет логической, замотивированной отстраненности или в запальчивой отзывчивости на чужую беду?

Поставлен был фильм на студии имени Довженко при участии нескольких зарубежных фирм, актеров… Снял гениально снял — картину наш соотечественник, оператор Павел Лебешев. Поставил картину Петер Фляйшман (он же был ее продюсером).

Думаю, что ему понравились слова Аркадия Стругацкого на премьере в Московском Доме кино: „Стал­кер" был картиной Тарковского, „Дни затмения" целиком принадле­жат Сокурову; а вот теперь мы видим картину, в которой узнаем самих себя и свои намерения”.

Если это и шутка, то, будем на­деяться, не двусмысленная.

-3

«Беспредел»

ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ПЛАМЯ БУНТА

Бунт вспыхивает в колонии для особо опасных рецидивистов. И несмотря на подобную обстановку, чаще употребляется не слово „бунт” и даже не „восстание”, а именно - „революция”. Один, совсем почти подросток, коллекционер-филателист, угодивший сюда вполне случайно, за мнимую спекуляцию, да еще связанную с валютой, твердит о „революции” каждый день, изображая из себя не то академика Сахарова, не то лейтенанта Шмидта... В отчаянии от всего он сунет голову в петлю, - это и станет всеобщим сигналом к восстанию.

Журналист Леонид Никитинский, переделавший в сценарий свою прошлогоднюю нашумевшую статью, и режиссер Игорь Гостев безусловно, безоговорочно на стороне восставших. Если перетянуть струну, она лопнет, если перекрутить пружину, механизм сломается. Но, значит, как же много изменилось в нашем духовном самочувствии, если экран, без малейшего колебания, становится обвинителем государственной системы наказания и „перевоспитания”, обличителем тех, кто в десятках картин выступали как мудрые и чуткие „макаренки”; и берет сторону осужденного, человека оступившегося, да еще не один раз, и все-таки, черт побери, человека - пока вы с вашим воспитанием не превратили его в покорную скотину, забывшую всякое чувство достоинства.

Этот фильм - горький упрек не только всей нынешней системе лагерей, но и обществу, которое позволяет терпеть, легко сносит беспредельное издевательство над живой душой.

Лев Дуров в роли Кума - безошибочное, многомерное воплощение образа-символа, образа-типа. Хитрый, лукавый, ухватистый, предусмотрительный, он тем не менее никак не годится в воспитатели, потому что подл и циничен до глубины души. Возможности у него большие — он читает все письма с воли и на волю, может лишить тебя посылки или встречи с родственниками, а может ошарашить неожиданным свиданием с твоей невестой...

На что же направлена вся его сила? На то, чтобы в лагере при всех каждодневных ужасах была видимость порядка и благополучия, брежневская обманчивая чинность фасада, за которым мафия приобрела невиданные, всегосударственные масштабы и коррупция проникла в верхний партийный эшелон.

В нашем третьем отряде исправительно-трудового лагеря обстановка в точности такая же: всем втайне заправляют „паханы”, то есть самые отпетые из головорезов, у них в охране н в подручных бегают послушные „шестерки”, а все остальные должны .закалывать” на 129% и выше, чтобы норму поделить на всех. И все это знают, кроме самого безнадежного новичка.

Только начальник лагеря делает вид, что приписки идут мимо него, а Куму приходится, хочешь не хочешь, засучить рукава и не жалеть энергии на то, что он считает общим благом: этого, слишком строптивого, приходится сунуть в карцер, того, покладистого, поддержать, а иного просто подсунуть, подставить блатникам, пусть возьмут его на нож...

Публицистическая по своей направленности, с резкой; плакатной черно-белой определенностью тонов, эта картина в фигуре центрального героя приобретает тона романтические и чуть ли не сентиментальные. Куда пойдет он: с „борзыми” или с Филателистом? Это вопрос и для зрителей - как нам завтра жить в нашем отечестве?

-4

«Поездка в Висбаден»

СБИТОСТЬ ДУШЕВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

У нас, понимаешь ли, перест­ройка, а тут к нам обращаются с Тургеневым. Да ведь как, со всей его изысканностью и чи­стотой, с наивным старомодным благородством. Сначала появят­ся на экране акварельные полу­прозрачные росчерки, а потом из них сложится неповторимая па­норама старого европейского го­рода, города-музея, где на каж­дую квадратную сажень накоп­лены горы обветшавшей куль­туры, килограммы манускрип­тов, вереницы преданий. И ак­варельный тонкий рисунок ста­нет стилистической фигурой в рассказе о Дмитрии Павловиче Санине, о его возвышенной люб­ви в 22 года и о том, чем эта лю­бовь кончилась.

Ужели уместно и своевре­менно?

Впрочем: вчитавшись в „Веш­ние воды", вдруг налетаешь со всего маху на сравнение пер­вой любви... с революцией! „Од­нообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, мо­лодость стоит на баррикаде, вы­соко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее не ждало, - смерть или новая жизнь, - все­му она шлет свой восторженный привет” (Тургенев И.С. Полное собрание со­чинений, т. 8. М., 1981. С. 323-324).

А измена первой любви, пол­ное, подлое самопредательст­во - это, выходит, контрреволюция?

Санину слишком мно­гое было дано щедрым авансом повествователя - рай старин­ного городка, прелесть утрен­них встреч в парке, любовь пре­лестной, юной итальянки, пре­данного и чистейшего существа, удачливая любовь, жребий дол­гой, безбедной и романтиче­ской жизни, - чтобы тем глупее, гнуснее прозвучала его измена, прежде всего самому себе, не имеющая никаких оправданий, - разве что на патологическом уровне? На психопатологиче­ском...

Апатия? Циничный разврат? Обломовская тоска по лежанке? Глубочайшая душевная застой­ность, которую можно возму­тить лишь на миг, лишь на сло­во, но не на поступок?

Вот мы и выгребли к идеям перестройки, коли уж они так дороги нам в каждом фильме, даже в почтительном и тактич­ном пересказе мудрого клас­сика.

-5

«Караул»

КАТАСТРОФА БЫЛА НЕИЗБЕЖНОЙ

Снова слепой, беспамятный бунт тихого существа, доведенного издевательствами до отчаяния, и снова в основе - криминальный случай, которым долго занималась пресса.

Только в том факте, о кото­ром писали, выделялся весь на­бор казарменных бедствий и безобразий Советской Армии и соответственно подчеркивалось, что сорвавшийся - из самых све­женьких, неокрепший мамень­кин сынок, а так-то вообще жить можно, — другие ведь живут.

Фильм внятно, хоть и немно­гословно ведет разговор о дру­гом. Живут? Да, живут. Только - чем, как, во имя чего?

Отсюда важно ощущение ко­манды. Не баклуши, кое-как убитые в казарме, когда — что-то „заначил”, что-то „увел”, a от того-то „схилял”, и в общем - солдат спит, служба идет. А ощу­щение дела, которое тебе пору­чили, которое ты выполняешь...

В данном случае - караульный вагон, в котором, по камерам- купе, из пункта А в пункт Б едут некоторые распатланные и пло­хо бритые граждане. Разве раз­берешь, как и чем провинился каждый из них перед армейской прокуратурой! Но череда их бес­конечна, лица стираются и вы­зывают, наконец, общее снис­ходительное презрение...

И не понять тебе пока, что ты сам - такой же, на своей половине ва­гона, оторванный от своего дела, если оно было, от родных мест, от родни, от свободы, запрятан­ный тут за железо с задачей от­крывать — закрывать, что под силу сегодня простейшему авто­мату. Ну и чем бы тебе занялся в тихий час? (Вопрос по части правильного культурного досу­га). Или — чем бы душу свою озаботить, металлическую, зияю­щую со всех сторон, непривык­шую к самостоятельным дви­жениям? (Вопрос бытийного существования). Да разве что привьется к ней, кроме сладости чистого издевательства?

Фильм показывает взаимо­связь и нерасторжимость пре­ступлений такого рода, прежде всего, против себя самого, и на­казаний - обычно многомерных, страшных, уже не разбирающих, где правый, где виноватый.

-6

«Сталинград»

ЗАВЕРШЕНИЕ ЭПОПЕИ

20 лет потребовалось Юрию Озерову, чтобы представить на экране всю Великую Отечественную войну, все ее сколько-нибудь заметные события, всех ее прославленных или многократно проклятых исторических персонажей.

Он начал с точки противостояния, когда на Курской дуге две титанические армии подминали, топтали, крошили друг друга, тщась выиграть свой последний победный шанс. Успех, как известно, сопутствовал нам — мы были уже достаточно сильны и достаточно обучены ратному делу, к тому же советский человек был воспитан в доктрине; себя не жалеть — и не жалел. Даже за победы мы привыкли платить полуторной или двойной ценой человеческих жизней, что же говорить о поражениях, причем самых отчаянных?

Но теперь маятник качнулся в нашу пользу, и „Освобождение" с каждым днем, с каждой серией, е каждой экранной минутой становилось все победнее. В духе тех лег, когда создавалась картина. Тогда не модно было считать потери.

Газеты, экран и эфир с большим удовольствием отдавались бодрым рапортам. Открывались новые города-герои, воспевались неведомые ранее подвиги, бывший полковник из обоза щеголял в маршальских погонах и со звездами на груди - больше, чем у Жукова и Покрышкина.

В этой обстановке сценаристы и режиссер старались, подчеркнуто и определенно, остаться при факте. Быть может, то и способствовало распространению картины во всем мире; что ни нацизм, ни социализм не вскрывались как идеологические явления.

Божественные или сатанинские аллегории, составившие когда-то нерв „Падения Берлина", Озерова совсем не интересовали. Он дотошно и пунктуально вел речь о затянувшемся военном поединке миллионов. Некоторые сцены напоминали чуть не производственный роман из жизни военачальников.

Может быть, потому в особенности потрясала скупая статистика жертв, данная в самом конце, перед финальным титром, - наши потери (теперь мы знаем, что в ту пору они официально приуменьшались почти вдвое) намного-намного превосходили потери всех других стран, даже вместе взятых.

Время шло, и в какой-то момент, должно быть, к постановщику пришло ощущение художественной неловкости.

Помните, Лев Толстой задумал роман о возвращении с каторги состарившегося декабриста, потом решил вернуться к событиям 14 декабря 1825 года, а от них — еще дальше, к 1812-му, к нашим победам, к выходу армии в Европу... И тут, как он сам вспоминал, ему стало совестно — рассказывать о триумфе, не упомянув о конфузах и поражениях, с которых все началось. Потому что исток 1812-го и, значит, 1825-го был конечно, там, в 1805-м, в уроках Аустерлица.

Озеров и его сценаристы вернулись к начальным этапам войны. Недавно в „Битве за Москву” мы видели страшную констатацию немыслимых потерь в первые её дни. Теперь перед нами рассказ о самом трудном, самом кровавом сражении на берегу Волги.

-7

«Танк Клим Ворошилов -2»

Режиссер Игорь Шешуков — один из многих (десятков? сотен? тысяч?) талантливых людей, по судьбам которых тяжко прокатилась „эпоха застоя". Была непоправимо изуродо­вана его любимая картина „Послед­няя охота” десять лет пробивалась к зрителю „Вторая попытка Виктора Крохина”.

И вот пришли иные времена, а с ними — свобода делать то, что хочется, и так, как ты считаешь нужным. Появились яркие, хлесткие, откровенные ленты о недавнем прошлом и полном проблем и болей настоящем. А Игорь Шешуков снял негромкий фильм о войне...

От автора: «Не странно ли, что сегодня, когда возникла редкая возможность поговорить о настоящем, режиссер берется за фильм о войне? Странно, если бы фильм был только о войне. О ней, конечно, тоже - и по правде. Но мне представляется, как ни громко это звучит, что наш фильм — размышление о русском народе. О народе, который мы порой клянем последними словами за пьянство, леность, безалаберность, покор­ность, за то, что он добродушно и безропотно дожил до сегодняшнего дня. О народе, таком никудышном, что дальше ехать некуда. О народе, к которому мы принадлежим и который горячо любим, зная, что он великий народ. Потому что у него есть одно странное свойство, требую­щее понимания и объяснения. Мы ведем разную жизнь, суетную, грешную, мы завидуем и склоч­ничаем, мы вполне достойны тех эпитетов, которыми награждаем себя в злых разговорах, но среди всего этого российского безобразия мы всегда выберем время сдохнуть за Родину. Есть в нашей крови какой-то противоестественный ген, который повелевает нами, помимо нашей волн, когда надо отдать жизнь „за други своя”, за Отечество.

Так случилось с четырьмя нашими героями — с собранным с бору по сосенке экипажем танка „Клим Ворошилов — 2". Эта махина рухнула с моста, не выдержавшего пятидесяти тонн железа и энтузиаз­ма, и застряла в реке возле города, который уже покинули все - народ, армия, советская власть. Это было на тридцать третий день войны. И в этот день укладывается все, что есть в фильме. Выяснение отношений между собой и с самими собой. По­кинутый город, словно бы сошед­ший с ума. Попытки разобраться в прожитой жизни и несостоявшаяся любовь. Достоинство и шкурниче­ство, подлость и жертвенность. И за­гадка - та самая великая загадка великого народа, перед которой он сам встает в тупик. Как и почему мы выживаем, когда выжить, ка­жется, невозможно? Как и почему, выжив, принеся великие жертвы, мы снова приходим к обрыву нашей народной судьбы суетными, греш­ными, не способными слышать друг друга? Как и почему снова объеди­няемся, чтобы выстоять?

Мне кажется, что тот, давно ми­нувший день, и сейчас на дворе. Мы все те же. Мы снова у обрыва. Поэтому я и снял сегодня фильм о нас в тридцать третий день войны».

-8

«Без единой улики»

ИСТИННОЕ ЛИЦО НЕКОЕГО ШЕРЛОКА ХОЛМСА

Англичане высмеивают истинно английский миф.

Откиньте представления, к которым вы привыкли с детства. Никакой это не гений прозорливости, не изобретатель дедуктивного метода в расследовании преступлений, не автор научных статей об определении марки табака по его пеплу. Всех нас, любителей историй Конан Дойла с разных континентов и уже в каком поколении, нагло и безжалостно одурачили. На скрипке, кстати, он тоже не играет. Зато дует что ни поставь, от пива до самого отвратительного виски, и большой любитель ухлестнуть за любой юбкой, впрочем, всегда — безрезультатно.

Мне думается, все началось непроизвольно. Полковник Ватсон, джентльмен до мозга костей и, вместе с тем, человек научной жилки, медик, знаток многих наисовременнейших идей, впитавший в себя дым сражений и не раз видавший смерть в лицо, вернулся из колоний на брега тихого, туманного Альбиона и решил поведать миру несколько вполне выдуманных историй.

Однако он постеснялся по природной скромности приписывать распутывание преступных головоломок самому себе и, недолго думая, воспользовался реальной фигурой своего соседа, о чьем моральном облике мы уже говорили.

Кто же мог знать, что истории, одна другой похлеще, обретут такую популярность, а злосчастный мистер Холмс, на котором пробу негде ставить, окажется самым прославленным человеком Великобритании и доминионов!

Теперь на людях он спокойно затыкает рот своему соседу: „Вы в этом ничего не понимаете, Ватсон! Как меня смешат ваши убогие версии!" Зато оставшись наедине, трепещет, заискивает, боится разоблачений и спокойно сносит заслуженную трепку.

Откуда берется это стремление к поддразниванию, переиначиванию, к кощунственному профанированию высокого? Не от чувства ли чрезмерности в похвалах и подношениях?

Во всем, по-видимому, должна быть мера. Как писала Марина Ивановна Цветаева: „Лысина - перескреб. Перепостился - в гроб. Перемолил — чума. Даже сходи с ума в меру: щелчок на фунт... Перемонаршил — бунт!".

Сами мы разве не ломким недавние наши лета, когда вдруг косяком пошли частушки про Лазо, шуточки про Александра Матросова, анекдоты про Василия Ивановича Чапаева?

Промежуток между двумя громкими юбилеями был особенно богат подпольным народным творчеством, в противовес сусальной, бесконечной пошлости, лившейся из газет, репродукторов и телевидения, здоровое нравственное чувство вырабатывало как защиту снижающий вариант, дабы не допустить экологического насилия над культурой.

Что-то происходит с обществом, если кто-то, пусть для смеха, уверяет, что Дон Жуан — болтун и импотент.

-9

«Имя розы»

ИМЯ ВЕРЫ: ВЕРА

Есть у неистощимого парадоксалиста Честертона такой любопытный нюанс: отец Браун разоблачил важного преступника, переодетого в сутану. Тот стал превозносить всеблагость Господа. Просто так, к слову. А среди настоящих священнослужителей такого не водится. Скорее они мимолетно посетуют, что не все в этом мире благополучно. Профессионалы душевной терапии, они скорее покуражатся этаким циничным вздохом всеведа, нежели спрячутся за слюнявые словеса, достойные разве новичка.

Вопрос о том, что есть истинная вера, в этом фильме оборачивается многими другими понятиями: что есть истина, что есть праведная жизнь, что есть человеческое призвание?

Для фанатика, многозначительно сверкающего бельмами, самое достойное — раболепствовать перед Господом, не позволяя себе ни смешка, никакой посторонней мысли. А поскольку человеческая природа упряма, то ее следует развенчать, как дезертира, и держать вечно под угрозой телесной расправы. Это фюрер от христианства, конструктор очередного небесного рейха, не пугают его убийства и самоубийства... Что-то есть в нем от всеобщей слепоты всех идеологий, претендующих видеть идеал в принижении, унижении человека во имя утопической догмы.

Перед нами — чрезвычайно сильная и самобытная картина, по части искусства, может Быть, лучшее, что посылает нам месяц май. В основе ее прекрасная, полуэкспериментальная проза.

И хотя экран не способен впрямую передать широкое движение философской мысли, картина - при сдвиге сюжета в детективную область — несет в себе широкое и вольное дыхание эпоса, сочность диковинных, полукарикатурных лиц, вереницу развернутых, многозначных аллегорий.

Блистательно мастерство оператора, запечатлевшего пейзаж под первым снегом, между осенью и зимой, мир между грядущим просвещением и еще цепким, дикарским средневековьем, человеческий коллектив в метаниях от грешного самовольства к преступлениям из благочестия.

Спор идет, как ни странно, о близких нам сегодня „общечеловеческих ценностях". Убрать ли с позиций идеи всех еретиков, все их сочинения, или мудрость всегда есть мудрость, даже изложенная нехристем?

Шон Коннери, первоклассный артист, несмотря на вереницу вылепленных им агентов „007", в роли брата Вильгельма приносит на экран всю иронию и доброту истинного человекознания, безошибочное понимание людских слабостей и твердую веру в того же человека, в созидательные силы его разума, поднимающего индивида к высотам Бытия.

Не сказать ли в заключении, что это просто очень хороший фильм, что никакими аргументами, строго говоря, недоказуемо?

-10

«Занос»

Этот фильм о молодом парниш­ке, работающем в депо. Его пер­вый рейс в качестве машиниста и первый в его рабочей практике „занос”... ,

Я буду говорить о другом: о том, как „заносит” художников. Ибо известно: „поэт издалека заводит речь, поэта далеко за­водит речь”. Иногда - так очень далеко, к самым основам чело­веческого существования. Тог­да-то они и открывают истину - истину достойного образа жизни, истину бунта, истину прорыва к новой реальности.

Искусство - штука органи­ческая, и по законам органиче­ской жизни в должный час, в положенный миг созревает все­общая, всечеловеческая потреб­ность в таком искусстве, - а оно, поглядите, уже заботливо при­готовлено.

И не кто-то один пред­лагает себя как посланца новых образов, новых мыслей, а десят­ки, тысячи, целые поколения. Так было в драме XIX века с бунтом романтиков, в живопи­си - с победоносным шествием импрессионистов, в музыке - с „вагнерианцами”... Так было и в Чехословакии в годы, предше­ствующие роковому, кровавому 1968-му. Наивный лозунг о „со­циализме с человеческим лицом” (затылок он мог иметь любой) вывел чуткое общество к раскрепощению - какой же силь­ный, страстный, необыкновен­ный, тонкий, фантасмагориче­ский возник у них кинемато­граф! За что в самом скором вре­мени пришлось расплачиваться - волчьим билетом, черным спис­ком, унижением в газетах, тро­гательными попытками начать жизнь заново, в разрешенном ар­тистическом уголке.

Веру Хитилову, создательницу „Марга­риток”, нашумевших на весь мир, „простили” в числе послед­них. И даже позволили рабо­тать. Все равно, что человека со сломанным позвоночником поса­дить поближе к столу, - пусть перебирает картинки. О Филант­ропы, о Гуманность!

И будто морок прошел. В пре­зидиуме - Дубчек, Гавел. Вче­рашние социальные оккупанты низложены. Никаких, оказы­вается, „заносов”, а первая по­пытка углубить оттепель, упрочить гласность и попробовать жить не по меркам восточных султанов, а по человеческим меркам.

,Занос” - пусть не из глав­ных, но по-моему, весьма ин­тересный фильм в искалеченной художественной биографии за­мечательной кинематографистки.

-11

«Мой друг – предатель»

ПРОЗРЕНИЕ БЛАТНЯГИ

Это устоявшаяся традиция: во Франции регулярно выходят книги, снимаются фильмы из жизни блатных. Итальянцы не знают этой твердой традиции, как не знают ее в ФРГ, в Англии, предпочитая классические фор­мы детектива. Но где спрос, там и предложение, там свои обще­признанные мастера и специаль­ное внимание тому, кто „от­туда” - из камеры, сам в прош­лом блатной. Предполагается, что уж эти-то дело знают, они не соврут, не будут заниматься иг­рой в литературные бирюльки...

Джованни свою первую книгу писал за решеткой.

Втянулся или увидел при­быльность дела, только на воле продолжал с нарастающей увлеченностью. В какой-то момент ему захотелось экранизировать свой собственный блатной ро­ман - продюсера искали не­долго. Кинематографистом он оказался весьма посредствен­ным, но почему-то продолжает сам себя экранизировать из го­да в год. То ли в самом деле при­быльно. То ли слишком больно смотреть, как тебя исковеркал на экране другой. То ли есть (а ведь несомненно есть!) высшее наслаждение от зрелища вымышленного тобой героя, который - вот он въяве - движется по полотну экрана н говорит при­думанные тобой слова. Можно покуражиться: чем я не Пазо­лини?

В фильме „Двое в горо­де”, одной из самых больших удач Джованни, играли Габен и Делон. Это было бог весть когда. Актеры такого класса сегодня, наверное, не по карману Джо­ванни и его расторопным про­дюсерам. Ну, так можно взять совсем молодых и завертеть с ними фантастическую по части приключений историю!

Жорж сотрудничал с оккупантами-бошами. Ничего осо­бенного не совершил, но сопровождал своего брата, а тот, гор­батый с детства, затаивший от обид и издевательств ненависть на весь свет, особо отличался в пытках и казнях мирного фран­цузского населения. С победой союзников брат покончил с со­бой.

А Жорж принялся рьяно тор­говаться за свою жизнь. Он вы­дает подпольную группу, задумавшую взорвать метро. Он, привезенный из Парижа в Мар­сель, тайно помогает чистить тюрьму, отличая настоящую щу­ку от белорыбицы.

Снимает ли это с него прошлые грехи? Ка­зенная полицейская структура не знает простой человеческой жа­лости, и хитрый служака сде­лает все, чтобы загнать Жоржа в ловушку без выхода...

-12

«Замужем за мафией»

ИЗ ЖИЗНИ ГАНГСТЕРОВ В ЗАКОНЕ

Хороша представляю себе, как сце­нарист, режиссер и продюсер усе­лись друг напротив друга, и послед­ний сказал: „Хэлло, бойз! Чем будем удивлять нашего искушенного зрителя?”

Сценарист живо наморщил лоб: „А что, джентльмены, если вы­шутить гангстерские нравы взгля­дом из кухни, из спальни, глазами супруги, одним словом? Представ­ляете: муж уходит вечерком, неиз­вестно, вернется ли? Дети натыкают­ся то на пистолет, то на гранату...”.

- „О’кей! - воскликнул режиссер. - А глава мафии боится ревнивой жены больше, чем полиции!”.

„Ма­фия - это модно, - рассуждал про­дюсер. - Комедия - это всегда мод­но. Что ж, заверните. Покупаю".

Завернули. Он купил. Теперь продает во все страны и нам в том числе.

Сила американского кино - в умном, я бы сказал, динамичном традиционализме. Здесь велосипед изобретать не будут. Разве что летаю­щий. Или на атомном двигателе.

Здесь твердо и четко, до ощущения стандарта, известно, как что делает­ся, И если стандарт покупается, соответствующие фирмы беззастен­чиво ставят его на поток. Другие, более престижные предприятия, рас­считывая постоянно снимать слив­ки, занимаются модификацией, под­новлением.

Придумай лучше пере­стрелку, чем в фильме А, лучше погоню, чем в фильме Б, лучшую любовную коллизию, чем в фильме Б, Попробуй совместить то, что дру­гим кажется несовместимым. Фильм проектируется, как самолет: при таком-то моторе и таком-то запасе топлива такой-то потолок и такая-то дальность полета...

И еще одно не­пременное условие - качество. Пусть тратим силы на самый скром­ненький пустячок, класс каждого кадра и каждого исполнителя гаран­тируется.

Вот и здесь: вы получите порцию отборных кинотрюков в погонях, перестрелках, каждодневных, так сказать, мероприятиях мафии, по­путно вас поджидают самые неожи­данные гэги (вроде уменья бравого фэбээровца одеться с головы до ног в одном прыжке с постели), вас сна­чала в меру запутают крутой интри­гой, а потом с тем же вдохновением позабавят волнительной развяз­кой…

Вы от души посмеетесь над актером в роли фатоватого, трусова­того, очень занудного дона своей мафиозной „семьи” и, может быть, сочувственно подрыдаете Мишель Пфайффер в роли Анджелы - чтобы отомстить за мужа ей надо скрыть свою ненависть к мафии и на корот­кое время стать коварной обольстительницей.

Стоит такая картина - как трид­цать или сорок наших, А прорвав­шись на 90% киноэкранов мира, по­ходу приносит, думаю, побольше, чем весь наш „Совэкспортфильм”.

Самое смешное, что при этом она остается, в общем, как ни суди, пустячком.

-13

«Тандем»

СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ

Мишель Мортез вот уже 20 лет ко­лесит по дорогам Франции. Он - ведущий радиовикторины. В иных городах его ждет толпа н напропа­лую просят автографы. Но в тех местах, что поближе к большим до­рогам, могут спросить: „Как, он еще жив?” Или вскинуться: „Так вот кто несет всю эту ахинею про годы рож­дения?”.

Действительно, загадки Мортеза весьма незатейливы: роди­лась в таком-то году, была балери­ной в Петербурге, вышла замуж в Лондоне за члена королевской фа­милии?.. Правильно, Кшесинская. Родился тогда-то, открыл бациллу возбудителя туберкулеза— Ну, это самый простой вопрос, на него наш ведущий расщедривается, когда же­лает „подыграть" экзаменуемому. Что, впрочем, не всегда удается: есть такие люди, по виду - вполне ин­теллигентные, который про бациллу Коха слыхом не слыхали.

Теперь моя викторина для вас: узнали, кто ко перед нами? Несмот­ря на роскошный пестрый пиджак, несмотря на выговор парижанина н неизменный микрофон в руке...

Нет? Тогда пойдем дальше. Мортез постоянно строг и серьезен, но в душе добр и легко раним. Замеча­тельный французский артист Жан Рошфор играет сильно пожилого и очень усталого, больного человека, который с детской капризностью стоит на своем: мир гот же, что был, он не меняется, люди отзывчивы и без ума от моих викторин, я весь - воплощение шика и респектабель­ности...

Где кончается каприз и на­чинается „отключка", психопатоло­гия, неизбежно крепнущее самое настоящее безумие?..

Опять не узнаете? Тогда присмот­римся к его спутнику, коренастому, невысокому Ривто, звукооператору во время передач, шоферу в путе­шествиях, а все остальное время - сообщнику, другу, няньке, медсест­ре...

Давно видящий истинную цену претензиям своего шефа, готовый высмеять их при первом удобном случае, он почему-то не делает это­го, а как раз наоборот - относится к нему с искренним Благоговением, ибо в высоком, даже безумно вы­соком строе его души находит боль­ше человеческого, чем в пошлом небокоптительстве, в мещанских, торгашеских идеалах, поистине правя­щих бал в современной жизни.

Правильно: Док Кихот и Санчо Панса. Изящная кинематографи­ческая фантазия на вечный мотив Сервантеса. По-французски лука­вая, пряно приправленная остросю­жетной интригой, чрезвычайно пе­чальная по основному своему тону, но все-таки с оптимистическим фи­налом — мир был бы слишком стра­шен, если б эти двое не смогли найти себе в нем какого-то, пусть самого скромного места» (Демин, 1990).

Автор статьи в «Спутнике кинозрителя»- киновед и кинокритик Виктор Демин (1937-1993).

(Спутник кинозрителя. 1990. № 5).