«Реальное время» составило топ лучших гимназий и лицеев, изучив результаты ЕГЭ-2024 и конкурентоспособность выпускников
В преддверии нового учебного года в Минобрнауки Татарстана оценили общеобразовательные учебные заведения по результатам ЕГЭ-2024, а в России определили их позиции с точки зрения конкурентоспособности выпускников. Изучив данные итоговой аттестации, выступлений олимпиадников и приемных кампаний в вузах страны, «Реальное время» составило рейтинг лучших татарстанских школ. Топ-20 поможет сориентироваться, какие лицеи и гимназии республики лучше всего готовят учеников по русскому языку, а какие — по математике, и где достигли самых высоких показателей по двум обязательным предметам.
Топ-20 школ по русскому языку
Первое место в двадцатке школ, выпускники которых достигли лучших в Татарстане результатов по русскому языку, заняла набережночелнинская гимназия №26. По данным Республиканского центра мониторинга качества образования Минобрнауки РТ, средний балл учебного заведения составил 85,19.
В топ-20 школ, показавших лучшие результаты ЕГЭ по математике, эта школа оказалась на втором месте (средний балл — 89,54) — ее опередил IT-лицей-интернат КФУ (89,96).
В целом список из 20 передовых общеобразовательных учреждений с 2023 года значительно обновился. Из топ-20 с лучшими итогами ЕГЭ по русскому языку выбыли восемь школ: Лицей №1 г. Зеленодольска, Лицей №1 г. Чистополя, СОШ №1 г. Мензелинска, Лицей №35 г. Нижнекамска, СОШ №23 «Менеджер» г. Альметьевска, Лицей-интернат №24 г. Нижнекамска, Гимназия № г. Набережные Челны, Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии Зеленодольского района. В рейтинг этого года попали казанская школа «СОлНЦЕ», кукморский многопрофильный лицей им. Булатова, актанышская гимназия-интернат для одаренных детей и другие.
При этом самые высокие средние баллы по русскому в 2024 году оказались ниже, чем в 2023-м: в стоящей на первом месте гимназии №26 из Набережных Челнов в 2024-м средний балл составил 85,19, тогда как в 2023-м у IT-лицея-интерната КФУ он достигал 87,58. У последнего же этот показатель в 2024 году «просел» на 4,46 балла — до 83,12.
Топ-20 школ по математике
Зато результаты ЕГЭ по математике у лучших школ в 2024-м оказались заметно выше, чем год назад. Первенство здесь было и осталось за IT-лицеем-интернатом КФУ: в 2024 году средний балл был равен 82,43, в 2024-м — 89,96.
— Максимальные средние баллы учащиеся демонстрируют по таким предметам, как английский язык, литература, минимальные — по географии, истории и биологии, — сообщил «Реальному времени» министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин.
Стобалльники рулят
На 9% уменьшилось за последние три года (2022—2024) количество выпускников, желающих сдать ЕГЭ по русскому языку, при этом доля набравших 80 баллов и более снизилась на 11,4%. На 11,7% выросло за этот период число сдававших ЕГЭ по обществознанию, но процент набравших 80 и более баллов упал вдвое — до 11%. Выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому, в 2024 году было на 7% больше, чем в 2022, но 80-балльников оказалось на 14,6% меньше. А при 18-процентном росте числа сдававших информатику порог в 80 баллов перешагнула уже не треть экзаменовавшихся, а лишь пятая их часть.
В 29 образовательных учреждениях, где средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике оказались самыми высокими, заметно разнится количество выпускников, набравших 100 баллов по ЕГЭ по разным предметам.
В казанском лицее №78 и в IT-лицее-интернате КФУ вырастили по три стобалльника по русскому, в набережночелнинской СОШ №39, челнинской же гимназии №76, нижнекамской гимназии-интернате №13 и лицее им. Лобачевскго КФУ — по два. По четыре стобалльника по математике выпустили нижнекамский лицей №35, лицей им. Лобачевскго КФУ и инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ. По трое выпускников набрали сто баллов по математике в челнинском лицее инновационных технологий №36, казанском лицее №131 и IT-лицее-интернате КФУ.
Сразу семеро выпускников сдали на 100 баллов ЕГЭ по химии в нижнекамском лицее №35 и трое — в IT-лицее-интернате КФУ. А по литературе 100 баллов набрали пятеро выпускников челнинского лицея инновационных технологий №36, пятеро — из зеленодольского лицея №9, трое — из альметьевской СОШ №7 и по трое — из челнинской гимназии №7, казанской гимназии №33 и казанской СОШ №9.
В 2024 году по сравнению с предыдущим общее количество выпускников, получивших на ЕГЭ 100 баллов, увеличилось на 156 человек. Рост количества стобалльников заметнее всего в результатах ЕГЭ по литературе — с 68 до 110, математике — с 10 до 54, химии — с 27 до 54 и английскому языку — с 9 до 38. При этом резко упало число стобалльников по информатике — с 22 до 9.
Успехи и неуспехи
Список общеобразовательных организаций Татарстана, выпускники которых набрали 90 и более баллов сразу по двум предметам и более, оказался коротким — всего 12 позиций, и в него вошла лишь малая часть учебных заведений из топ-20 по итогам ЕГЭ по русскому языку и математике. Зато в нем оказались полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию» Ново-Савиновского района Казани, казанские гимназия №33, школа №9, гимназия №19, альметьевская СОШ №20, челнинская гимназия №26.
При этом, по информации Минобрнауки РТ, 53 выпускника татарстанских школ не преодолели минимальный порог ЕГЭ: 11 — по двум обязательным предметам — русскому языку и математике, 7 по русскому языку и 35 по математике. Школы, где это произошло, министерство не указывает, известно лишь их местонахождение: в Альметьевском, Азнакаевском, Бугульминском, Высокогорском, Елабужском, Менделеевском, Нижнекамском, Сармановском, Тукаевском районах, городах Казани и Набережные Челны.
На основании данных Республиканского центра мониторинга качества образования Минобрнауки РТ «Реальное время» составило собственный рейтинг школ.
С 1-й по 9-ю позицию рейтинга заняли учебные заведения, где достигнуты самые высокие средние показатели по двум обязательным предметам ЕГЭ — русскому и математике. В топ-25 вошли те школы, где на фоне максимальных средних значений результатов по русскому языку и математике вырастили наибольшее количество стобалльников, что может свидетельствовать о высоком уровне преподавания всех предметов.
Хочешь знать правду — спроси родителей и выпускников
Результаты ЕГЭ — это хорошая независимая оценка знаний ученика и только во вторую очередь уровня школы, считает директор казанской школы №111 Анастасия Звездина:
— Оценивать школу можно, например, с точки зрения родителя так: кто, что хочет для ребенка от жизни, учебы. Есть дети слабые здоровьем, родители приходят в школу и говорят: «Нам учеба не важна, нам нужна комфортная психологическая среда». Это один аспект. Есть дети — профессиональные спортсмены, им достаточно набрать минимальные баллы для того, чтобы поступить в профильный вуз. А если у родителей и у ребенка высокие цели и амбиции, есть планы поступить в какой-то престижный вуз, то понятно, что они нацеливаются на 80 плюс или на 90 плюс баллов — и это другая история. Кому-то важна близость к дому, транспортная логистика. И при выборе школы каждый родитель подбирает критерии под себя.
Кроме того, подчеркнула Звездина, есть школы, которые изначально отбирают лучших учеников, и это тоже влияет на рейтинг. Есть разные классы в любых школах, поэтому в какой-то год выпускной класс показывает весьма средний уровень, а в какой-то — блестящий, в зависимости от того, какие ученики подобрались. От уровня учеников зависит и уровень преподавания учителя — он вложит больше знаний в тех, кто способен больше усвоить.
Результаты ЕГЭ часто зависят и от уровня дохода семей, в которых растут дети, напомнила она. Возможность нанять репетитора повышает шансы на высокую оценку на ЕГЭ, но не все родители имеют эту возможность.
— Среди казанских школ мы заняли самое первое место в рейтинге по результатам ЕГЭ по русскому языку, а по математике четвертое, — рассказал «Реальному времени» директор казанской школы «СОЛнЦЕ» Павел Шмаков. — Но при оценке, я считаю, надо учитывать три показателя. Один — результаты ЕГЭ, разумеется, это важно. Другой — не стобалльники, а олимпиадники. Стобалльники — это важно, но учитывать их количество надо, может быть, номером четвертым или пятым. И есть третий показатель, который у нас редко измеряется. Много лет назад у нас проводился массовый опрос студентов, кого из учителей они уважают и поминают добрым словом за переданные знания. Так и надо поступать — выяснять отношение к учителям, к школе и к учебе у школьников, а лучше — у студентов, спустя время, когда человек понял, что ему пригодилось. Отношение школьников к учебе — это третий важный параметр оценки школы.
Павел Шмаков привел в пример свою школу, где действует оценочная система отношения к учебе: каждый учитель своим ученикам раз в три месяца ставит интеллектуальную оценку и оценку по отношению к учебе — обе по десятибалльной шкале, и эти оценки видят и сам ребенок, и его родители. А еще он дал практический совет:
— Если подойти к любой школе в 12 часов дня и послушать мам, которые встречают младшеклассников, и они все расскажут вам про начальную школу! И когда человек хочет отдать ребенка в первый класс, ему, выбирая школу, подойти к ней и расспросить родителей. Они расскажут, какая учительница самая лучшая, какая на будущий год будет набирать первый класс, насколько дети любят школу, хотят учиться — все подробности расскажут.
Сдать ЕГЭ мало — надо поступить в вуз
Рейтинговое агентство RAEX ранжировало школы Татарстана и сформировало топ-20, исходя не из результатов ЕГЭ, а исходя из конкурентоспособности — в соответствии с общим числом выпускников, поступивших в вузы.
При этом в составленном агентством топ-300 лучших школ России на 33-м месте находится казанский лицей-интернат №2, на 44-м — IT-лицей КФУ, на 47-м — казанский лицей №131, на 125-м — нижнекамский лицей-интернат 124, на 150-м — ЧОУ СОШ «Елена-Сервис», на 154-м школа «СОЛнЦЕ», на 163-м — альметьевская средняя школа №23 «Менеджер», на 167-м — казанская гимназия №7, на 181-м — челнинская гимназия №26, на 192-м — лицей-интернат №7 (Казань), на 216-м инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ, на 221-м — гимназия №19 (Казань), на 244-м — Лицей Иннополис, на 286-м — лицей №78 (Казань).
Остальные образовательные учреждения, попавшие в местные рейтинги по итогам ЕГЭ-2024, в общероссийский рейтинг не вошли.
Спасибо за внимание!
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени"
Еще материалы на канале: «Школьные выпускные экзамены и вступительные в вузы должны быть разделены»