Найти тему
Багаж с перевесом

Две истории о том, как важно исправлять ошибки. Рассказ

-Здравствуйте, Вера Фёдоровна. Проходите, пожалуйста, - сказала, широко распахивая дверь квартиры, женщина в белом переднике. – Даша, Вера Фёдоровна пришла, иди встречай! А я Светлана, помощница по хозяйству, готовлю, убираю, стираю, за детьми приглядываю, когда родителей дома нет. Даша Вас проведёт в свою комнату, занимайтесь, а минут через десять семья будет в сборе, тогда со всеми и познакомитесь.

Подошла Дарья, помогла Вере Фёдоровне сменить туфли на домашние тапочки, повесила ветровку на плечики, взяла сумку и рукой пригласила следовать за ней. Как всегда, приходя к ученику впервые, репетитор старалась выудить максимум информации из всего, что её окружало. Квартира в новостройке в центре города, домработница, дизайнерский ремонт, дорогая мебель, проходная комната с игрушками и двухъярусной кроватью, дверь в Дашину комнату. Любой бы на месте Веры понял, что семья состоятельная, что у Даши есть младшие брат и сестра. Но то, что глава семейства занимается частной адвокатской практикой, причём весьма успешно, а мама владеет сетью фитнес-клубов, догадались бы не многие. Самое важное, что уяснила для себя Вера Фёдоровна за двадцать секунд пути в Дашину комнату, в семье ценили личное пространство как взрослых, так и детей, но при этом очень любили проводить время вместе и часто это делали.

Сделать такие выводы Вере помогла наблюдательность. На тумбочке у входной двери она заметила стопку визиток с женским именем и эмблемой фитнес-клуба, которую часто встречала на вывесках в разных частях города. Следуя за Дашей, мельком посмотрела на фотографию, висевшую на стене. Она была сделана в зале суда, судьи уже не было, публика расходилась, а несколько человек обступили стоявшего в центре мужчину, жали ему руки, кто-то пытался обнять. Снимок олицетворял радость и ликование.

«Далее, - рассуждала Вера, - мы прошли большой холл, в котором стоит телевизор, длинный диван и кресла, рядом на полу разложена детская железная дорога, а на столике недособранный пазл. Вчерашний вечер понедельника семья провела вместе». По периметру холла Вера Фёдоровна с удивлением насчитала пять дверей. «Спальня, кабинет, санузел, гардеробная. Что ещё может быть? Даже и не знаю. Такую планировку можно было устроить только объединив две или три квартиры», - не без оснований заключила она.

Больше всего Веру поразила кухня. Её территория, включая обеденный стол, была приподнята над остальным пространством квартиры и располагалась на помосте двадцатисантиметровой высоты. Она оставалась частью холла, но благодаря возвышению отделялась от него. Стол был массивный, предназначенный для большой семьи, вокруг него стояли деревянные стулья. «Как у цыгана Дениса», - улыбнулась Вера, подумав о своём давнем ученике. «Надо отдать должное усердию Светланы, всё сверкает чистотой. Идеально прибранная квартира», - и вздохнув, вспомнила свою собственную.

Уже через минуту Дарья и Вера Фёдоровна были с головой в предмете, с увлечением разбирая сложную, но любопытную задачу.

-Добрый день, - раздалось за спиной. Вера от неожиданности вздрогнула. – Извините, не хотели отрывать, но посчитали нужным представиться. Меня зовут Игорь, это мама Даши, моя супруга Ирочка, а это наши младшие дети – пятиклассница Валюша и первоклассник Кирилл. А как наша выпускница по первым впечатлениям?

-Очень приятно, Вера Фёдоровна, репетитор. Даша умница, выше всяких похвал, предложила очень нестандартное решение задачи.

-Ну что ж, отлично. Дарья, я тебя попрошу в следующий раз проводить Веру Фёдоровну в кабинет, там вам заниматься будет гораздо удобнее.

-Хорошо, папа, - слегка покраснев и опустив глаза тихо ответила Даша.

«Высокие отношения, - подумала про себя Вера Фёдоровна. – Редкое сочетание авторитарности и свободы. Надеюсь, что это не разыгранный для меня спектакль».

-Позвольте откланяться, - продолжил глава семейства. – Постараемся не мешать. Пообедаем, и разъедимся. Вера Фёдоровна, а может с нами? Светлана свой фирменный борщ приготовила, присоединяйтесь.

-Спасибо, Игорь, но у меня ученики плотно по расписанию идут, не могу сбиваться. Может быть, в другой раз.

-Договорились, - с задором ответил хозяин, вывел домочадцев из комнаты и прикрыл за собой дверь.

Вера Фёдоровна и Дарья переглянулись, хихикнули и продолжили решать задачи.

Счастливая семья. Яндекс Картинки
Счастливая семья. Яндекс Картинки

Семья Бестужевых Вере понравилась, их гостеприимство и уважительность вызывали симпатию. Но по дороге к следующему ученику, она думала не о них, а о Лизе, к которой направлялась. С этой девочкой она занималась второй год, каждая встреча стоила Вере больших усилий. Несколько раз она пыталась убедить маму прекратить занятия, но не смогла. Проблема была в том, что Лиза не хотела учиться. Она предпочла бы после девятого класса пойти в колледж, как сделали многие её одноклассники, но мама была категорически против, и настояла на продолжении учёбы в школе с дальнейшим прицелом на институт. Кроме того, мама считала, что таким способом смогла вырвать дочку из дурной компании. Но Вера хорошо знала, что «свинья везде грязь найдёт».

Лиза, как всегда, опаздывала. От школы до дома пешком десять минут, у неё же этот путь мог занимать часы. Пару раз Вера уезжала не дождавшись.

-Она бежит, будет через минуту,- с молящими глазами смотрела мама на репетитора. – Проходите, Вера Фёдоровна, чаю попьём, поговорим.

Вера видела, что мама хочет излить душу, посоветоваться. Её было тяжело с Лизой, но она изо всех сил старалась наладить отношения с дочерью. Если бы Вера захотела высказать своё мнение, то указала бы маме на три фатальные ошибки.

Во-первых, нельзя при ребёнке плохо говорить о его отце. Однажды в присутствии дочери мама оправдывала её непослушание тем, что ничего другого от ребёнка пьяницы и тунеядца ожидать не приходится. При этом она и себя винила, что связалась по молодости с непутёвым одноклассником, у которого жизнь в итоге не сложилась, а дочка теперь расхлёбывает, многими чертами характера напоминая отца. Какого было девочке это слушать? Ведь она была половиной того, кого мать презирала, ненавидела, обвиняла. Естественно, что этот негатив Лиза воспринимала в свой адрес.

Во-вторых, нельзя быть подружкой для своей дочери. Подружек Лизе хватало с лихвой, ей нужна была мама – главный взрослый в её жизни, который больше знает, больше может, со всем справится, поймёт, утешит, защитит. У подружек таких опций нет. Лизе было шестнадцать, маме тридцать четыре. Внешне эта разница была мало заметна. Обе в джинсах, в кроссовках, в футболках, худенькие, стройные. Окружающие удивлялись, узнав, что перед ними мать и дочь, а не сёстры или подруги. Это сравнение льстило матери, она кокетничала и излучала радость. Лиза при этом понуро рассматривала мусор под ногами. Если бы не проблемы с дочерью, мама была бы абсолютна счастлива. Она недавно вышла замуж за сверстника, красивого, стильного парня, знающего себе цену. Однажды Вера застала его дома, посмотрела на накаченный торс, длинные кудри и всё про него поняла, не удивилась, когда он во время занятия решил в соседней комнате громко попеть, аккомпанируя себе на гитаре. Лиза тогда молча с тоской посмотрела на Веру Фёдоровну и пожала плечами.

Всё время, когда Лизина мама не думала о дочери, она порхала на крыльях любви. Её обижало, что девочка не разделяла её радости, была сердитой, грустной, не разговорчивой, при любом удобном случае уходила из дома. «Она мне завидует или ревнует? Почему она так себя ведёт? Откуда эта злоба?» - с недоумением спрашивала мама у Веры Фёдоровны. Та уклончиво ссылалась на проблемы подросткового возраста, мол «вырастет – поймёт», понимая, что в этих отношениях Лиза просто чувствовала себя лишней.

В-третьих, нельзя ребёнка лишать собственного пространства. У Лизы его не было. Семья жила в новостройке, купленной, видимо на стадии свободной планировки, то есть с несущими стенами без перегородок. Когда доводили квартиру до ума, сделали качественный ремонт, купили новую мебель, но ограничились одной комнатой, её занимала мама с мужем, остальное небольшое пространство было сразу и коридором, и кухней, и гостиной, и Лизиной комнатой. Налево от входной двери стоял письменный стол с полкой для учебников, а рядом с ним диван, ближе к окну размещалась обеденная зона и скрытый за перегородку кухонный гарнитур. Вера Фёдоровна припомнила комнату-пенал безрадостной девочки Камиллы и подумала, что у той хотя бы была собственная дверь, за которой можно было спрятаться.

Корень зла Вера Фёдоровна видела в этих трёх ошибках, но не считала себя в праве говорить о них. Когда за чашкой чая Лизина мама спросила:

-Что же мне с Лизой делать, Вера Фёдоровна? Подскажите.

Та ответила:

-Любить. Любить такой какая есть. Пусть идёт своим путём, набивает шишки, наступает на грабли, учится на собственных ошибках. А Вы продолжайте любить. Ваши любовь, терпение и поддержка помогут ей вырулить на правильную дорогу. Другого способа не потерять дочь я не знаю.

Через полгода началась пандемия и всё изменилось. Находиться в одном пространстве с Лизой долгое время мама и её муж не смогли, отправили Лизу в деревню к бабушке. Занятия с репетитором прекратились.

А Бестужевы переехали на время изоляции в свой загородный особняк и пригласили Веру пожить у них в качестве гувернантки.

-Соглашайтесь, Вера Фёдоровна. Будете, как и раньше, с Дашей заниматься, добавятся только чтение книг и прогулки по окрестностям с Кириллом и проверка домашнего задания по вашему предмету у Валюши. Если пожелаете чем-то ещё время заполнить, пожалуйста, на Ваше усмотрение. С меня гостевой домик, в нём две небольшие комнаты и все удобства, плюс питание, хотите с нами за общим столом, а хотите Света Вам отдельно приносить будет. Рядом лес, речка. Правда зимой меньше возможностей для отдыха на природе, но они по-прежнему есть. Поедемте, Вера Фёдоровна, а? – глаза Игоря, светящиеся шуточной мольбой и доверием, были так убедительны, что Вера со смехом согласилась.

Загородный дом Бестужевых располагался в сорока километрах от города в живописном месте, на стрелке Сока и Волги, на окраине посёлка у самого соснового бора. Снег сверкал белизной, морозец пощипывал щёки, накатанная горка на берегу и лыжня, уходящая в лес, вселяли надежду на здоровый отдых.

-Дети, встречайте Веру Фёдоровну! Всё-таки уговорил. Я молодец? – весело поинтересовался Игорь у спешащих на встречу домочадцев.

-Конечно, молодец, - подхватила его настроение Ирина и поцеловала мужа в плечо. Выше ей было не достать.

Дети загалдели на перебой:

-Вера Фёдоровна, смотрите какой я парусник смастерил. Правда мне папа помогал, но я кое-что сам сделал. Держите, это Вам.

-А я гимнастикой с тренером теперь по скайпу занимаюсь. Представляете, Вера Фёдоровна? Гимнастикой по скайпу! Вы приходите посмотреть, я новое упражнение с обручем разучила.

-А я так и не смогла последнюю задачу решить, два дня голову ломала, но не справилась.

-Спасибо, Кирилл. Очень симпатичный кораблик. Даша, я тебе намекну на ход решения, а дальше у тебя как по маслу пойдёт. Валюша, куда приходить? Через час буду, - всем ответила Вера, широко улыбаясь.

Игорь с радостью следил за суматохой, целовал жену в макушку, а она безуспешно пыталась высвободиться из его крепких объятий.

-Вера Фёдоровна, разрешите Вам представить ещё двух членов нашего семейства, - Игорь обратил внимание Веры на немолодую пару, сидящую у камина в дальнем углу гостиной. – Это мои родители, Иван Никифорович и Зинаида Львовна. Теперь Бестужевы все в сборе. Предлагаю считать пандемию прекрасной возможностью психического и физического оздоровления в компании любимых и уважаемых людей в окружении чудесной природы и чистого воздуха. Ура?

-Ура!!! – закричали Валюша и Кирилл.

-Ура! – с улыбкой поддержала их Ирина.

Счастливая семья. Яндекс Картинки
Счастливая семья. Яндекс Картинки

В прекрасном настроении Вера в сопровождении Светланы отправилась в гостевой домик, чтобы разложить вещи и немного отдохнуть.

-Светлана, ты давно работаешь у Бестужевых?

-Давно, пятнадцать лет, - ответила помощница по хозяйству и пристально посмотрела на гувернантку. – Вас что-то интересует или беспокоит?

-Можно сказать и так. Я знакома с семьёй полгода, не знаю, ещё или уже полгода, но за это время так и не поняла, их улыбки и исключительная корректность в общении, напускные или настоящие.

-У Вас зоркий глаз. Дело в том, что и то, и другое. Игорь и Ирина искренне любят и ценят друг друга, но у каждого из них лежит камень на душе, и никуда ему не деться. Думаю, раз уж они решили Вас пригласить, то сами Вам всё расскажут, когда время придёт.

Время пришло тем же вечером. Вера Фёдоровна читала книгу, когда в дверь постучались. Это были её гостеприимные хозяева, Игорь и Ира. В их руках была бутылка лёгкого полусладкого грузинского вина и три фужера.

-Фрукты будут очень кстати, - отреагировала Вера на их появление, доставая из холодильника вазу с виноградом, сливами и нектаринами.

-Видите ли, Вера Фёдоровна, - начал разговор Игорь, разливая вино, - у нас есть семейная тайна, являющаяся для нас проблемой. Как её решить мы не знаем, сама собой она не рассосётся. Честно говоря, мы надеемся на Вас. Ваш ум, жизненный опыт, незаинтересованный взгляд со стороны, возможно, помогут найти выход.

-Суть проблемы вот в чём, - продолжила Ирина. – Даша, Валюша и Кирилл наши приёмные дети. Своих детей мы иметь не можем. Игорь был адвокатом людей, по вине которых эти дети стали сиротами. Три дела, три ребёнка, но, если появится аналогичное, будет и четвёртый, и пятый. Я сирота, а родители Игоря нас не одобряют, хотя к детям привязались, и любят их как родных.

-Дашу мы удочерили, когда ей было пять. То ли она что-то вспомнила, то ли почувствовала, но мы видим, что на душе у неё тревога. Валя и Кирилл по счастливой случайности появились в нашем доме с самого рождения, поэтому у них вопросов и сомнений не возникает. Дашу мы оба раза отправляли на всё лето в «Артек», когда она возвращалась, то мы ей преподносили сюрприз. Помню, уезжая перед появлением Кирилла, она хитро улыбнулась и спросила, нужно ли ей ждать сюрприза, - с печалью, тревогой и нежность поделился воспоминаниями Игорь.

-Теперь Даша совсем взрослая, скоро подрастут и младшие. Мы в замешательстве. Как нам поступить, Вера Фёдоровна? Посоветуйте, – в словах Ирины чувствовалось отчаяние.

У Веры защемило сердце и навернулись слёзы.

-Я думаю, что обязательно нужно откровенно поговорить, и как можно быстрее. Во-первых, вас могут опередить, тогда последствия будут самыми тяжёлыми. Во-вторых, Даша может невесть что придумать, ища ответы на свои вопросы в самой себе. Боюсь, что самое подходящее время уже упущено. Неуверенность в себе, излишняя застенчивость, замкнутость – результат её самокопаний. Наиболее безболезненно разговор пройдёт с Кириллом, только придумайте захватывающий сюжет, чтобы историю своей жизни он воспринял как интересное приключение со счастливым концом.

Игорь и Ирина внимательно слушали Веру Фёдоровну, потом взялись за руки и решительно сказала друг другу:

-Решено.

-Сегодня, прямо сейчас поговорим с Дашей, - сказала Ира.

-Завтра с утра - с Кириллом, а после гимнастики – с Валей, - продолжил Игорь.

-Решено, - повторили они ещё раз, выпили залпом по бокалу вина и отправились на самый важный и сложный разговор в своей жизни.

Вера Фёдоровна прожила в загородном доме Бестужевых два года. За это время Даша стала студенткой университета, Валюша выиграла областные соревнования по художественной гимнастике, Кирилл с отличием заканчивал начальную школу.

На майских каникулах в квартире Веры Фёдоровны раздался звонок. За дверью стоял курьер с огромным букетом цветов и самодельной пригласительной открыткой. На белый картон были приклеены вырезанные из цветной бумаги ладони, соединённые в большой пышный пион. Каждая ладошка была подписана: Игорь, Ирина, Даша, Валентина, Кирилл ... Станислав. На открытке было написано: «Дорогая Вера Фёдоровна, супруги Бестужевы имеют честь пригласить Вас на празднование своей фарфоровой свадьбы по счастью совпавшей с днём рождения их сына Станислава, которому исполняется семь лет. Будем счастливы Вам его представить»...

-3

Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Подписывайтесь. Хозяйка багажа Татьяна.