Найти тему
ЭлейнБо

Памятка для родителей – как «дружить» с детьми-подростками

Ещё вчера ваш ребёнок казался таким маленьким и послушным, с ожиданием принимал опеку и заботу, а сегодня он считает себя взрослым, самостоятельным и независимым. Это происходит потому, что ваш «малыш» входит в подростковый возраст, который по-другому ещё именуют «трудным», «переходным», «кризисным», – и начинается он с 11 – 12 лет (иногда даже раньше – с 10). А трудным он считается не столько для родителей, сколько для самих подростков. Вот представьте себе:

- ведут себя ещё не по-взрослому, но уже и не как дети;

- эмоции зашкаливают;

- энергии то много (хочу горы свернуть!) – то совсем нет (хоть неделю с дивана не вставай!);

- с окружающими приходится по-новому учиться общаться;

- к противоположному полу начинает «тянуть», причём по-странному – вообще не как к обычным друзьям;

- плюс ко всему прыщи и куча других внешних «недостатков»!

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Подростковый возраст – один из самых непростых периодов. Но это вовсе не значит, что он «плохой». Многие родители, сталкиваясь с этим этапом жизни сына и(или) дочери, испытывают настоящее отчаяние, т. к. не понимают, что делать с неожиданно изменившимся чадом. В данном случае просто стоит помнить, что взросление – естественный процесс, через который проходит каждый ребёнок. Это нормально. И чтобы ваш подросток благополучно его преодолел, вам предстоит ему помочь, изменив немного и своё поведение тоже. Станет подросток трудным или нет зависит от качества ваших с ним отношений.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Подумайте и попробуйте вспомнить, а чего конкретно вы хотели от собственных родителей и чего вам от них не хватало в ваши подростковые годы? Вы удивитесь, но вполне вероятно, что вам удастся найти для себя хороший совет по поводу общения со своим «повзрослевшим» ребёнком.

Дело в том, что в подростковом возрасте дети уже не просто безоговорочно верят маме и папе – они начинают внимательно «оценивать» жизнь своих родителей: обсуждать с друзьями их поведение, внешний вид, поступки, а потом ещё всё это и сравнивать – кому какие «предки» лучше достались (это, конечно, если вы тоже их периодически сравниваете с другими детьми). Результат такого «сопоставления» обязательно скажется на ваших дальнейших с ними отношениях – и он может быть как приятным, так и не очень. Главное – сразу не расстраиваться и не впадать в панику, просто понять – в данном случае ЭТО НОРМАЛЬНО!

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Правила общения с подростком

1. Если вам не нравится, как поступил ребёнок, объясните ему своё «недовольство». Иногда взрослым какие-то вещи кажутся очевидными («Как это вообще можно не знать/не видеть/не догадаться самостоятельно?!.»), ведь вы уже опытные люди – разное на своём веку повидали. А вот у подростка такого опыта ещё нет, и он действительно многого не понимает. Самое главное – постараться не переходить на личности с навешиванием «ярлыков»: «Ты растяпа!», «Вечно у тебя всё не получается – неумёха!», «Ты что, заранее не мог(ла) об этом подумать?! Тупица!» и т. п. Лучше попробовать выразить свои «беспокойства» по поводу отдельного поступка ребёнка в форме «Я-посланий» (ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОИХ ЧУВСТВАХ). К примеру, вместо высказываний: «Ты снова принёс(ла) «двойку»?! Неужели тебе нравится меня огорчать?!.» – стоит сказать что-то вроде: «Я очень переживаю за твои отметки. На мой взгляд, если ты чуть больше постараешься, у тебя всё обязательно получится. Как считаешь, я могу тебе чем-то помочь в этом деле?» Иначе велика вероятность конфликта, когда подросток начинает буквально сходу защищать своё «Я», вообще не слушая вас, «пререкаясь» и «огрызаясь» в ответ. Вот почему так важно оценивать только действия ребёнка, тем самым показывая, что вы не согласны именно с ними и не осуждаете его как личность.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

2. Если хотите что-то запретить, обязательно объясните почему. Подросток уже не тот маленький ребёнок, которому будет достаточно просто услышать «нельзя». Теперь он начинает относиться к этому слову более критично. Он может рассуждать, примерно, так: «Если я нарушу это родительское «нет», у меня действительно будут проблемы или мама и папа опять меня обманывают (чего-то «не догоняют» сами)?» В данном случае стоит попробовать поговорить с подростком следующим образом: «Я не могу тебе позволить так делать, поскольку это… (и дальше объяснить поподробнее, почему именно – причём искренне)».

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

3. Если вам не понятно, почему ребёнок что-то делает/не делает в какой-то ситуации – просто дружелюбно расспросите его об этом. Представьте, что вы его самый лучший друг, который о нём очень беспокоится и хочет помочь. А не «злобный надзиратель», только и ожидающий от него ошибок и мечтающий за что-то отчитать (вы по своему опыту знаете, что с такими людьми мало тянет общаться и вообще хоть чем-то делиться). Когда ребёнок ответит на ваши вопросы, попытайтесь сразу не отрицать его видение ситуации. Так вы покажете, что уважаете его мнение (для подростка это крайне важно!). А потом предложите совместно поискать способы, которые помогут решить его проблему быстрее и проще.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

4. Проявляйте свою заботу не требованиями и ограничениями, а в виде эмоционального тепла и поддержки. Самое интересное заключается в следующем: чем чаще вы обращаете особое внимание на то, когда подросток что-то «вытворяет» (а детям в этом возрасте свойственно «демонстративное поведение»), тем больше он будет поступать подобным образом. Всё дело в том, что для ребёнка нет ничего важнее внимания родителей, даже если оно приходит в виде замечаний, криков и недовольства. Но если уделять его через интерес к делам сына/дочери и совместные с ним/ней занятия чем-то, то и его/её поведение изменится в лучшую сторону.

В случае с подростком, конечно, будет посложнее, ведь в это время дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой личный мир. Но тут просто необходимо соблюдать «золотую середину», и всё получится. К примеру, почаще проявляйте дружелюбие и интерес к его увлечениям. И одновременно не будьте навязчивыми, а также старайтесь не обижаться, если ребёнок пока не готов идти на контакт. Поверьте, даже сам факт проявления внимания с вашей стороны к его жизни уже многое значит для него.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

5. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много. Для подростка крайне важна свобода. По этой причине, если вдруг прибегаете к каким-то «рамкам», помните – их обязательно стоит обосновывать: сразу объяснять, почему так поступаете; какая польза от них может быть конкретно для подростка и т. д. В идеале, лучше разрабатывать их вместе с самим ребёнком. Так вы лишний раз покажете, что уважаете его мнение, а также сможете чётче понять, какие из требований он готов соблюдать, а с какими вконец не согласен. И скорее всего, попытается нарушить, потому что в итоге не понял, зачем они ему нужны. В данном случае у вас появится шанс ещё раз объяснить их смысл и значимость для его жизни уже несколько иначе.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

6. Станьте партнёрами по общению. В подростковом возрасте ребёнок нуждается не в строгом родителе, который запрещает и читает нотации, а в понимающем друге и мудром наставнике, который способен относиться к нему с уважением. По этой причине общение стоит выстраивать в форме диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка. Отсюда вариант: «Я самый главный и умный, а ты мне беспрекословно подчиняешься» – уже не прокатит. Скорее всего, натолкнётесь на «бунт».

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

7. Не превращайте ребёнка в собственного «клона». Помните, он отдельный человек, другая личность. Уважайте его право выбора и возможность ошибаться, ведь ошибки являются опытом подростка – основой его взросления. А ещё будьте терпеливы – помогайте ребёнку идти собственной дорогой – не тащите его за собой, как на привязи.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

8. Принимая самостоятельность подростка, не миритесь с её «сестрой» – вседозволенностью. Разрешайте ему самостоятельно выбирать время возвращения домой с прогулки, а также когда и какие уроки по дням он будет готовить для школы, т. д. Так он почувствует свою «взрослость» (что вы ему доверяете), а вам в свою очередь станет проще взывать к его ответственности в случае нарушения обещаний.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

9. Будьте более внимательны к проблемам подростка. Поверьте, ему они кажутся такими же большими и значимыми, как взрослым их собственные. Данное отношение помогает не пропустить что-то по-настоящему важное в жизни ребёнка, о чём вам точно стоит узнать заранее, чтобы вовремя ему помочь.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

10. Помните, мир взрослого и мир подростка – два разных мира, в которых система ценностей может сильно отличаться. Ребёнок «ищет себя», примеряя разные роли. В такие моменты ему важно знать, что мама и папа в любом случае уважают его как личность, даже когда роль не всегда кажется им подходящей.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

11. Постепенно учите подростка справляться с трудностями самостоятельно. Пусть ставит собственные цели и определяет пути их достижения отдельно от вас – так он поскорее будет «взрослеть», причём с меньшим количеством психологических травм. А ещё намного раньше начнёт брать на себя ответственность за свою жизнь.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

12. Чтобы лишний раз не сталкиваться с конфликтами, соотносите собственные ожидания с возможностями подростка. Иногда родителям кажется, что, если ребёнок внешне похож на взрослого, то он уже такой. На самом деле физическое и психологическое развитие идут не вровень – одно может спокойно перегонять другое. Попробуйте это учитывать и «загружать» подростка посильными требованиями.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

13. Показывайте ребёнку, что его любят таким, какой он есть, а не только за его достижения. Лишь в этом случае он будет ощущать, что важен и интересен для вас именно как личность (со всеми своими увлечениями и чувствами), а не какое-то приложение к бумажному дневнику с «сухими» цифрами.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

14. Никогда не оскорбляйте и не сравнивайте подростка с другими детьми. В данном возрасте его самооценка крайне шаткая и может напрямую зависеть от мнения окружающих. Порой одной меткой шутки или замечания, особенно по поводу внешности ребёнка, бывает достаточно, чтобы он «замкнулся» в своей подростковой «раковине» и уже долго оттуда не показывался. А если его ещё и неудачно сравнили с кем-то из одноклассников или других ребят, причём сделали это самые близкие люди – родители, то ощущение собственной неполноценности будет трудно избежать. Можно получить озлобленного и ненавидящего весь мир, травмированного подростка. В таком случае родителям придётся сильно постараться, чтобы вернуть его доверие, ведь их поступок может восприниматься как самое настоящее предательство: «Раз они хвалят чужого ребёнка, значит, я не настолько важен для них – зачем тогда мне к ним прислушиваться и уважать их?»

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

15. Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь. Подростку крайне важно это слышать от родителей – в данном случае он понимает, что не зря старался, прикладывая столько усилий. Причём хвалить стоит не одним обобщённым словом («Умница!», «Молодец!», «Отлично!» и т. д.), потому что ребёнок ждёт большей внимательности к тому, что он сделал. Ему хочется услышать дополнительные «подробности», к примеру: «Какой ты молодец! Сегодня заработал аж целых три «4» по таким-то предметам! Ты, видимо, очень сильно постарался ради этого! Горжусь тобой!» или «Какая ты у меня умница! Сегодня не просто убрала свою комнату, но ещё и помыла пол в прихожей и кухне! Очень сильно выручила всю семью!»

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Что делать, если случился конфликт с участием подростка

1. Разберите конфликтную ситуацию более обстоятельно. Для этого потребуется набраться терпения, сесть и внимательно выслушать ребёнка. Затем уточнить, как сам подросток видит проблему: что его больше всего «задевает» и почему он отреагировал именно таким образом; какие ещё, по его мнению, могут быть варианты решения возникших недопониманий с кем-то из окружающих и т. д. После того, как выслушаете ребёнка, попробуйте повторить всё, что он рассказал, вкратце и своими словами (как бы пересказать его соображения на этот счёт). Так вы покажете, что внимательно его слушали и поняли (возможно, он ещё что-то прояснит, немного поправив вас, предоставляя, тем самым, дополнительную пищу для размышления). И только после всего этого можете высказать уже своё мнение, используя фразы с «Я-сообщениями», например: «Знаешь, я по-настоящему испугалась(ся) в тот момент за тебя – вдруг с тобой что-то случится» (вместо: «Ты хочешь довести меня до инфаркта, поэтому специально вечно расстраиваешь!»).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

2. Соберите все предложения. Данный этап начинается с вопросов: «Какие решения мы можем найти в этой непростой ситуации?» или «Как же нам лучше поступить?» Затем стоит обязательно подождать, давая ребёнку возможность первому предложить решение(я). И лишь после всего этого переходить к вашим собственным вариантам.

Помните: каждое из предложений подростка, пусть и не всегда самое подходящее на ваш взгляд, ни в коем случае нельзя отвергать! Их все обязательно стоит выслушать с вниманием и заинтересованностью (от этого зависит самооценка ребёнка!), а потом записать на листок вместе с остальными вариантами. Так вы покажете, что с уважением относитесь ко всем его идеям и мнению в целом.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

3. Оцените предложения и выберите общим голосованием наиболее подходящее решение. На данном этапе идёт совместное обсуждение готового списка. Каждое предложение зачитывается вслух и обсуждается участниками – подходит оно или нет, и почему. Наиболее подходящим считается тот вариант, который устраивает всех.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

4. Доработайте принятую идею. После того, как выберите способ решения конфликтной ситуации, поразмышляйте, как его воплотить в реальную жизнь. Для этого стоит рассмотреть идею повнимательнее и составить подробный план, в котором будет чётко прописано, кому и что предстоит делать. А затем решить, какие меры взыскания применят к тому, кто не станет соблюдать общее решение и свои обязательства перед остальными.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

И пусть у вас всё получится! Я в вас искренне верю!

Опора на сайты:

Подростковый возраст - Психология, если вкратце
Другой пример.

https://briefly.ru/gippenreyter/obshchatsia_s_rebenkom_kak/