На заре создания первой частной космической компании Америки SpaceX Илон Маск решил не делать упор на аддитивные технологии, так как на то время они были, мягко говоря, слабо развиты для реализации столь сложных и амбициозных задач. Но время шло, и в какой-то момент все довольно резко поменялось.
И теперь на всеобщее обозрение специалисты, работающие над логическим развитием космических ракетных двигателей «Раптор», продемонстрировали миру уже третью версию, которая специально разработана для быстрого повторного использования.
При этом новая версия «Раптора» не требует дополнительной теплозащиты, а, значит, повышается его производительность (за счет облегчения самого двигателя) и технологичность двигателя.
Сейчас же аддитивные технологии позволили объединить внутри двигателя множество его отдельных компонентов. И таким образом, был доведен почти до абсолюта следующий принцип – «Лучшая деталь – отсутствующая деталь в конструкции».
Например, в новой версии ракетного двигателя «Раптор-3» множество трубок, оные ранее «опутывали» двигатель, словно паутина, теперь же впечатаны в стенки других деталей.
Так что вполне можно сказать, что на текущий момент именно в SpaceX используют передовые технологии 3D-печати металлом.
При этом, как особо подчеркивают некоторые эксперты, пусть на сегодняшний день «Раптор-3» довольно близок к пределу в разработке, но пути его улучшения еще остаются. Ну а теперь давайте сравним главные характеристики ракетных двигателей «Раптор» и наглядно посмотрим, как идет развитие:
Raptor 1:
- Тяга двигателя — 185 тс;
- Удельный импульс двигателя — 350 с.;
- Масса ракетного двигателя — 2080 кг (с доп. оборудованием со стороны Ракеты-носителя — 3630 кг).
Raptor 2:
- Тяга двигателя — 230 тс;
- Удельный импульс двигателя — 347 с.;
- Масса ракетного двигателя — 1630 кг (2875 кг).
Raptor 3:
- Тяга двигателя — более 280 тс;
- Удельный импульс двигателя — 350 с.;
- Масса ракетного двигателя — 1525 кг (1720 кг).
Ну что ж, опираясь на выше представленные параметры, довольно легко подсчитать, что, например, ускоритель «Супер Хеви» будет обладать тягой примерно 10 000 тс при старте, а в ближайшем будущем возможен еще и существенный прирост.
Более того, сообщается, что сейчас ведутся работы над так называемой вакуумной версией Раптора3/4 с огромным соплом и удельным импульсом в 380 секунд.
Безусловно, Маск делает большое дело и, по сути, пробует разные пути развития космической отрасли в принципе. Но насколько он эффективен и правильный, покажет только время. Я же хочу просто вам напомнить, что у России есть куда более совершенный в технологическом плане ракетный двигатель РД-170, который был создан гениальными нашими учеными. И на это было затрачено существенно меньше денег. И да, в нашем случае было куда меньше эффектных испытаний. А было много проделано работы через «скучные» расчеты и т.п.
Так что еще раз повторюсь, разные подходы важны и нужны. Ну а какой из них окажется более правильным, как обычно покажет время.