Что мы знаем про обучение? Из бесспорного только одно – учиться сложно. Обучение требует усидчивости, терпения, вдумчивого подхода к освоению материала и решению учебных задач. Видеоигры, конечно, совсем про другое, однако среди всего их многообразия можно найти кое-что полезное для выработки качеств, позволяющих привыкнуть к специфике образовательного процесса. Предлагаем вашему вниманию пять видеоигр, которые, по нашему мнению, могут быть полезны для обучающихся разных учебных заведений.
Сразу оговоримся, что в статье мы не делаем обзоры, а лишь стараемся раскрыть особенности игр от которых может быть польза. Рассматривать мы будем только те игры с которыми сами имели дело, поэтому все приведённые в статье тезисы и выводы – это результат нашего игрового опыта.
Tropico 6
О чём игра? О строительстве общества мечты на островах Карибского моря.
Кому подойдёт? Студентам-исследователям.
Чему учит? С первого раза никогда ничего не получится.
Tropico 6 (далее просто Tropico) – видеоигра в жанре экономической стратегии и политического симулятора, разработанная студией Limbic Entertainment и выпущенная компанией Kalypso Media в 2019 г. В ходе прохождения игрокам предстоит возглавить маленькое поселение в Карибском бассейне, освободить его от колониального ига и создать полноценное государство с которым придётся пройти через все испытания XX века.
Tropico почти идеальный вариант для игроков, начинающих знакомится с градостроительными симуляторами, игра не слишком простая и не слишком сложная. Тем не менее, как и в случае с большинством родственников по жанру, освоить Tropico с ходу не получится. Главным способом выживания в игре является заработок через экспорт. Чтобы не обанкротиться игроками предстоит изучать рынок, искать востребованные товары и налаживать их производство. Чтобы предприятия работали исправно потребуется настроить производственные цепочки и обеспечить предприятия рабочими. Рабочим, в свою очередь нужно жильё, социальная и транспортная инфраструктура. Без надлежащих условий большую часть времени жители города будут проводить где угодно, но только не на рабочих местах.
Система, конечно, не самая сложная, однако даже с гайдами с первого раза настроить всё оптимальным образом точно не получится. Часто придётся банкротиться и переигрывать; чтобы государство развивалось понадобится учитывать ошибки и совершенствоваться с каждой новой попыткой. Если вы не просто обучающийся, а студент-исследователь, которому приходится участвовать в разработке новых материалов, то вам надо быть готовым к тому, что сразу добиться успеха не получится и начинать работу сначала придётся часто. После нескольких десятков часов в Tropico неудачные первые попытки не будут восприниматься как что-то необычное и чрезмерно неприятное; воспринимать специфику исследований психологически будет проще.
Europa Universalis IV
О чём игра? О залипании в красивые таблицы.
Кому подойдёт? Студентам высших учебных заведений.
Чему учит? Долго и вдумчиво разбираться в материале.
Внимание! Игра вызывает привыкание.
Europa Universalis IV (далее «Европа 4») – видеоигра в жанре глобальной стратегии, разработанная Paradox Development Studio и изданная компанией Paradox Interactive в 2013 г. Игрокам предстоит принять управление одной из стран мира и провести её от середины VI до начала XIX века. Следует отметить, что Paradox Development Studio специализируется на разработке глобальных стратегий, более-менее схожих друг с другом, но именное «Европа 4» среди игроков считается одной из самых проработанных и интересных, поэтому рассматривать мы будем именно её.
Если упрощать «Европа 4» представляет собой совокупность красивых табличек, изучение которых разбавленно периодическим созерцанием событий, протекающих на глобальной карте. Механик в игре очень много и они позволяют выбрать практически любой способ прохождения; игроки могут делать акцент на колонизацию и агрессивную экспансию или на мирное развитие, дипломатию и торговлю. Неиграбельных фракций в «Европе 4» нет; прохождение можно начать как за Московское княжество, так и за племена индейцев Северной Америки, причём механики игры за разные страны в большинстве случаев будут отличаться.
Чтобы разобраться в «Европе 4» и научиться в неё хорошо играть нужно потратить много времени и сил, упорно изучать игровой интерфейс и посмотреть не один гайд. Иной раз, прежде чем убрать игру с паузы и запустить игровое время, игрокам приходится подолгу смотреть в экран и читать актуальные сводки. Освоить все механики быстро не получится, одна торговля тут чего стоит. Фанаты «Европы 4» уже десять лет изучают игру и постоянно разработчики придумывают что-то новое – поддержка игры продолжается до сих пор.
Нужно ли говорить, что умение находить, анализировать и использовать нужную информацию – это один из самых полезных навыков, который должно вырабатывать высшее образование. «Европа 4» позволяет потренироваться в игровой форме. И после этой тренировки сидеть за книжками будет уже не так сложно.
Cities: Skylines
О чём игра? О борьбе с пробками.
Кому подойдёт? Студентам-инженерам.
Чему учит? Невозможности достижения идеального результата.
Видеоигра в жанре градостроительного симулятора разработана студией Colossal Order и издана Paradox Interactive в 2015 году. В игре есть множество возможностей раскрытия творческого потенциала игрока как в отношении проработки городской логистики, так и в украшении города.
Наверно самая интересная и сложная задача в Cities: Skylines – это организация дорожного движения таким образом, чтобы обеспечить для граждан возможность комфортного перемещения по городу. Пробки в Cities: Skylines – это настоящее проклятие, с которым приходится бороться всем игрокам. Если игнорировать эту проблему, то город рано или поздно встанет; автомобили городских служб не смогут добраться до места происшествия, работники не приедут на свои рабочие места, коммерческий транспорт не доставит заказчикам товары.
Водители в игре умеют двигаться только по кратчайшему пути, поэтому над проработкой транспортных маршрутов игрокам приходится основательно думать. Тут предстоит грамотно располагать жилые, коммерческие и промышленные зоны, прокладывать дороги, создавать грандиозные дорожные развязки, планировать маршруты общественного транспорта и много чего ещё интересного. И … добиться 100 %-ного трафика всё равно не получится; на самом деле результат в 80…85 % будет уже очень приличным. Может быть дело в ботах, которые не умеют объезжать пробки, а может быть в банальной специфике мегаполиса с его сложной инфраструктурой.
Надо ли говорить, что идеальный результат потому так и называется, что достичь его невозможно и Cities: Skylines ещё раз об этом напоминает. Тем не менее на пути к идеалу можно добиться немалых успехов; необходимость тщательно планировать логистику и грамотно размещать объекты инфраструктуры хорошо тренирует ум. Чем-то такая работа похожа на составление компоновочного чертежа, только в игре результат виден почти сразу и нет необходимости идти к преподавателю, чтобы получить замечания. На наш взгляд как лёгкая тренировка для инженеров-технологов и инженеров-проектировщиков игра в Cities: Skylines вполне подходит.
Серия Total War
О чём игра? Об аннигиляции армий противника небольшими силами.
Кому подойдёт? Студентам-исследователям.
Чему учит? Использовать максимум своих возможностей для достижения результата.
Серия Total War, разрабатываемая компанией Creative Assembly, на момент написания статьи включает десять игр, сочетающих в себе элементы глобальной пошаговой стратегии и стратегии в реальном времени. С выхода в 2016 г. Total War: Warhammer произошло неофициальное разделения серии на, так называемый «исторический» и «фэнтезийный» Total War. Всё о чём мы будем писать далле в большей степени справедливо для «исторических» игр, таких как Empire Total War, Total War: Attila, Shogun 2 или Rome II. Именно их мы рекомендуем к ознакомлению в первую очередь.
Не смотря на наличие глобальной карты и множества механик, связанных с внутренней и внешней политикой, экономикой, торговлей и т.п., любая из игр серии Total War всё-таки про войну и пройти кампанию, поддерживая со всеми соседями хорошие отношения не получится. Более того, это и не нужно, потому что вся прелесть игры как раз в боевых действиях. Именно в проработку сражений разработчики вкладывали основные усилия и игнорировать их просто неправильно; получить максимальное удовольствие от игры, придерживаясь принципам пацифизма не получится.
Надо отметить, что ИИ в Total War развивается весьма шустро, поэтому превзойти его в экономическом отношении скорее всего не получится; победа тут куётся только на тактической карте. В большинстве случаев сражаться придётся с противником, сильно превосходящим силы игрока, как минимум, численно. Чтобы побеждать, особенно на высоких уровнях сложности, придётся крепко думать: просчитывать последствия каждого шага, пробовать разные варианты действий и выжимать максимум из своих скромных возможностей. Надо сказать, что разгромить могучую империю, имея одну-две неполные армии (стека) довольно приятно.
К сожалению, навык работы в условиях ограниченных возможностей весьма полезен современным студентам-исследователям. Учитывая скудное материально-техническое оснащении нынешних лабораторий и кафедр, а также постоянную нехватку свободного времени, надо уметь в кратчайшие сроки выжимать максимум из своих возможностей. Главное понимать, что делать свою работу качественно и на высоком уровне можно и в ограниченных условиях.
Dark Souls
О чём игра? О страдании.
Кому подойдёт? Всем.
Чему учит? Превозмогать.
Внимание! Неопытных игроков Dark Souls может шокировать.
Dark Souls – видеоигра в жанре action/RPG, разработанная японской компанией From Software и выпущенная в 2011 году. Dark Souls – это уникальная игра, ставшая прародительницей целого жанра Soulsborne или souls-like. Хотя на момент написания статьи в этом жанре вышло уже более десяти видеоигр, говорить мы будем только о первой части трилогии тёмных душ. Впрочем, всё сказанное будет справедливо и для Bloodborne и для Dark Souls II.
Если вы новичок и с подобными играми дел никогда не имели, то Dark Souls покажется очень сложной игрой. Тут нет сохранений в классическом виде, игру невозможно поставить на паузу, в ходе прохождения неясно куда идти и что делать. Противники в игре бешенные, боссы безумные, а потому умирать придётся часто. «Трай босса» – это целый ритуал для игр Soulsborne, который точно никого не оставит равнодушным. Букет ярких эмоций от этого увлекательного процесса гарантирован.
Можно смело утверждать, что по окончании успешного прохождения Dark Souls жизнь игрока разделится на «до» и «после» и все остальные видеоигры захочется проходить только на высокой сложности, а приятное чувство от победы над боссом захочется испытывать снова и снова. Если игрок проникнется этим жанром, то остановится будет сложно. Сначала захочется попробовать НГ+, потом перепройти игру другим классом, ну а там недалеко и до прохождения без повышения уровня персонажа. Последний вариант мы особенно рекомендуем; без повышения уровня придётся выжимать максимум из доступного снаряжения и оружия, тщательно продумывать игровой билд и изучать уязвимости боссов.
Dark Souls учит игроков не пасовать перед трудностями. После каждой неудачи пробовать снова и снова, пока не будет достигнуть нужный результат. Конечно, этот навык полезен не только студентам, хотя и в обучении своеобразный «трай босса» случается.
Вместо заключения
Вот такой он перечень игр, которые на наш взгляд могут способствовать выработке полезных качеств. Конечно, все названные игры сложные, некоторые даже очень сложные, но и обучение – процесс, мягко говоря, непростой. В конце концов, учёба – это тоже своего рода игра. Настоящий хардкор начнётся, когда студенческие годы навсегда останутся позади. И вот к этому моменту лучше тщательно готовиться всеми возможными способами, в том числе и в увлекательной игровой форме.