Найти в Дзене
Татарский Мир

КОМИССАР КАСИМ ТУЙБАХТИН И БОРЬБА ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В АСТРАХАНИ

Оглавление

В Казани центральный район города носит имя татарского большевика-коммуниста Мулланура Вахитова. В советское время его именем в ТАССР были названы предприятия, школы, колхозы. Его имя и биографию комиссара, отдавшего за свою жизнь в борьбе с белогвардейцами за счастливую жизнь людей в Советской Татарии знал каждый житель республики.

В Астрахани, одном из центров татарского мира России, в период установления советской власти татаро-мусульманский фактор, также как и в Казани сыграл очень важную роль. В частности, аналогично Казани были созданы буржуазные национальные институты – региональные Милли Идарэ и Милли Шуро. Были созданы мусульманские воинские подразделения. А также национальная коммунистическая организация – Астраханский Мусульманский комиссариат во главе с комиссаром Касимом Туйбахтиным. Он также погиб в августе 1918 г., как и Мулланур Вахитов в Казани, но имя астраханского комиссара Туйбахтина не было широко известно даже астраханцам ни в советский, ни, тем более, в постсоветский период.

Как известно, в среде татар-мусульман (как, впрочем, и во всей стране) уже в первые месяцы 1917 г. произошло четкое разделение на два лагеря – сторонников буржуазно-демократического и советского путей развития. В рамках пробуждения национального самосознания в среде мусульман, 1 мая 1917 г. в России прошел Первый мусульманский съезд, на котором предполагалось решить вопрос о судьбе мусульманских народов в будущей России. На съезде победили сторонники идеи создания национальных автономий, в том числе татаро-башкирского штата – Идель-Урал.

Для реализации идеи создания национально-культурной автономии мусульман Волжско-Уральского региона в июле 1917 г. на Втором мусульманском съезде было создано Временное правительство тюрко-мусульман Внутренней России и Сибири – Милли Идаре. В регионах со значительным татарским населением стали возникать отделения этого органа. Астраханское Милли Идаре, при этом было организационно оформлено гораздо раньше. 10 марта 1917 г. на имя Абдуллы Умерова (брата просветителя Абдурахмана Умерова, который в это время находился в Казани) поступила телеграмма от Оренбургского мусульманского бюро, ставшая толчком для развития мусульманского движения.

-2

Во главе астраханского Милли Идарэ встали Абдулла Умеров, Фарит Шаммазов, Наджиб Гасри (Мавлюмбердиев). Активное участие в деятельности организации приняли представители местной средней и мелкой татарской буржуазии и мусульманского духовенства, бывшие в 1906-1913 гг. активными членами двух астраханских мусульманских обществ «Шурай-Ислам» и «Джамияти-Хаийрийя». В 1914-1916 гг., центром общественной активности татар города было Попечительство о бедных мусульманах (татарах) города Астрахани, основанное в 1896 г.

Астраханский Милли Идаре стал издавать собственный печатный орган – газету «Сарай», на базе вновь открытой типографии «Нашрият». Используя религиозные лозунги, они призывали мусульман к сплочению под знаменем ислама и противодействия большевикам. Управление установило контакты с Османской империей и руководством Астраханского казачьего войска, сформировало собственное воинское подразделение — мусульманскую боевую дружину. В мае 1917 г. на базе общества «Джамияти-Хаийрийя» был создан Мусульманский комитет, затем – Мусульманское городское бюро в состав которого вошли городские имамы, мугаллимы

1-4 ноября 1917 г. в Астрахани прошел съезд мусульман Астраханской губернии, где был создан Милли Шуро (региональный военный мусульманский совет). Национальные организации также представляли «Союз учителей», Мусульманский солдатский комитет, Татарская рота.

В это время в российской армии также шли процессы, связанные с этноконфессиональным самоопределением, летом 1917 г. в действующей армии и в городских гарнизонах стали создаваться мусульманские (татарские, башкирские, азербайджанские и т.д.) батальоны и полки. Мусульманская военная часть (мусульманская рота 156 пехотного полка, расквартированного в городе) была образована и в Астрахани. С первых дней осени 1917 г. она стала объектом усиленной большевистской агитации. Большинство солдат-мусульман склонялось на их сторону. Самым ярким большевистским агитатором выступил Касим Туйбахтин. Именно ему предстояло сыграть ведущую роль в «сломе» старого дореволюционного образа жизни астраханских татар-мусульман.

В Астрахани установление советской власти произошло в результате вооруженного восстания 12-26 января 1918 года. В ходе этого восстания Милли Идаре и военные подразделения Милли Шуро выступили на стороне противников Советской власти, вследствие чего они и были ею распущены. Политическим оппонентом астраханского Милли Идаре стал губернский Мусульманский революционный комитет (Мусревком) во главе с левым эсером Касимом Туйбахтиным, учителем, участником студенческих волнений первых десятилетий ХХ века.

Туйбахтин Касим Шахижиганович (Туйбактин Касым) родился в дер. Каргалы Спасского уезда Казанской губернии в 1888 году. С пяти лет Касим обучался в деревенском медресе. В 14-летнем возрасте поступил в медресе Апанаева в Казани. Спустя три года Касим стал шакирдом медресе «Мухамадия». Здесь действовало сильное студенческое движение с подпольной организацией «Берлек», которое ставило целью радикальную реформу всех конфессиональных учебных заведений татар-мусульман.

В 1906 году К. Туйбахтин принимает участие в деятельности организации «Берлек» («Единство»), за что в числе 82 студентов – «бунтовщиков» был исключен из медресе. В 1908 году Касим, по приглашению поэта Сагита Рамеева переезжает в Астрахань, где поступил на работу учителем, сначала в школу при обществе «Шурай-Ислам» - «Даруль-Эдеп», а затем во вновь открытое второе русско-татарское училище.

В 1911 году Туйбахтина призывают в армию, перед этим он женился на астраханской татарке Досаевой. К окончанию срока службы начинается Первая Мировая война и Касим оказался на фронте, в действующей армии где воевал в течении трех лет. За это время он был ранен четыре раза и за проявленный героизм был награжден тремя Георгиевскими крестами.

В 1916 году Туйбахтин демобилизовался и возвращается в Казань, где недолго работал заведующим типографией «Магариф» («Просвещение»). Но в начале 1917 г. Касим возвращается в Астрахань, где активно включается в политические процессы, идейно сближается с большевиками, с начала лета начинает работать в газете «Тартыш» («Борьба»).

В ноябре 1917 года Туйбахтин входит в состав Мусульманского революционного комитета, образованного при мусульманской роте 156 полка, под предводительством большевика В. Адельшиева. С этого времени начинается противостояние Мусревкома и астраханского Милли Идаре. МВРК создал отделы на Форпосте, Цареве (Х. Комочков, Р. Абубекеров, М. Фатхуллин). Стали издаваться большевистские газеты на татарском языке: «Солдат Ялкыны», «Кызыл-Сунчи». Идея, которая стала знаменем МВРК: борьба за отмену национальных, религиозных и социальных ограничений - нашла отклик в среде мусульман.

Мусульманская буржуазия в свою очередь, прилагала много усилий к тому, чтобы привлечь мусульманских солдат на свою сторону. В начале января 1918 года в Военно-революционный комитет явилась делегация от буржуазии и духовенства в составе председателя национального управления Фарида Шаммазова, секретаря управления Наджиба Гасри и главы духовенства Абдрахмана Умерова с требованием, чтобы в предстоящих боях большевиков с белоказаками мусульманские солдаты оставались нейтральными. Члены Военно-революционного комитета, солдаты, фронтовики сагитированные к тому времени большевиками, заявили, что Советская власть - «их родная власть и они не пожалеют жизни для торжества дела Октябрьской революции».

-4

Большевизации мусульманской роты в Астрахани и росту числа сторонников большевиков и Советской власти в Астрахани способствовало обращение Советского правительства — «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 3 декабря 1917 г. В ходе вооруженного противостояния в январе 1918 г., мусульмане поддержали советскую власть. Отряды Национального управления мусульман перекрыли мосты через городской канал (не дав пройти по нему белоказакам), образовались еще другие вооруженные группы: отряды из татар-бондарей Царевской слободы, боевая дружина грузчиков под руководством коммуниста-иранца Ходоята Эмельбекле. В боях на стороне Советов участвовала и мусульманская рота 156-го запасного полка под командой фельдфебеля С. Халфина. Именно она спасла красноармейские отряды, атакованные казаками. Население пригородных татарских сел также поддержало красных.

Продолжение следует

Марина Имашева