Найти тему

В класс выше. Тест-обзор отечественного автомобильного аудиопроцессора Контур Аудио E10 (Контур Аудио EХ)

Оглавление

Наконец-то дождались, держу в руках новенький, один из первых экземпляров 10-канального аудиопроцессора Контур Аудио Е10 (ну или EX, оба обозначения равноценны). Точно знаю, что появления этой модели ждали многие, поэтому постараюсь разобраться в его возможностях, ничего не упустив. Тем более, построен он во многих моментах нешаблонно, и много чего умеет.

Для тех, кто по каким-то причинам ещё не в курсе, Контур Аудио – это полностью наша, отечественная разработка, их родина – город Тверь.

Как позиционируется Контур Е10

Два года назад мне удалось познакомиться с моделями Контур Аудио A8 и C8. Удачные, с момента выхода на рынок получили немало положительных отзывов от пользователей (а заодно и словили волну хайпа, куда ж нынче без этого).

Иерархия модельного ряда пока складывается такой. А8 – для тех, кто делает первые шаги в автозвуке и подбирает достойный девайс за вменяемые деньги. Эдакий начально-средний уровень. Чуть выше – модель С8. Несмотря на схожесть построения, это уже уверенный средний уровень, позволяющий в том числе успешно выступать на автозвуковых соревнованиях – примеров тому достаточно.

А вот E10 – замахивается на сегмент выше. Он не просто смасштабирован по числу каналов, а принципиально построен иначе. Да и элементный состав как бы намекает, что перед нами непростой девайс – увидите по ходу дела.

Это, кстати, немало подогревало интерес к новой модели. Ведь если в том же C8 из относительно недорогих компонентов удалось выжать хорошее звучание, то с компонентами более высокого ранга уж наверняка можно ожидать чего-то интересного. Но не буду забегать вперёд.

-2

Первое знакомство, общий конструктив

Если А8 и С8 выполнены в корпусах попроще – стальная штамповка (хотя и достаточно аккуратно), то Е10 – уже в более серьёзном литом алюминиевом профиле.

Компоновка – двусторонняя. Применены позолоченные RCA со стандартными расстояниями между ними. Первое – хорошо, второе может стать поводом для придирки: разъёмы придётся выбирать не толще 13 мм.

-3
-4

Встраиваемые модули Bluetooth Audio и USB Audio идут как опция. Выбирать, как в упомянутых А8 и С8, не придётся – можно поставить сразу оба. В исходном варианте процессор планируется оснащать планкой только под Bluetooth – статистика продаж показала, что это самая популярная опция. Если нужен USB (сразу или он планируется позже) – это нужно указать при заказе, и тогда процессор будет укомплектован соответствующей планкой.

-5

Из принципиальных моментов – наличие оптического выхода, с которым систему можно смасштабировать по числу каналов. Рынок иногда просит больше, чем 10 каналов – в этом случае к нему можно последовательной цепочкой подключить ещё процессоры. На него в формате SPDIF выводится пара каналов, которые в настроечной программе идут как 11 и 12.

-6

Что умеют аналоговые входы

Всего тут 8 аналоговых входных каналов. Выполнены в двух форматах – линейном и выскоуровневом. Можно считать, что они условно независимы. То есть, физически они между собой связаны, но маршрутизация в софте организована так, что позволяет подключать смешанно: часть каналов – по высокому уровню, часть – через RCA. Главное, не одновременно к одним и тем же каналам.

-7

Высокоуровневые входы принимают без клипа сигнал величиной до 32 В (это по заявке, проверять не стал). Причём это среднеквадратическое (RMS) значение, т. е. амплитуда – около 45 В и, соответственно, полный размах – вообще порядка 90 В. Можно спокойно подключаться к штаткам с мощными каналами – это несомненный плюс.

Посмотрел активное сопротивление высокоуровневых входов – оно около 8 Ом, так что «дофига умные» штатки с самодиагностикой должны принять процессор как родной и особо не бунтовать.

Ещё одна особенность аналоговых входов – возможность вводить на них задержки сигнала (не путать с задержками на выходах). Коррекция сигнала в штатках становится всё мудрёнее (не только эквализация, но и тайм-коррекция), так что возможность далеко не лишняя. Сигнал на каждом входном канале можно задержать максимум до 10 мс (не думаю, что где-то может понадобиться больше).

В каждом входном канале можно скорректировать АЧХ – для этого имеется 5-полосный параметрический эквалайзер. Причём тут есть даже фазовые (они же – всепропускающие) фильтры. Можно использовать для исправления входного сигнала от штатного ГУ.

Ну и система автовключения по наличию сигнала на высокоуровневых входах (постоянная составляющая), разумеется, тоже предусмотрена – это уже можно считать стандартной возможностью.

Что умеют цифровые входы

Вернее, не входы, а вход – он тут один, но реализован в двух форматах, коаксиальном (заявлена поддержка до 192 кГц включительно) и оптическом (заявлено, что нормально примет сигнал до 96 кГц).

-8

Тут тоже есть примечательный момент – возможность автоматического включения процессора по появлению цифрового сигнала.

И да, на цифровых входах тоже есть отдельный собственный эквалайзер – 5-полосный параметрик.

Дополнительные модули Bluetooth Audio и USB Audio

Они идут как опция – это я уже упоминал. Пробегусь теперь по их возможностям.

Модуль Bluetooth Audio. Интересная особенность – если вы подключаетесь к процессору впервые, Контур виден в сети лишь первую минуту после подачи питания. Дальше он скрывается, чтобы кто-нибудь сторонний не мог к нему подключиться.

-9

Пароль для сопряжения, кстати, отличается от стандартных, так что на всякий случай обращу на это внимание и продублирую инструкцию – 1350 (по крайней мере, на момент теста именно так).

Как только смартфон и Контур «познакомились», потом они могут соединяться в любой момент, ловить видимость процессора в беспроводной сети в первую минуту после включения, разумеется, будет уже не нужно. Он будет виден в Bluetooth-окружении только «своим» смарфтонам.

Из основных особенностей отмечу поддержку приличного количества кодеков, включая ААС, семейство aptX и кодек LDAC – однозначно можно записать в плюсы.

Модуль USB Audio (вернее, полностью он называется USB HD Audio) поддерживает два режима работы.

Режим UAC1 не должен вызвать проблем с любым источником, умеющим выгонять аудиопоток на USB (Android, iOS, macOS, Windows). Но разрешение – только до 96 кГц/32 бит.

Режим UAC2 поддерживает поток с разрешением уже вплоть до 384 кГц/32 бит, но тут возможны частности, совместимость лучше пробовать в каждом конкретном случае отдельно.

При подключении, например, смартфонов или планшетов зарядка не поддерживается, но это, в принципе, как у всех.

Как процессор управляет включением усилителей

Это здесь отдельная тема. Максимум, что обычно предлагается в автомобильных процессорах – задержать включение и выключение самого процессора и подключенных к нему усилителей.

Здесь же вдобавок реализован целый алгоритм, названный «энергосберегающим режимом». Работает так – при отсутствии входного сигнала больше определённого времени (задаётся в настроечной программе) процессор снимает напряжение с Remote Out и тем самым «гасит» усилители.

Пригодится в тех случаях, когда штатное ГУ остаётся долгое время «невидимо» включенным даже после закрытия машины. Если Контур «видит» такую ситуацию (когда ГУ вроде бы включено, но все источники «молчат»), он выжидает заданное время и отключает усилители, чтобы те не «тянули» энергию из аккумулятора попусту.

Ещё одна мера защиты – сигнал с Remote Out снимается в любом случае, если напряжение бортовой сети проседает и длительно держится ниже 10 Вольт. Это уже для любителей послушать музыку с заглушенным двигателем и «высадить досуха» аккумулятор.

-10

И, кстати, обратите внимание на переключатель с пиктограммой резистора. Им можно полностью разделить сигнальную и питающую «земли» в процессоре, соединить жёстко или через резистор 110 Ом (так называемый Ground Lift). Эффективное средство борьбы с помехами.

Чем управлять

Тут концепция других Контуров сохранена – к процессору не привязан какой-то один конкретный пульт, а имеется разъём, к которому можно подключать разные… даже не пульты, а, назовём это – средства управления. Причём формат разъёма RJ45 позволяет даже не заморачиваться с поисками кабеля, а делать его из готовых патч-кордов или обжимать свой в нужной распиновке самостоятельно.

Для понимания, самый простой вариант – взять дистанционный регулятор от какого-нибудь усилителя (по сути, просто потенциометр), чтобы крутить громкость.

Вариант более продвинутый – взять пульт с несколькими крутилками и кнопками. Например, тот же фишеровский URC.3 (который используется для Helix, Brax и Match). Кстати, во время теста именно такой я и использовал, разве что разъём для него нужно переобжать.

-11

Левую «крутилку» настроил для регулировки мастер-громкости, правую – для настройки уровня сабовых каналов, кнопку – для переключения между двумя пресетами. Всё это назначается в настроечной программе.

Но вообще, к этому разъёму можно подключить одновременно до четырёх всяких кнопочек-крутилочек и назначить им соответствующие действия. Или вовсе использовать резистивную матрицу и «обучить» процессор работе с ней – это позволяет подключаться в том числе к штатным кнопкам на руле.

Больше того, Контур позволяет управлять таким образом не только чисто процессорными функциями (громкость, уровни каналов, пресеты и т. п.), но и переключением треков, постановкой на паузу и т. п. при воспроизведении с Bluetooth или даже через USB Audio (если, конечно, сам источник воспринимает команды через порт USB).

Единственное, нужно выбрать что-то одно – либо Bluetooth, либо USB Audio, обоими модулями сразу управлять таким образом не получится.

Что внутри

Коротко о том, как построен Контур Е10. Отличия от 8-канальных моделей А8 и С8 значительные.

-12

За «математику» обработки сигнала отвечает ADAU1466 (модели А8 и С8 были построены на ADAU1452). Сигнал тоже обрабатывается с частотой 96 кГц.

Цифроаналоговое преобразование возложено на три 8-канальных чипа ES9080 Sabre (такие используются в текущих моделях процеусей Resolut или, к примеру, в весьма непростом аудиоинтерфейсе RME Babyface PRO FS). На первый взгляд, избыточно, но на самом деле все они задействованы полностью. В каждом канале процессора, кроме первой пары, работает по 2 канала ЦАП, а в первой паре – по 4 канала ЦАП. В выигрыше – точность обработки сигнала и низкие искажения. Ну и возможность реализовать гармонайзер (или гармонизатор) сигнала, причём с раздельной регулировкой по каналам – об этом чуть дальше.

-13

К слову, для тех, кто решит использовать E10 в домашке, есть опциональная встраиваемая плата мьютов, реализованных на реле. Ведь усилители в таких системах уже не «гасятся» снятием сигнала Remote Out, и такое решение позволяет исключить щелчки в моменты включения и выключения.

На выходах замечены операционники OP1656 – они использовались в процессоре С8 и показали себя очень хорошо. На аналоговых входах используются операционники попроще – JRC4580, тут их применение выглядит рациональней. За преобразование аналога в цифру отвечают «техасовские» чипы ADC5140.

-14
-15

Для блока питания заявка обещает нормальную работу с напряжением в бортсети от 9 Вольт (актуально для автомобилей со Старт-Стопом) и аж до 24 Вольт (получается, что в даже в грузовиках или автобусах можно использовать).

-16

Под дополнительные модули отведено два слота. Форма вырезов в планке как бы намекает, в какой слот какой модуль нужно вставлять.

-17
-18

Как настраивается

Программа для настройки скачивается с официального сайта, есть версии для Windows и MacOS. Подключаться к процессору можно традиционно, проводом через USB, или через Wi-Fi, что, на мой взгляд, может оказаться даже удобней.

Программа построена не совсем привычно (вернее, совсем непривычно по сравнению с большинством автомобильных процессоров), но к её логике лично я привык быстро. Левый столбец – это всё, что касается входных каналов (под AUX имеются ввиду модули BT Audio и USB Audio), правый – выходных.

-19

Маршрутизация сигнала. Здесь нет привычного переключения между входами, сигналы с разных входов поступают на выходы одновременно. Ну или не поступают, для каждого выходного канала можно указать, откуда и с каким уровнем он берёт сигнал.

-20

Коррекция входных сигналов. Для каждого входного канала можно настроить свою эквализацию, причём есть даже всепропускающие (они же фазовые) фильтры. При необходимости можно перевернуть полярность сигнала, а для аналоговых входов – ещё и ввести задержку. Я это уже отмечал выше, просто в качестве напоминания.

-21

Уровни сигнала. Особенность Контуров и их отличие в этой части от большинства процессоров на рынке – регулировка уровней выходных каналов с большим запасом «цифрового» усиления: можно регулировать не только в минус, но и добавить до 15 дБ.

-22

Стандартные процессорные настройки. Задержки, фильтры, эквалайзер – тут всё более-менее привычно. Разве что отмечу, что кроме обычной эквализации (точечной или в виде Shelf-фильтров) имеются фазовые (всепропускающие) фильтры. Последнее – инструмент для настройщиков со стажем, использующих программы вроде Smaart, OSM и им подобных.

-23

Отдельная настройка задержек. Их можно настраивать и в отдельном окне, контролируя все каналы разом – часто это удобней. Максимальное значение – 30 мс, что соответствует «отодвиганию» динамиков на величину немногим больше 10 метров.

-24

Настройка ПДУ. Чуть выше я упоминал, что к процессору можно подключить до 4 «управлялок» – потенциометров, кнопок, переключателей или даже резистивных матриц (как, например, при подключении к рулевым кнопкам). Из программы всё это дело настраивается очень гибко.

-25

Регулировка громкости с настраиваемой тонкомпенсацией. Задаются две кривые – при максимальном и минимальном уровнях сигнала, и при изменении громкости процессор делает АЧХ ближе к той или к другой. Кстати, на эту фичу можно обратить внимание и участникам соревнований SQ – позволяет подтянуть баллы за линейность системы.

-26

Системные настройки. Можно выставить задержки включения и выключения, настроить упомянутый ранее режим энергосбережения (снятие сигнала Remote Out для отключения усилителей при отсутствии полезного сигнала), программно выбрать чувствительность аналоговых входов, задать режим работы USB Audio, выбрать, если нужно, какой модуль будет управляться с ПДУ или с рулевых кнопок. Ну и задать прочие служебные параметры (например, пароль и IP-адрес при подключении компа или ноута по Wi-Fi).

-27
-28
-29

Сохранение настроек в памяти процессора. Все настройки запоминаются сразу же при их изменении в реальном времени, так что если соединение вдруг разрывается (ну мало ли, провод задели), просто переподключаетесь и продолжаете, ранее выставленные настройки не сбиваются. Запомнить можно до 10 пресетов.

-30

Выбор режима работы выходного фильтра ЦАП и гармонизатор сигнала. В процессорах Контур А8 и С8 была такая фича – лимитер сигнала. Она пришла из студийных обработок, но в автомобиле как-то прижилась слабо.

А вот в Е10 она уступила место парочке других фич, которыми любители SQ часто балуются, «шлифуя» звучание. Первая – это программный выбор режима работы выходного фильтра ЦАП. Раз уж Sabre это позволяет, почему бы не использовать. Задаётся разом для всех выходных каналов.

-31

А вот другая фича, которую, признаюсь, встречал только в процессорах Resolut на ЦАП Sabre – это гармонизатор сигнала. Правда, там она работает во всех каналах разом. Здесь же – в каждом канале индивидуально сигнал можно обогатить «тёплой» второй гармоникой или сделать звучание «похолоднее» третьей.

-32

Характер звучания, впечатления от прослушивания

Подготовка к прослушиванию. Чтобы точнее сформировать представление о Е10, задействовал максимум имевшегося под рукой и, главное, хорошо изученного приличного «железа».

Отправные точки для сравнения – мой домашний ЦАП на двойных PCM1794 от Андрея Сосова, Самара, и не поленился вынуть из машины Resolut T-DSP первого поколения. Ну и достал из закромов свой прежний (теперь использующийся как «резервный») ЦАП на AK4490.

Для вычленения особенностей именно самого источника слушал с разными межблочными кабелями: RockQ, Chord Indigo Plus, Neotech NEI-3004, Tchernov Cable Special Mk II IC, E.O.S. Tanais 70. Все с разными характерами – здесь тот уровень, когда разница уже хорошо чувствуется.

Регулировка громкости – пассивная, на оригинальном ALPS RK27 Blue Velvet. Усилитель – handmade (не автомобильный, с сетевым питанием, снова от Андрея Сосова). Акустические кабели – handmade из распущенных жил E.O.S. TA-11 на «фурутековской» меди, акустика – полочники PSB Synchrony One B.

Общий характер звучания. Если сравнивать с уже известными процессорами Контур А8 и С8, то Е10 однозначно замахнулся на более высокий уровень.

Коротко подачу Контура я бы назвал нейтральной. В том смысле, что, с одной стороны, в нём нет какой-то особой теплоты или томности. Но и острой колкости и иголок в уши он себе не позволяет. Пожалуй, его можно даже назвать слегка «подсушенным» в хорошем понимании – то, что называют «мониторным».

СЧ диапазон открытый. Не сказать, что акцентированный, но вокал и инструменты звучат как-то «контрастно» что ли – самое подходящее слово. Хотя «приближения» звуковых образов к слушателю при этом не происходит, система показывает хорошее эшелонирование в глубину – хороший признак в том числе и достаточного разрешения.

Характер верхов лёгкий, без «песка» или какой-либо синтетики на ВЧ. Разве что при использовании межблока Chord (посеребрёнка) можно было придраться к жестковатости подачи, но с медными кабелями ничего такого замечено не было. Вообще, Е10 позволяет поиграться с межблоками – с некоторыми система начинает звучать «просторней», а некоторые, напротив, убирают «парящую паутинку в воздухе». Обойдусь без конкретики, важен сам факт – процессор даёт возможность почувствовать разницу.

Басовый диапазон передаётся достаточно точно, и в какой-то момент проскочила мысль, что во многом именно его характер влияет на общее ощущение «подсушенности» подачи. В том смысле, что обходится без нарочитого «усиления вкусности» баса, как, скажем, в том же Resolut T-DSP, или его «подкачанной мускулистости», как во многих реализациях ЦАП на PCM1794. В этом смысле как-то вспоминается Resolut J-DSP. Не возьмусь сравнивать (всё же это лучше делать «в лоб»), но именно по басовому диапазону параллели с этим процессором провести, пожалуй, можно.

Прорисовка звукового пространства. Привлёк внимание ещё один момент, который считаю показательным – «контрастная» фокусировка звуковых образов на звуковой сцене, причём без превращения в «кукольный театр», а с заполнением пространства между ними. При быстром переключении между источниками это было вот прямо хорошо заметно.

Для понимания наглядный пример – трек Lana Del Rey – Video Games. На источниках попроще вокал обычно слегка размывается в пространстве в виде эдакого облачка, просто сконцентрированного в центре (как это делал, к примеру, мой прежний ЦАП на АК4490). А вот Контур Е10 чётко разделял и позволял чуть ли не визуализировать: вот тут – чётко сфокусирован сам вокал, а вокруг – не он сам растянут, а пространство, заполненное реверберационными послезвучиями.

Разница между каналами 1/2 и остальными. Построены они по-разному, поэтому попробовал поймать разницу. Вот не скажу, что они отличаются так уж принципиально своим характером, но всё же по ходу дела сложилось впечатление, что 1/2 логично использовать на ВЧ или СЧ звено.

Коротко по делу

Весьма серьёзный по своим возможностям процессор. И если про А8 и С8 ещё можно было сказать, что это просто удачные модели в своих ценовых категориях, то Е10 произвёл впечатление куда как более дорогого девайса.

В тестировании я использовал в том числе и свой Resolut, но напрямую сравнивать с ним Контур, пожалуй, не стану, это некорректно – уж слишком разные ценовые ниши, да и подходы к обработке сигнала принципиально разные. Но намекну, что, как минимум, по части ЦАП в отдельных моментах они неожиданно оказались ближе, чем можно было ожидать.

Так что если уж и оценивать рыночное позиционирование Контура Е10, то в ближайших конкурентах видится, скорее, Helix DSP PRO MK3. Как бы то ни было, уверен, вскоре мы увидим на Контуре Е10 немало сильных соревновательных систем.

Плюсы:

Возможность использования в автомобилях со «старт-стопом»

  • По высокому уровню принимает сигналы до 32 В RMS
  • Отдельная обработка входного сигнала (эквалайзер и задержки)
  • Возможность микширования сигналов от разных источников
  • Если каналов мало, оптический выход позволяет «нарастить» систему
  • Можно ставить сразу две платы расширения – BT Audio и USB Audio
  • BT Audio поддерживает большое число кодеков, включая LDAC
  • Плата USB HD Audio поддерживает высокоскоростной режим
  • Энергосбережение – отключение усилителей при отсутствии сигнала
  • Возможности управления – от простых «крутилок» до рулевых кнопок
  • Программа под Windows и MacOS, подключение проводом или по Wi-Fi
  • Конкурентоспособность с более дорогими процессорами

Минусы:

  • Стандартный шаг между RCA не позволяет использовать крупные разъёмы