Найти тему

Воспитание и наказание детей

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывет его» (Прит. 13:25) – так говорит Слово Божие.

Многие современные психологи говорят о недопустимости телесных наказаний, а некоторые – и наказаний вообще. Напротив, иные «ревнители» православия, ссылаясь на этот стих, утверждают, что он не только дозволяет, но и предписывает телесные наказания – и чем больше, тем лучше.

Очевидно, что первая точка зрения прямо противоположна Священному Писанию. И хотя ее православные апологеты силятся видеть здесь иносказание, лишь фигуру речи – якобы речь идет не о физическом наказании, а о воспитании в целом или о научении словом, – однако такие попытки выглядят слишком неубедительно. И сам текст не дает повода к  такому прочтению[1], и толкования святых отцов не позволяют нам понимать его столь произвольно – это мы увидим ниже.

Рассмотрим теперь вторую точку зрения. Так ли уж тут всё просто и однозначно? Прежде всего надо обратить внимание на сам текст стиха. Первая его часть («Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына своего») звучит приблизительно одинаково во всех переводах, а несущественные отличия на смысл не влияют. А вот окончание его в различных переводах отличается весьма существенно, иногда даже принципиально![2] Всё дело в том, что стоящее здесь в древнееврейском тексте слово может обозначать, в зависимости от контекста, все эти стороны воспитания: и строгое наказание, и упрёк, обличение, и мягкое наставление, вразумление, поучение. Очевидно, каждый переводчик подбирал слова, которые казались ему наиболее уместными. Но постойте, ведь мы знаем, что «всё Писание богодухновенно» (2Тим 3:16)! Кажется, здесь противоречие?! Отнюдь! Именно потому, что Библия написана Духом Святым, каждый ее стих, как море, имеет неисчерпаемую глубину смыслов. Здесь разные переводы приоткрывают нам многообразие возможных прочтений данного стиха. Они не противоречат, а дополняют друг друга.

-2

Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как толкуют этот стих святые отцы.

Свт. Амвросий Медиоланский: «Полезно наказание отца, который не щадит, ибо делает душу сына своего послушной спасительным наставлениям». То же говорят и Апостольские постановления [3]: «Не опасайтесь порицать их и наказывать строго. Ибо, наказывая, вы не убьете, напротив, сохраните их». Однако здесь же говорится о том, что наказание – далеко не единственное средство воспитания: «А вы, отцы, учите детей своих в Господе, воспитывая их в учении и наставлении Господа… Кто перестает убеждать и вразумлять сына своего, тот ненавидит собственное дитя. Итак, обучайте детей своих слову «Господь», обуздывайте также их и розгами и делайте их покорными. От юности учите их священным писаниям». А свт. Николай Сербский подчеркивает, что телесное наказание – это самая крайняя мера, к которой можно прибегать лишь тогда, когда все остальные средства исчерпаны: «Ни одна разумная мать не будет прибегать без крайней нужды к наказанию розгами. Но когда ею исчерпаны все вразумляющие средства, тогда для исправления ребёнка прибегает она к помощи розог. Не из злобы, а из встревоженной материнской любви, чтобы не пропало её дитя; чтобы, наконец, другие дети не пошли по неверному пути». Мы должны благодарить Бога, что сегодня, когда в значительной степени изучены закономерности детской психологии и особенности развития детей, у нас в арсенале гораздо больше воспитательных средств, чем даже сто – двести лет назад. И при разумном их применении та самая «крайняя нужда», о которой говорит свт. Николай, когда кроме телесного наказания все средства исчерпаны, может быть сведена к минимуму или даже совсем не наступить.

-3

Очень важно и то, в каком состоянии находятся родители, наказывая ребёнка за провинность. Наказание должно применяться только тогда, когда сам родитель находится в спокойном, уравновешенном расположении духа, «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:20). Ни окрик, ни шлепок в минуту ярости или раздражения не имеют ничего общего с воспитанием и даже с наказанием – это лишь исполнение собственной греховной страсти. И не стóит здесь себя оправдывать, прикрываясь Священным Писанием. Повторюсь, только при условии внутреннего спокойствия, только при полном отсутствии гнева физическое (да и любое другое) наказание будет воспитывать, а не разрушать ребенка. А вот это уже любящему родителю сделать трудно, почти невозможно! В порыве гнева рука сама тянется дать шлепок, а чтобы наказать чадо, когда сердце полно любовью, нужно переступить через себя. И повеление «не щадить розги» уже предстает не индульгенцией, оправдывающей любое рукоприкладство, а одной из самых тяжелых родительских обязанностей. Но только так и повелевает Господь наказывать детей! Почему? Потому что в этом случае, когда гнев не затмевает разум, природная любовь устраняет чрезмерность наказания, как говорит свт. Иоанн Златоуст, попутно напоминая, что наказание должно быть соразмерно «преступлению».

Наконец, еще один важнейший аспект указывает свт. Феофан Затворник. Толкуя этот стих, он говорит: «Оставим детей и займёмся собою. В отношении к каждому это значит вот что: не щади себя, прилежно наказывай. Саможаление – корень всех наших поползно­вений на грех». Прежде, чем воспитывать детей, нужно воспитать сначала себя самого! Ведь дети – зеркало родителей, причем зеркало увеличительное. Любой неблаговидный поступок, который совершает ребенок, он сначала увидел в родителях. Если не сам поступок, то мысли, расположение, которые к нему привели. Как и свт. Тихон Задонский говорит: «Горе юным детям, у которых злые [т.е. неблагочестивые] отцы! Чему они от них могут научиться, кроме зла?.. Хотя бывает, что злой отец наказывает детей своих за своеволие, но соблазнами своими учит ему. Юные учатся более от дел, чем от слов и наказания».

-4

Таким образом, мы видим, что, хотя Господь не только дозволяет, а даже повелевает применять телесные и вообще наказания, но только лишь с соблюдением ряда условий:

  1. Родители прежде всего сами должны являть собой образец праведной христианской жизни.
  2. Родители должны ежедневно наставлять, учить своих детей, помогая им отличать зло от добра.
  3. Если ребенок совершает проступок, нужно спокойно и с любовью объяснить ему, почему так делать нельзя и – главное! – как делать нужно[4]. Сделать это придется не один и не два раза. Главное, чтобы ребенок не игнорировал слова, а честно старался исправиться. Чем младше ребенок, тем больше раз нужно ему повторить одно и то же, прежде чем он это запомнит. Современные психологи предлагают массу методик и техник по обучению и воспитанию детей, но христианину следует выбирать из них с осторожностью только те, которые согласуются с православием.
  4. Если исчерпаны все средства, тогда нужно прибегнуть и к наказанию, в том числе и телесному, если это потребуется. Нельзя из ложной жалости позволять укорениться греховным привычкам.
  5. Наказывать можно только за злонамеренное нарушение, т.е. ребенок должен четко знать и понимать, за что именно его наказывают.
  6. Недопустимо наказывать с гневом, раздражением. Необходимо делать это в спокойном состоянии.
  7. Наказание должно быть соразмерно проступку.

Автор: Мария Мелехина.