По материалам петербургских газет XIX века
Пишу к вам из глубины Песков. Не тех сыпучих, которыми покрыта значительная часть Африки и также множество прочих почтовых дорог, но из тех грязных и пустынно-мрачных песков, которые занимают значительную часть Петербурга от Невского проспекта к Смольному и от Летней Конной куда-то в неведомые страны, где распланированы и названы улицы, но где не видно жилья и витает какой-то еще первобытный хаос.
Так, например, по Большой Болотной улице, измеряемой чуть не верстами, посредине валяются подгнившие и давно павшие фонарные столбы, которые, если не загораживают дорогу, то, собственно, потому, что туда никто не ездит. Но эта неведомая страна составляет уже и для песковских жителей нечто вроде малоизвестных местностей и играет в отношении их такую же роль, какую Центральная Африка играет относительно обитателей Египта и Алжирии. Я коренной песочник, родился и вырос на Песках, но, признаюсь вам откровенно, никогда не бывал на средине Костромской или других соседних улиц.
Надо вам доложить, однако же, что песочники, по большей части, народ самолюбивый и сами в свою очередь, особенно на местных вечеринках, относятся не без некоторой насмешливости о жителях прочих местностей. Особенно здесь не любят Коломны. Если у кого-то из наших есть знакомые в Коломне, то на Песках обыкновенно говорят: «занесла же его нелегкая к черту на куличики к Аларчину мосту или на Пряжку».
У нас, особливо коренные песочники, в полной уверенности, что во всем Петербурге нет места удобнее Песков для жизни, и что здесь, кроме добрых нравов, благодушества, дешевизны и благорастворения воздухов, одна замечательная черта – это долголетие. Уж откуда взялось последнее убеждение, я не знаю, потому что здесь довольно и седовласых, и безвласых старцев, но не могу не прибавить от себя, что у нас на Песках народ более или менее полный, а девицы наши по большей части пухленькие и сдобные. Но только же этим все и ограничивается.
Все время у нас проходит в еде, питье, послеобеденном сне и козырянии. Других развлечений не имеется. Театры от нас очень далеко, библиотеки тоже и единственное место для прогулки – наш местный Невский проспект, Слоновая улица. Правда, можно ходить в Таврический сад, хоть он и нельзя сказать, чтобы был далеко, но ведет к нему такая дорога, по которой при малейшей грязи невозможно пройти пешком ни под каким видом.
Летом Пески наши оживляются наплывом военных писарей и фельдшеров, так как с одной стороны от Литейной есть несколько больших военных управлений и полков, а с другой – огромный госпиталь. И эти молодые люди по большей части увлекаются сдобными красотами наших песковских барышень, которые, в свою очередь, ходят к обедни в Спасскую или Сергиевскую церковь, где военный элемент преобладающий.
Немало движения придают пескам извозчики, которых здесь множество живет на квартирах и довольно лишь присмотреться лишь к быту этого одного сословия, чтобы набрасывать интересные сценки из повседневного песковского быта…
Продолжение следует…
Спасибо, что дочитали до конца, за подписку, лайк, комментарий и поддержку! До новых встреч.
#русские #россия #туризм #петербург #питер