Мелькали перелески и полустанки, невидящими глазами девушка смотрела в окно. Почему именно сейчас, когда ей необходима поддержка, ее любимый не с ней?
Пришло время, и отец сказал Наде о болезни матери. Нет никакой надежды, что станет ей лучше. Приезжай, доченька! Очень мама тебя ждет! Уж не знаю как, но исхитритесь, вместе с Антоном проведайте нас. Доставь, дочка, матери последнюю радость!
Надя после звонка отца не знала, как дождаться Антона. Условились вечером встретиться. Стала собираться в дорогу – все из рук валится. Не может себя в кучку собрать.
Наконец, решилась – оделась и в церковь пошла. Как раз должна подгадать, как Антоша работу закончит. Поговорит с ним, пока домой не ушел. Какое уж свидание сегодня, обсудить нужно, ехать когда. Директора школы придется перед фактом поставить. Ничего страшного, если даже замены ей не найдут. С программой Надежда Петровна не отстает. Напротив, всегда чуть вперед забегает, чтобы было время к итоговым проверкам повторить материал.
Не принято учителю среди учебного года срываться. Но случай у Надежды Петровны особый. Отец сказал, мама слабеет с каждым днем. Врач не скупится на обезболивающие. Выписывает все, что положено.
Вот как! А Надя ни разу не спросила у родителей, хватает ли им денег! Невнимательная дочь. Не почувствовала беду. Слышала грустинку в голосе мамы да отмахнулась.
...Антон еще был на лесах. Надя тихонько прошла в левый придел. Встала перед закрытым пленкой образом Богородицы. Помоги, Пречистая Дева Мария! Облегчи страдания моей мамочки! Поспособствуй, Пресвятая Богородица, нашей встрече!
Антоша научил Надю, как надо молиться, как обращаться к угодникам Божиим. Нашла Надежда икону святой Ольги, перед ней постояла. У Николая Чудотворца попросила помощи с билетами подсобить. Он покровительствует путешествующим.
Каялась Надя перед образом Спасителя, что не умеет молиться как следует. Что стоит на воскресной службе рядом с Антоном, а понимать мало что понимает. Он уж ей и книжки подсовывает, и разъясняет что да как. А она, нерадивая, не очень старается. Все отговорки по воскресеньям находит, лишь бы в церковь не пойти. Все дела с ребятами придумывает. То им на экскурсию надо, то в поход.
А Антону без молитвы нельзя. Он не по долгу на службе стоит. Образ жизни у него такой. Он еще и сам перед тем, как к работе приступить, молится. Посты держит.
Надя понимает, за кого замуж идет. Но никак не может свою лень побороть, нерадение, как Антоша выражается.
Жених нашел невесту у иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София». Надя плакала, просила поддержки у своей святой.
-Что случилось, родная? Дай вытру слезки.
Обнял, губами промокнул лицо любимой. Увлек за собой. Вышли в притвор.
-Рассказывай!
Надежда выложила все как есть.
-Вместе нам надо ехать, Антошенька! Мама мечтает увидеть тебя! Сможешь?
- Конечно, одну тебя не пущу! Все решаемо. Запомни, Надюша, пока мы живы -все решаемо, - сказал и пожалел.
Из глаз девушки так и брызнули слезы. На слове «живы»... Привлек к себе, утешал, покачивая, гладил по голове, как маленькую.
- Ты подожди меня немного. Я быстро все тут уберу. Пойдешь со мной, поможешь собраться? Сама сумку уже сложила? Нет?! Тогда домой беги! Ночным уедем! Я сейчас начальнику станции позвоню, он устроит. И Савельича побеспокою, не часто я к нему обращаюсь. А он всегда рад помочь. Живо домчит нас до станции. Иди, Наденька, собирайся! Насколько директор тебя отпустил? Не отпрашивалась еще? Ладно, давай я сам с ним поговорю.
Антон набрал номер. Под всхлипывания Нади объяснил ситуацию. Уверен был – не откажут его невесте в отгулах. Актовый зал и школьную столовую Антон обещался расписать. Уже и эскизы директору предоставил. Пусть ищут средства на краски.
Условились, в летние каникулы, Антон за школу возьмется. За труды свои запросил немного. Уже семейным человеком Антон к тому времени будет. Не может он себе позволить бесплатно работать. Надо о будущем думать. При их запланированном кочевом житье-бытье без своей машины не обойтись.
Хорошо бы надежный и вместительный внедорожник взять! Так что, завел уже кубышку Антон. Но рвачом он стать не собирается. Не позволит себе скатиться вниз в угоду золотому тельцу.
Это несведующие люди байки сочиняют про аховые заработки художников-реставраторов. Больше положенного настоящие мастера не берут. От Бога талант. А они ему всего лишь служат.
Все устроилось с билетами. Полина Наумовна подорожников собрала. Сетовала, что внезапно Антоша в путь-дорогу сорвался, печеного ничего нет дать с собой. Магазинных пряников положила.
Первый раз ехали в поезде вместе Надежда и Антон. Лежали на своих верхних полках, держась за руки. Грустное путешествие, но что делать, какое выдалось! Надя уже переняла от любимого привычку спокойно принимать все, как есть. Что Бог пошлет, то и будет.
Для чего-то и печали, неприятности нужны. Возможно, для закалки характера. Для проверки человека, как проявит он себя в той или иной ситуации. Это уже не Антон подсказал, этот Надя сама размышляет.
А Ольге Ивановне, как только узнала она, что доченька домой едет, да не одна, с женихом, стало как будто легче. Повеселела, упросила соседку волосы ей хной покрасить. Петр Егорович смотрел на ожившую супругу и узнавал, наконец, в ней свою прежнюю Олюшку. Вдруг не временное улучшение? Вдруг и впрямь на поправку пошла!
Как хотелось бы ему верить в это! Радовался сердцем, а умом понимал: не свершится чуда, не та стадия болезни. Увы…
Но хотя бы Надюшка порадуется, не застанет мать с печатью отрешенности на лице, не увидит гримасу боли.
Хорошо прошла их встреча. Антон очень понравился родителям. Ольга Ивановна вдруг ровным голосом, счастливым даже, произнесла:
-Спасибо, ребятки, что приехали! Умру теперь спокойной. Доченька моя в надежных руках! Берегите друг друга, храните и растите вашу любовь. Да, да, дорогие мои! Как дерево садовое нуждается в уходе до старости, так и чувство настоящее заботы требует. Убирайте ненужные сучья, изгоняйте вредителей вон, воздух корням давайте, рыхлите почву, на которой ваша семья строится.
Антон сделал для мамы своей невесты самое главное. Поговорил с ней наедине, а потом батюшку на такси привез. Договорился со священником, что будет навещать больную каждую неделю. На пожертвование храму не поскупился.
Может, потому и вышло прощание не горьким, а светлым? Уже за порогом отчего дома Надя дала волю слезам. Чувствовала, что видела маму в последний раз. Что совсем скоро они с Антоном вновь приедут сюда.
Так и случилось. Трех недель не прошло. Снова поезд. Но Надя в нем едет одна.
Продолжение следует