Найти тему
Сказы бабки Жабреихи

"Грозовой перевал" - книга про незакрытые гештальты и деградацию английской знати.

Ох как много девушек и женщин обожают "плохих парней"! На каждого такого представителя мужского пола отыщется минимум одна воздыхательница, и чем ярче и хуже личность "бэдбоя" - тем больше поклонниц готовы щипать друг другу волосёнки в попытке урвать такой ценный приз. Вот и личность главного героя "Грозового перевала" - Хитклифа - неизменно оказывает магическое воздействие на очень многих читательниц. А зря! Или не зря?

Тот самый Хитклиф в исполнении Ральфа Файнса.
Тот самый Хитклиф в исполнении Ральфа Файнса.

Зайду издалека.

Этот роман - один из тех произведений, где вообще нет положительных главных героев. Более того - лично для меня в нём нет даже просто небесячих персонажей. Если, прочитав "Грозовой перевал" 25 лет назад, я не особо вникала в образы кого-то другого, кроме главгероев, то, перечитав книгу в зрелом (и немного перезрелом) возрасте, мне стало противно от всех и каждого, появлявшихся на страницах книги.

Вот возьмём рассказчицу Нелли Дин. Ну что это? Проныра сует нос во все дела господ, где бы что бы ни происходило - она тут как тут! Еще будучи соплячкой, водила тесную дружбу с Кэти и Хиндли Эрншо, и невзлюбила приемыша Хитклифа. За что? Что плохого он ей сделал? А ничего.

Она не утрудилась понять брошенного ребёнка, видевшего голодную и холодную смерть в глаза, помещенного в чуждый социум, вынужденного спешно осваивать чужой ему язык (в начале книги Нелли говорит, что мальчик бормотал что-то на тарабарском наречии). А вы бы, пережив такое, встав на грань выживания - сохранили бы весёлый и беззаботный нрав? Да пацанёнок пытался приспособиться к творящемуся вокруг него беспределу, понять, как жить в этой агрессивной среде, где все кусаются, щипаются и проклинают друг друга!

Между тем, Нелли Дин тупо утверждает, что его кротость и молчаливость не скрывают под собой страдания, но происходят от душевной черствости и бездушности.

Спрашивается, а кто-то вообще пытался этого ребёнка воспитывать нормально? Приучать к эмпатии, к добру, влиять лаской, учить, любить, наконец? Во всём романе нету таких. Папаша Эрншо только положительно реагировал, когда цыганёнок просил что-то. А просил тот - редко.

Ухаживая за больным корью маленьким Хитклифом, Нелли не испытывает ни грамма сострадания или жалости к нему, да еще самодовольно подчеркивает, что цыганёнок благодарил её, но не понимал, что ей плевать и на его самочувствие, и на его благодарность.

Что за штучка Нелли Дин четко видно в сцене, когда пьяный Хиндли ножом пытается разжать ей зубы, а она плюется и говорит, что нож невкусный. Это реакция нормального человека?

Далее, Нелли не чуждается интриговать, нарушая любые правила чести. Потворствовала она свиданиям Хитклифа с Кэти при живом муже Эдгаре Линтоне? Еще как! Без неё бы романа вообще не состоялось!

Про Хиндли Эрншо говорить особо нечего - пьяница, скудный умом агрессивный типчик, который до полусмерти пугает своего единственного, как он говорит, любимого маленького сына Гэртона, доводя того до истерики. Хорош папаша!

Впрочем, там папаши все очень странные. Ни папаша Эрншо, ни папаша Хиндли, ни папаша Линтон, ни папаша Хитклифф вообще не занимаются воспитанием своих детей, не любят их, не заботятся об их будущем. Они погружены в свой внутренний мир и выныривают из него, лишь когда их милейшие детки начинают вытворять что-то уж совсем экстраординарное.

Тогда они изумленно озираются, и спешат вновь вернуться в свои глубины, типа, вы, детки, сами разбирайтесь, как хотите. Только папаша Хитклиф, в своем репертуаре, начинает смотреть чертом и очень живенько изрыгать ругательства, чем выгодно отличается от остальных.

Эдгар Линтон - тряпка и подкаблучник. Получив ни за что пощечину от Кэти Эрншо на сватовстве, посмотрев, как она бесится, он всё равно лезет в этот улей. Что он делает весь роман? Либо сбегает в библиотеку от жены, которая ищет к кому прикопаться, и сидит там, как жук. Либо страдальчески уговаривает её вести себя прилично, после чего выхватывает от Кэти обвинения в безразличии к её придуманным страданиям, и опять убегает в библиотеку.

Он в своём доме, в своей семье, не может навести порядок. Хитклиф шляется по его саду и коттеджу, когда вздумается, не встречая абсолютно никаких преград. Эдгар Линтон - какая то амёба в мужском костюме.

То ли дело Хитклиф! В зрелом возрасте перечитывая роман, я даже довольно ухмылялась, каких лещей он раздал всем своим обидчикам после возвращения. Сразу видно не мальчика, но мужа!

Его вообще ничего не смущает. Ходит, где и когда хочет. Чужая частная собственность? Не, не слышали! Такой молодец, что чуть было не насовал горяченьких Линтону в его собственном доме, спасибо Кэти вмешалась.

Не согласился сожительствовать втроем. А вы как думали? Кэти Эрншо, выходя замуж за Эдгара Линтона, рассчитывала держать под бочком Хитклифа как любовника и просто как двуногую собачку. Более того, она призналась Нелли, что намерена придать ему лоска (видимо, приодеть, причесать, побрить) на деньги муженька! Каково? Подразумевалось, что взамен всех благ, Хитклиф, время от времени, будет получать доступ к телу, а потом опять вставать в режим ожидания.

Неплохая задумка Кэти Эрншо, жить с двумя мужиками - с красивым и с богатым одновременно - провалилась! А я думала, что такой номер придумала Лиля Брик с Осей и Володей Маяковским! Оказывается, нет. Подобные кунштюки были известны еще в начале 19 века. И опытный Хитклиф, помотавшийся по свету, сразу раскусил интригу.

Этот несносный Хитклиф вообще поломал всю любовь! Раскусив планы возлюбленной, он - как нормальный мужик - встал на дыбы, и, в отместку, завел шашни с золовкой Кэти - Изабеллой.

Ух как он был зол! Я его понимаю. Три года трепать себе нервы, занимаясь темными делишками, а, вернувшись богатым, получить приглашение быть третьим в супружеской спальне - ну извините! Такое ни на одну благородную голову не налазит!

Да и не обманывал он Изабеллу. Любимую болонку Изи повесил на её глазах, чего ж еще надобно, какая наглядная демонстрация характера и намерений жениха? Не каждый вот так, перед невестой собак вешает! Но она всё лезла и лезла ему в известный предмет мужского гардероба. Люблю, говорит, - не могу! Бери меня взамуж! Взял.

Вместе с приданным. Грех не взять такой жирный кусок, если он сам плывет тебе в карман. Я бы тоже взяла, чего греха таить.

Тем более непонятно возмущение Изи, когда Хитклиф устроил ей первую брачную ночь с элементами нетрадиционной любви и фингалами. Так, зайка моя, если жених вешает твоих собак на помолвке, надо думать, что неопытным девицам в спальне такого господина делать нечего!

Окончательно дав понять, что делить женскую сущность Кэти с Линтоном он не собирается, Хитклиф всё же кружил вокруг, как акула. А что поделать, если гештальт не закрывается и триггер постоянно щелкает в голове? В старину психологов и психоаналитиков не знали, справлялись кто как сумеет.

У Кэти тоже гештальт никак не закрывался. Очень уж хочется, но мужики не собираются договариваться насчет очереди в спальню! Она мечется туда и сюда, внутри горит (замужняя же дама, можно!), не может упустить богатство Линтона, и не может добраться до прелестей Хитклифа, который, как нарочно, регулярно мелькает в кустах вокруг дома! Тут еще беременность эта как нельзя к стати! А почему - нет? Ведь если с Хитклифом всё случится, то последствий уже не будет никаких - место занято наследником Линтона. Самое выгодное время для адюльтера.....Но. Не выгорает дело.

В отчаянии Кэти клянёт всех, кто подвернулся под руку, рыдает, страдает, голодает три дня. Реакция от мужиков - ноль! Черствые, бесчувственные заразы! Страдалице приходится есть гренки с чаем, истерить и мечтать о любви с Хитклифом на свежем воздухе, в кустах вереска.

В итоге, Хитклиф приходит. Любви полноценной не получается, так как парочку пасёт окаянная Нелли Дин. А Кэти и Хитклиф - люди благородные, при свидетелях не могут. Ограничиваются руганью, поцелуями и обмороками. Гештальт не закрыт, триггеры плодятся, разочарованная Кэти помирает.

Хитклиф горюет. Очень. Очень-очень. Не каждый мужик так сумеет. Он закатывает глаза, бьется головой об дерево, орёт, ругается, но лучше не становится. А всё потому, что надо было выставить наглую Нелли Дин за дверь и гештальт закрыть. Глядишь, все были бы живы и пошли на поправку.

Ну а потом начинается совсем треш, в ходе которого Хитклиф сублимирует эту самую интимную энергию в энергию разрушения всего вокруг.

Мужчина он без вредных привычек, крепкий, здоровый, а без нормальной личной жизни доводит себя до галлюцинаций и уходит в мир иной, так и не изведав всех радостей земного бытия.

И в чем мораль романа? Я вывожу главную идею в том, что наглядно показана деградация английского дворянства. Ну сами посмотрите - что ни герой, то благородный подлец, мерзавка, или амёба! И только люди, далёкие от этой больной среды, выглядят более-менее нормальными - тот же старик-слуга Джозеф, например, или Гэртон, которого Хитклиф держал ближе к простому народу.

Финал "Грозового перевала" тоже не оптимистичен. Да, у Гэртона с Кэтрин любовь и всё такое. Но не забывайте, что их родители - Изабелла и Эдгар - были родными сестрой и братом. То есть на треть гены молодого поколения - идентичны. Смекаете, какие генетические отклонения могут вылезти у их потомков?

В Англии такое родство в браке считалось нормальным. Не потому ли герои романа настолько ненормальны? Эмили Бронте, автор книги, что видела, о том и написала.

А вы как думаете?