Найти тему

10 МОИХ ЛЮБИМЫХ РОССИЙСКИХ ФИЛЬМОВ

Оглавление

День российского кино, который волею судеб и Минкульта РФ отмечается сегодня, уже в который раз подвигает меня на подвиги. Некогда в этот день я писал о своих любимых советских мультфильмах, а сегодня хотел бы поговорить об игровом кино родной страны.
Кино я люблю всю жизнь, смотрю его в оптовых количествах, и сегодня хотел бы поделиться личной десяткой самых-самых любимых картин отечественного производства, без которых я не представляю своё развитие да и развитие этого самого отечественного кино. Будут также и просто хорошие фильмы, о которых в разрезе данной темы не вспомнить просто нельзя.

Важное примечание: в этом списке - только российские ленты, снятые после 1991-го года. Если бы я включал сюда ещё и советские картины, мы бы тут закопались дня на три...
Материал и так обещает быть объёмным.

"Сердца трёх" (1992-1993 гг.)

Жанр: мелодрама, приключенческий фильм

Авторы сценария: Олег Колесников, Роман Фурман

Режиссёр: Владимир Попков

В ролях: Сергей Жигунов, Владимир Шевельков, Алёна Хмельницкая, Рафаэль Котанджян и др.

-2

Советский кинематограф подарил нам массу чудесных приключенческих картин, на которых, как говорится, до сих пор не страшно воспитывать детей: тут вам и "Д'Артаньян и три мушкетёра" Юнгвальд-Хилькевича, и всевозможные "Острова сокровищ", и экранизации Джека Лондона, вроде "Морского волка" или "Смока и Малыша". В этот стройный ряд элегантно встают и "Сердца трёх" от Владимира Попкова. По иронии судьбы, экранизация книги, которая стала последней для Джека Лондона, стала последним фильмом, снятым в СССР, в стране, где этим самым Джеком Лондоном зачитывалось всё детство и юношество. Символично, однако.
Картина повествует о поисках сокровищ пирата Генри Моргана компанией из трёх молодых людей: миллионера Фрэнсиса Моргана (
Владимир Шевельков), потомка пирата, ковбоя Генри Моргана, его дальнего родственника (Сергей Жигунов) и красавицы Леонсии Солано (Алёна Хмельницкая), которая оказывается между двумя влюблёнными в неё мужчинами. К поискам подключается и хитрый злодей, синьор Торрес (Рафаэль Котанджян). Всем героям предстоит пережить массу злоключений, включая тюрьму, погони, перестрелки, встречи с индейцами и древней магией.
"Сердца трёх" - плоть от плоти советского кино. Это несколько старомодный, но весьма бодрый приключенческий фильм, под который вполне можно провести приятный вечер в кругу семьи. Картина дышит летом и каникулами, и если вы уже давно не читали и не смотрели ничего увлекательного и приключенческого и хотите нырнуть в беззаботное детство, обязательно включите в ближайшее время "Сердца трёх". Нам доступны и ранняя киноверсия, и телевариант в пять серий - оба вполне подходят для приятного времяпровождения в последние дни лета.

"Арбитр" (1992 г.)

Жанр: криминал, триллер, арт-хаус

Автор сценария и режиссёр: Иван Охлобыстин

В ролях: Иван Охлобыстин, Алёна Хмельницкая, Ролан Быков, Фёдор Бондарчук и др.

-3

В том же 1992-м свет увидела "румба на крыле самолёта в полёте". Так сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли Иван Охлобыстин описал свой авторский дебют, криминальный триллер "Арбитр". И если "Сердца трёх" - всё ещё ментально (и материально) советское кино, то "Арбитр" мог появиться только в переломные 90-е.
Речь в картине идёт о молодом следователе прокуратуры Андрее (Охлобыстин), который вместе со своим начальником Владимиром Ивановичем (
Ролан Быков) и коллегой-фотографом Романом (Фёдор Бондарчук) идёт по следу киллера по прозвищу Арбитр, которого нанимают, чтобы вершить правосудие и справедливость. Арбитра боятся все преступники города, а сам Арбитр (Александр Соловьёв) всякий раз уходит от преследования властей. А в голове Андрея звучат бесконечные философские монологи разной степени безумия...
Искусство перестроечных лет и лихих девяностых с их вычурным авангардом, временами похожим на милый праздник непослушания, всегда радовало меня. И "Арбитр" был и остаётся одним из любимейших представителей кинематографа тех жутких лет: артхаусный, сюрреалистический, при этом не лишённый определённой философии и абсурдного юмора. Дополняет неповторимую атмосферу русского андерграунда музыка групп
"Пикник" и "Оберманекен", таинственная и томная одновременно.
В целом, "Арбитр" предстаёт перед нами более серьёзной версией сумасшедшего мира, нарисованного в сценариях авторства Охлобыстина в 90-00-е. Сегодня расскажу о ещё одном фильме его пера, а пока двинемся дальше, к более зрительскому, но не менее прекрасному кино...

"Мусульманин" (1995 г.)

Жанр: драма

Автор сценария: Валерий Залотуха

Режиссёр: Владимир Хотиненко

В ролях: Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Балуев, Евдокия Германова и др.

-4

И, говоря о том, что кино будет более зрительским, я не имел в виду, что оно будет лёгким для просмотра.
Фильм
Владимира Хотиненко (одного из самых толковых режиссёров постсоветского кино, как по мне), душераздирающая драма "Мусульманин" повествует о возвращающемся из афганского плена русском солдате Николае (Евгений Миронов). В плену он принял ислам, и теперь его имя - Абдула. Конечно, преображение парня окружающие принимают с большим трудом. Одновременно перед нами предстаёт мир умирающей русской деревни середины лихих 90-х...
В год выхода фильм стал мощным социальным комментарием. Да и по сей день кино не то, чтобы растеряло своей актуальности: проблемы, поднятые в нём, из разряда вечных. Семья, религия, страна. Притом поданы они весьма художественно, а актёры великолепно влились в свои роли. Отдельно хотелось бы сказать о спившемся брате главного героя в исполнении
Александра Балуева. Играет он на разрыв аорты. И очень жаль, что современный кинематограф не может предложить прекрасному артисту Балуеву столь же сильный материал. А "Мусульманина" оцените обязательно. Это редкая по нынешним временам крепкая отечественная драма, без уходов в суровый натурализм и безвкусицу.

"Особенности национальной охоты" (1995 г.)

Жанр: комедия

Автор сценария и режиссёр: Александр Рогожкин

В ролях: Вилле Хаапасало, Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачёв и др.

-5

Немного расслабимся на фильме Александра Рогожкина "Особенности национальной охоты". Картина эта породила громадную франшизу, фильмы которой смотреть можно, как говорит один киноблогер, разве что спиной. Шлаковые сиквелы несколько заслонили потрясающий оригинал, под который и сейчас вполне можно отдохнуть душой и телом.
Пёстрая компания мужчин - финский турист (
Вилле Хаапасало), его друг-переводчик (Сергей Куприянов), следователь угрозыска (Семён Стругачёв), бизнесмен (Сергей Русскин) и, конечно же, генерал (Алексей Булдаков) - отправляются в дикие места с целью отдохнуть на природе, выпить и поохотиться. Дальнейший сюжет картины представляет собой, по сути, набор анекдотов и околоохоотницких баек, которые, тем не менее, связываются в цельную оду русской культуре с парой ложек дёгтя в виде печальных рассуждений о том, во что эту самую культуру превратили её не самые лучшие носители.
Картина обладает очень тёплой, уютной атмосферой. Несмотря на флёр не претендующей на высокое искусство "народной" комедии, есть в этой картине поэтичность и медитативность, чему способствуют прекрасные карельские виды, тихие голоса отличных актёров и тонкая вязь диалогов, написанных с литературным вкусом. Хотя бы раз в 1-2 года я пересматриваю эту картину и чудесным образом освобождаюсь от дурных мыслей. Попробуйте и вы, если почему-то ещё не изучали "Особенности национальной охоты"....

"Упырь" (1997 г.)

Жанр: мистика, драма, боевик

Авторы сценария: Сергей Добротворский, Константин Мурзенко

Режиссёр: Сергей Винокуров

В ролях: Алексей Серебряков, Игорь Шибанов, Людмила Курепова, Георгий Штиль и др.

-6

Вампирскую тематику я любил всегда, равно как и тематику различных охотников за нечистью. И потому был рад, в очередной раз копаясь в запасниках нашего кино, обнаружить отечественную картину. Да ещё и с чудесным Алексеем Серебряковым. Да ещё и с мощной музыкой группы "Tequilajazzz". Правда, я несколько опасался, что это будет очередной трэш-ужастик, проходняк, коего всегда прилично. Но на поверку "Упырь" оказался пусть не самым зрелищным, но довольно впечатляющим мистическим триллером.
Действие разворачивается в неназванном городке на море, власть в котором захватила банда настоящих вампиров. На борьбу с нечистью, вооружившись деревянными колами и специальным прибором для поиска кровососов, выдвигается безымянный истребитель (
Алексей Серебряков), у которого с главным упырём есть личные счёты.
"Упырь" - кино атмосферы. Ужас здесь не только (и не столько) хорроровый, сколько метафизический. Жуть наводят пейзажи залитого солнцем, но опустевшего города, виды окутанных тьмой подъездов и даже библиотека с сидящим в ней милым дедушкой-хранителем (
Георгий Штиль) вызывает ощущение дискомфорта. При этом картину не удастся приплести к "чернухе" 90-х. Это философский триллер. В фильме есть ряд отсылок ко времени, однако главное здесь - внеисторические размышления о природе зла.

"Про уродов и людей" (1998 г.)

Жанр: драма

Автор сценария и режиссёр: Алексей Балабанов

В ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Динара Друкарова, Вадим Прохоров и др.

-7

Ну и куда же в списке самых ярких отечественных фильмов без творений Алексея Балабанова, художника-модерниста от кино, который мог самыми скупыми мазками обозначить контур целой эпохи, поколения, мировой проблемы. Из всех картин Балабанова я предпочёл именно "Про уродов и людей", картину своеобразную, сложную для просмотра рядовым зрителем, но оттого не менее грандиозную. Хотя, при моей любви к творчеству Алексея Октябриновича, здесь могла оказаться почти любая его работа.
Фильм рассказывает историю падения сразу нескольких честных, образованных и, на первый взгляд, интеллигентных людей под влиянием банды порнографов во главе с таинственным иностранцем Иоганом (
Сергей Маковецкий). Рушатся жизни не только взрослых людей, но и юных, чистых душой сиамских близнецов (Алексей Дё и Чингиз Цыдендамбаев), которых все кличут просто "уроды"...
Картина Балабанова - довольно тяжёлое зрелище. "Про уродов и людей" шокирует и заставляет кривить лицо, но вместе с тем будто бы гипнотизирует своей грязной эстетикой. Притом эстетизируется здесь не ужасы жизни, а окружающая действительность. Есть здесь что-то от
Бергмана, что-то от Тарковского, что-то от немецких экспрессионистов начала 20-х. Россия, которую мы потеряли, предстаёт жутковатым, но в то же время манким местом, в котором, тем не менее, иногда отыскивается место для прекрасного. Например, для романса в исполнении двух сиамских близнецов.

"Сёстры" (2001 г.)

Жанр: боевик, криминал, драма

Авторы сценария: Сергей Бодров-младший, Гульшад Омарова,Сергей Бодров-старший

Режиссёр: Сергей Бодров-младший

В ролях: Оксана Акиньшина, Екатерина Горина, Татьяна Колганова, Кирилл Пирогов и др.

-8

"Сёстры", единственный законченный фильм Сергея Бодрова-младшего как режиссёра, я могу назвать одним из своих самых любимых фильмов (так сказать, топ-10). Обычно картина эта воспринимается как некое приложение к дилогии Алексея Балабанова "Брат" (очевидно, из-за пересекающейся команды и названия). Но фильм Бодрова мне нравится больше культовой дилогии. Чуть позже объясню почему.
Здесь перед нами - история двух единоутробных сестёр. Старшая, боевая и бескомпромиссная девочка-подросток Света (
Оксана Акиньшина), вынуждена присматривать за младшей, своенравной Диной (Екатерина Горина), так как ту хотят похитить из-за проблем отца Дины, недавно освободившегося из мест не столь отдалённых преступника (Роман Агеев). Местоположение девочек становится известно злодеям, и сёстры, не слишком хорошо уживающиеся друг с другом, вынуждены податься в бега.
Как уже было сказано, "Сёстры" в моих глазах всегда выигрывали у "Братьев" Балабанова. Фильм этот более эмоциональный и живой. Эмоциональности ему добавляет сюжет, крутящийся вокруг двух детей, а также саундтрек, состоящий из песен групп
"Кино" и "Агата Кристи". В фильме есть место хорошему юмору, он динамичный и захватывающий. Подлинная жемчужина нашего кино начала века.

"Даун Хаус" (2001 г.)

Жанр: комедия, арт-хаус

Авторы сценария: Роман Качанов, Иван Охлобыстин

Режиссёр: Роман Качанов

В ролях: Фёдор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Анна Букловская, Юозас Будрайтис и др.

-9

Я обещал вернуться к творчеству Ивана Охлобыстина - получите, распишитесь! Снова немного отдохнём от арт-хауса и социальных драм... хотя от арт-хауса не до конца!
Творческий тандем Ивана Охлобыстина с режиссёром
Романом Качановым-младшим* (признан иноагентом в РФ), сыном Романа Качанова, мультипликатора, подарившего нам "Чебурашку" и "Тайну третьей планеты", на рубеже веков выдал целую пачку отличных, остроумных, хоть и немного сумасшедших фильмов. Здесь вам и метафизическая драма "Урод" с Никитой Высоцким, и актуальная комедия "Максимилиан", и сборник армейских баек с толикой абсурда, легендарный "ДМБ". Аккурат после "ДМБ" на свет и появился "Даун Хаус", современная интерпретация романа Ф. М. Достоевского "Идиот", действие коего перенесено в Россию. Местный князь Мышкин (Фёдор Бондарчук) любит музыку хаус, Парфён Рогожин (Иван Охлобыстин) расхаживает в модных очках и с маузером, а Настасья Филипповна (Анна Букловская) приучена к дзен-буддизму.
Фильм проникнут уникальным, охлобыстинским юмором, который, как и любой юмор далеко не для всех, но уж проникшегося свалит на пол в смеховой истерике. Особенно истерично получается смеяться, если незадолго до просмотра про/перечитать великий роман Достоевского.
Испытайте себя, посмотрите это кино. Помимо сюрреализма и абсурда, кино украшено рядом отличных музыкальных композиций, а кроме того, несмотря на все глумления, оно весьма элегантно обращается с русской классикой, на которой основано. Приятного вам просмотра... и удачи не съехать с катушек!

"О чём говорят мужчины" (2010 г.)

Жанр: комедия, арт-хаус

Авторы сценария: Леонид Барац, Сергей Петрейков, Ростислав Хаит

Режиссёр: Дмитрий Дьяченко

В ролях: Камиль Ларин, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов и др.

-10

Хороших комедий в родной стране за последние пару десятков лет было снято не так уж и много. И в числе лучших развлекательных картин этого времени наверняка можно назвать и культовую картину "О чём говорят мужчины". Я искренне люблю это кино, оно давно разобрано на цитаты любителями хорошего кино - равно как и многие другие фильмы, рождённые в творческом экстазе коллектива "Квартет И". Я поклонник творчества "Квартета...", но всё же лучшей их работой считаю именно "О чём говорят мужчины", в которой выдержан хороший баланс между содержанием и формой, между серьёзностью и юмором. Не менее любимые мной фильмы "День выборов" и "День радио" местами слишком фантастичны, а "Быстрее, чем кролики" - кино не для всех, и хоть я его очень люблю, всё-таки поговорим о "разговорах мужчин"!
Четверо друзей - семьянин Лёша (
Леонид Барац), бабник Слава (Ростислав Хаит), счастливый холостяк-рекламщик Саша (Александр Демидов) и терзаемый женой и любовницей Камиль (Камиль Ларин) - отправляются в Одессу на концерт группы "Би-2". Весь фильм - путь четырёх закадычных друзей, пронизанный обсуждениями женщин, детства, искусства и даже вилок!
В своё время я пропустил картину, так как счёл её типичной недалёкой комедией по типу
"Американских пирогов" и "Самых лучших фильмов". Однако по случаю таки ознакомился с ней и получил невероятное удовольствие. Фильм вышел гомерически смешной и вместе с тем правдоподобный - несмотря на кажущуюся абсурдность, разговоры героев картины очень похожи на реальные диалоги, возникающие в мужских коллективах. Кроме того, "О чём говорят мужчины" - это здорово снятое кино, со множеством интересных фишек в области постановки и операторской работы. Дмитрий Дьяченко - один из лучших отечественных режиссёров в области массового кино, который всегда насыщает свои произведения жизнью. За что ему большое спасибо!

"Игра в правду" (2013 г.)

Жанр: драмеди

Авторы сценария: Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Дмитрий Марьянов

Режиссёр: Дмитрий Дьяченко

В ролях: Гоша Куценко, Ирина Апексимова, Константин Юшкевич, Дмитрий Марьянов

-11

И закончить сегодняшний обзор ярких отечественных картин хотелось бы комедийной мелодрамой Виктора Шамирова "Игра в правду", который я готов советовать всем и каждому напропалую (чем я, собственно, и занят последние 3-4 года). У Шамирова мало неудачных лент, те же "Упражнения в прекрасном" и "Со мною вот что происходит" я пересматриваю с завидной регулярностью. Но всё же лучшей работой этого необычного режиссёра мне представляется камерная "Игра в правду".
Трое институтских друзей - спивающийся преподаватель (
Гоша Куценко), балагур-автодилер (Константин Юшкевич) и бизнесмен (Дмитрий Марьянов) собираются на застолье. Застолье, однако, таит ряд сюрпризов: на него наведывается Майя (Ирина Апексимова), в которую все трое были когда-то попеременно влюблены. Ситуация осложняется ещё и тем, что Майя - инвалид, прикованный к креслу. Слово за слово, и обычный диалог старых друзей превращается в "игру в правду", в которой вскрывается множество тайн их общего прошлого.
Я всегда любил истории камерные, диалоговые, почти театральные. "Игра в правду" идеально отвечает этим требованиям (ещё бы, фильм - экранизация спектакля). Это кино, в котором можно и от души посмеяться, и немного погрустить. Это умное и очень душевное кино, которое, по моему скромному мнению, весьма странно продвигали. Глядя на промо-материалы картины создаётся впечатление, что перед нами секс-комедия. А это не так. Полагаю, именно поэтому часть целевой аудитории и проигнорировала "Игру в правду". А жаль! Таких фильмов хотелось бы побольше. И зрителей в залах на сеансах таких фильмов - побольше!

Обязательно напишите о своих любимых российских фильмах. Пишите также, какие из представленных здесь картин нравятся вам, а какие - нет. О чём ещё спорить, как не о вкусах.

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин