Расстояние ничего не портит. Разница в возрасте ничего не портит. Мнение родителей ничего не портит. Портят всё сами люди.
Не сразу настроилась на психологический анализ этого фильма. Потребовалось время на адекватную оценку этого произведения. История рассказанная в фильме очень не однозначная, поднимает целые пласты переносов, так как противоречит убеждениям сформированным общественной моралью, хотя, отношения, - личное дело каждого.
Можно даже допустить, что то, что происходит в фильме, может случится с каждым, и я бы добавила, к поговорке : - "От сумы и от тюрьмы не зарекаются" - ещё и то, что от любви, тоже зарекаться бессмысленно.
"Элегия " - фильм в котором раскрывается не ординарная история любви между студенткой Консуэлой Кастилья (Пенелопа Крус) и преподавателем Дэвидом Кепеш (Бен Кингсли), режиссёр фильма Изабель Койшет. Фильм снят по роману Филипа Рота, - "Умирающее животное".
Действие происходит в Нью-Йорке. Он преподаватель колледжа, ведущий образовательной программы на радио и ТВ, рецензент в театральной газете, старый ко..л, увлекающийся молоденькими студентками.
Она юная студентка родом из Кубы. Она выросла в кругу, где важен культ семьи. Между ними 30 лет разницы в возрасте.
Долгое послевкусие, после просмотра этого фильма, не позволяет высказаться в резкой форме осуждения, и некая планка в построении сюжета, не позволяет этому фильму свалиться в явную пошлость.
Такое ощущение, что любые слова по отношению к этому фильму, будут звучать кощунственно.
Потому, что начало действия кажется предсказуемым: - Похотливый преподаватель увлекается юной студенткой. Он философствует, обсуждая эту тему со своим другом, таким же старым ко...м как и он, развивая тему в рамках классической литературы -
Кажется, Бетт Дэвис как-то заметила: «Старость не для слюнтяев». Но Лев Толстой сказал: «Старость – самая большая неожиданность в жизни». Старость подкрадывается незаметно, и вот вы уже спрашиваете себя, и я спрашиваю себя, почему старик не хочет вести себя как старик? Почему меня до сих пор волнует плотская сторона человеческой комедии? Потому, что в моей голове ничего не изменилось».
Дэвид со своим другом, - приверженцы гедонизма. Это философская концепция, которая придерживается идеи о максимальном удовольствии и наслаждении как основной ценности жизни. Гедонисты считают, что приятные ощущения и удовольствие следует поставить в центр своих стремлений и поступков.
Не ново. Что там может быть кроме его желания обладать молодым, сочным телом? А она, конечно, охотится за его состоянием, потому, что любовь между людьми с разницей в 30 лет, выглядит абсурдной.
Можно бы было сделать скидку, этому похотливому старику, за то, что он имеет подлинник письма Кафки. Почему - то именно эта сцена, в которой Консуэла, будучи в квартире своего преподавателя, видит письмо Кафки, и как будто, этот факт, стал отправной точкой для развития отношений между ними.
Возможно, он интересовал её как наставник, и зритель, старается оправдать его намерение овладеть ею: - «Раз он читает Кафку, то наверное он испытывает к ней настоящее чувство любви. Что - вы, что -вы, разве такой высоко культурный человек может быть похотливым коз..м!»
Хорошо, мы верим, что он по настоящему любит молодую студентку. Но этот высоко культурный человек, не смотря на любовь к студентке, параллельно, встречается со своей старой любовницей, Кэролин (Патриша Кларксон), с которой занимается сексом пару раз в месяц, в течении 20 лет.
Особенно, унизительна для всей сильной половины человечества, сцена, в которой Дэвид, (такой высоко культурный и образованный мужчина), уличённый в измене, мерзко отмазывается перед своей любовницей (не Консуэлой).
Кажется, самой вирусной сценой этого фильма стала битва женской интуиции его старой любовницы Кэролин, с типичными отмазками мужчин изменников.
Это происходит когда его любовница, находит тампон в ванной комнате:
- "Что это? ?? Ты ещё с кем - то спишь кроме меня??? Ты всё получаешь от меня Дэвид! Безопасный секс и никаких обязательств, скандалов и требований!" -
И звучащая в устах солидного мужчины, смехотворная отмазка, про то, что этот тампон оставила любовница его друга... . Всё это выглядит мерзко, и даже возникает чувство жалости к этому загнанному в угол старому коз..ку.
Такие ассоциации возникают в начале фильма.
Но оказывается, всё не так просто.
С каждой сценой этого фильма, сердце наполняется прекрасными эмоциями. Зритель, как будто видит всё происходящее, глазами самого Дэвида, и этому отлично способствуют сцены с фото съёмкой, которой он увлекается.
История о любви в этом фильме переплетается с такой теплотой, и изяществом, что глядя на удачные кадры юной Консуэллы, зритель проникается искренним восторгом.
Необыкновенная игра актеров и изысканная атмосфера фильма полного запоминающихся сцен, заставляют взглянуть на любовь с новой, уместной стороны.
Чёрт возьми, она действительно полюбила его. Когда девушка любит мужчину, он для неё больше , чем бог. И совершенно естественно, он, понимая, что он старик, по сравнению с теми молодыми людьми, в окружении которых проводит время Консуэла, и ревность сжигает его душу. Он ревнует её к молодости. И тогда, с чувством досады, она задаёт ему совсем не детский вопрос:
- "Что тебе нужно от меня? Ты идёшь по жизни один, будто боишься к кому-то привязаться, не строишь прочных отношений, тогда хотя бы скажи, кто я для тебя? Твоя ревность ничего не объясняет, и я жду от тебя слов. Маленькие дети тоже ревниво относятся к своим игрушкам, пока те не надоедят им... Скажи, неужели и с нами так будет? Ты хоть раз представлял своё будущее со мной? Чего ты ждешь от меня?"-
Прекрасный пример диалога для девушки, которая хочет понять, - есть ли будущее в этих отношениях. И не получив внятного ответа, она решается первой сделать шаг к серьёзным отношениям.
Для неё совершенно естественно, взять и познакомить его со своей роднёй. И именно в тот момент, когда она предлагает познакомиться с родственниками, он трусливо прячется. Он (такой высоко культурный и образованный), не может обнародовать этот мезальянс. А она отвергнутая и раздавленная остается наедине со своим горем.
Казалось бы, о чём горевать? Ты молода, красива, у тебя вся жизнь впереди. Но Консуэла страдает, и вдобавок, (или закономерно), у неё обнаруживают рак груди.
Вот с этого момента и начинает складываться мозаика всех предыдущих сцен любви. Потому, что Дэвид, в начале фильма, любуясь её телом, подчёркивал, что особенно любит её грудь. Он просто спел оду любви её груди.
И вот, в конце фильма, когда он отверг юную Консуэлу, она сама отвергла свою грудь, как символ его любви: - «Раз он больше не любит мою грудь, то она и мне больше не нужна!» - И грудь заболела.
Перед операцией, она просит его сфотографировать свою грудь, пока её не отрезали врачи. И эта сцена как ещё одно подтверждения символизма. Некой мистической связи между частями человеческого тела, и любовью к ним.
- " Дэвид, они всю грудь убрали. " - говорит она, когда Дэвид приходит навестить её после операции.
Можно ли здесь говорить о принятии тела? О том как тело мстит нам за то, что мы отвергаем его?
Автор: Гулевич Ирина
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru