Первоначально предназначенный для устранения пробела в конструкции немецких танков по мере разработки более тяжелых и мощных машин, Panzerkampfwagen II стал опорой немецких бронетанковых войск во время кампаний в Польше и Франции.
Разработка Panzerkampfwagen II относится к 1934 году. В том же году правительство заключило контракт на производство PzKpfw II с машиностроительной фабрикой Аугсбург-Нюрнберг под внешне не представляющим угрозы названием ‘Промышленный трактор 100’.
Изначально предназначенный для учебных целей, PzKpfw II фактически стал самым многочисленным танком среди немецких танковых дивизий: ко времени наступления 10 мая–22 июня 1940 года во Франции на действительной службе находилось более 1000 танков. Несмотря на то, что они устаревали с появлением новых PzKpfw III и PzKpfw IV, PzKpfw II сыграл заметную роль в первых победах Германии в Польше, а также во время операции "Барбаросса" на Восточном фронте.
Первая серийная модель PzKpfw II, Ausf A, была представлена в 1935 году с 20-мм пушкой KwK 30, которая также использовалась авиацией люфтваффе. Дополнительным вооружением был единственный 7,92-мм пулемет MG 34, установленный соосно с основным вооружением.
Первоначальные испытания и боевой опыт во время гражданской войны в Испании показали, что для достижения оптимальных характеристик требовались более толстая броня и более мощный двигатель.
Броневая защита состояла из 14-мм стальных листов спереди, сзади и по бокам и 10 мм сверху и снизу корпуса. С Ausf B лобовая броня была немного увеличена, а общий вес PzKpfw II был доведен до 8 тонн с добавлением шестицилиндрового бензинового двигателя Maybach мощностью 104 киловатта (140 л.с.).
Ряд вариантов отличался более толстой броневой защитой и улучшенной подвеской для лучшей проходимости по пересеченной местности, в то время как скорость на дороге моделей Ausf D и Ausf E, выпущенных в 1938 году, достигала 55 км/ч. Ausf F, дебютировавший на поле боя в 1940 году, получил увеличенную лобовую броневую защиту - 35 мм и боковую защиту - 20 мм. Это привело к увеличению веса до 10 тонн и, следовательно, к снижению скорости.
Еще одним интересным вариантом PzKpfw II был Flammpanzer II, оснащенный парой огнеметов. По меньшей мере 100 из них были произведены и поступили на вооружение к 1942 году. Модель амфибии была разработана для вторжения в Великобританию в 1940 году. Она приводилась в движение гребным валом, присоединенным к главному двигателю, и могла развивать скорость на воде 10 км/ч.
В первые месяцы Второй мировой войны PzKpfw II показал себя идеальным сочетанием скорости и огневой мощи для быстрого наземного наступления. Хотя его основное орудие было легче, чем у бронетанковых войск противника, особенно у французских Char B1-bis, Somua S-35 и Renault R35, на которых были установлены 75-мм, 47-мм и 37-мм орудия соответственно, PzKpfw II был быстрым и достаточно маневренным при продвижении по пересеченной местности.
Реальное преимущество Panzerkampfwagen II в начале войны заключалось в его превосходной мобильности, которая хорошо сочеталась с скоординированной тактикой авиации, артиллерии и бронетехники, разработанной генералом Хайнцем Гудерианом. PzKpfw II производился с 1935 по 1943 год, и в общей сложности на вооружение поступило около 1900 танков.
Когда немцы вторглись в Польшу осенью 1939 года и во Францию весной 1940 года, Panzerkampfwagen II был одним из самых многочисленных танков, участвовавших в боевых действиях. На PzKpfw II была установлена 20-мм пушка.
Производился с 1935 по 1943 год, а окончательная серийная версия, Ausf F, была представлена в 1940 году. С марта 1941 по декабрь 1942 года было выпущено в общей сложности 524 экземпляра Ausf F.
Поддержите канал-поставьте лайк.