Найти тему

Как младенцам выбирали имена

Когда говорят, что "человек ни к чему не бывает так ревнив, как к своему имени", то в этом положении всеобщего опыта ничего нет ни странного, ни предосудительного.

Сегодня продолжаем разговор об именах наши предков. Изучаю сочинение священника Афанасия Недельского "Братский совет новорукоположенному в сельский приход священнику" 1883 года и хочу поделиться некоторыми наблюдениями автора. Эта публикация в XIX веке подвергалась критике за "отсутствие прагматической системы" и "вульгаризмы в речи", но при этом современники отмечали, что в ней "немало ценных пастырских наставлений".

«В привилегированных семействах назначение имени новорожденному младенцу всегда почти зависит от родителей. Наши же сельские прихожане-крестьяне всегда предоставляют это важное дело своему духовному отцу.

Отсюда возникает наша прямая обязанность при выборе имени крестьянскому ребёнку руководиться тем же чувством любви, с каким избираем мы имя своему собственному дитяти.

Когда по прибытии в приход мне пришлось погребать первого младенца, то на вопрос об его имени, мне отвечали: "Галасаим". Да не может быть, такого имени и в святцах нет. - "Не знаем, отвечали мне, но наш покойный батюшка всякому такому "самосею" (т.e. незаконнорожденному) выдумывал имя трудное". И только расспросив о времени рождения младенца и справившись по святцам, я догадался, что имя умершего - Галактион.

Справившись потом по исповедной росписи, я нашел, что в моем приходе действительно много таких имен, как Вит, Кир, Фирс, Папий, Фелицата, Мавра, Пиама, Дуклида, Еввула. И что все такия имена принадлежат или незаконнорожденным, или даже таким детям, на родителей которых священник имел личное неудовольствие. Можно представить, как эти имена извращались в просторечии, и как это "приятно" было их носителям. Без сомнения, согласитесь, руководиться такими мстительными воззрениями при наречении имени невинному младенцу и жестоко, и богопротивно.

Диссидерий - крестьянский сын.
Диссидерий - крестьянский сын.

Что всякое имя, взятое из святцев, свято и по звуку, и по назначению, - это бесспорно. Но также бесспорно и то, что прекрасное в языках греческом и еврейском, в нашей русской номенклатуре часто находит себе такой неизящный параллелизм, что в важном деле наречения имени человеку, неразумеющему греческого корнесловия, требование русского благозвучия имеет законное право на внимание.

Назначение же младенцу непременно того имени, "под каким родился", есть необязательное правило, а сравнительно позднейший обычай, свободно нарушаемый даже теми лицами, которые под час вовсе не кстати на него ссылаются.

Памфалон - солдатский сын.
Памфалон - солдатский сын.

Бывает же так, что когда самому священнику Бог пошлёт сына или дочь, то радостные родители чуть не целые святцы перечтут вдвоем, чтобы выбрать имя выдающееся "приятностью звукового произношения". Бывает однако же и так, что тот же священник при наречении имени крестьянскому ребёнку поленится заглянуть в святцы и наречёт экспромтом: "пусть будет Иван, пусть будет Мария". Отсюда и происходит у нас такое обилие Иванов и Марий, что какой-нибудь иностранец всякого русского пародирует Иваном и всякую русскую Марией, тогда как имена Иоанн и Мария, святейшие в царстве Божием, должны бы во избежание профанации раздаваться как можно реже.

-4

Бывает наконец и так, что иной священник до того влюблён в свое собственное имя, что, если сам, например, называется Сильвестр, а жена Екатерина, то чуть ли не третья часть прихожан будут у него Сильвестры и Екатерины. Это ли следование святцам? Святые угодники Божии, не имея нашей земной, греховной зависти, не могут оскорбляться тем, если имя одного из них мы предпочтём другому. Если один св. угодник Божий будет иметь гораздо меньше другого тезоименитых последователей на св. Руси, то такой недостаток восполнится подбором благоговейных носителей его имени в Греции, Египте, Палестине и других областях церкви вселенской, где его святое имя, как роднее по языку, представляется и благозвучным, и благознаменательным.»

Возвращаясь к началу текста, "в привилегированных семействах назначение имени новорожденному младенцу всегда почти зависит от родителей", вспоминается, что некоторые родители отличались отменной фантазией и кругозором, выбирая имя ребёнку.

1898 год. Запись о рождении.
1898 год. Запись о рождении.

Вот, например, учитель Миротинского училища в Алексинском уезде назвал сына Ерминингельдом в честь готского царя. Хорошее имя, яркое. Тут и священник наверное удивился.

✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉

Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните
Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥
Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".

✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉