Найти тему

Драйверы роста компаний

Тенденция раннего взросления не обходит стороной бизнес-среду. Так хочется стать сразу умным, красивым, добрым и щедрым. Однако увы и ах… это невозможно.

Столько кейсов о том, как новоиспеченные предприниматели и руководители сразу хотят построить компании, функционирующие на зелёном, желтом и (о, боги!) сразу на бирюзовом уровне по стадиям спиральной динамики.
Для тех, кто не в курсе этой классификации, поясню, что это примерно, как случай с Алисой Тепляковой, которую папа в 9 лет определил в МГУ. Ничего, кроме насилия со всеми вытекающими последствиями, для ребёнка это не несет.

⚡️Для бизнеса – так же, как и для любой социально-экономической системы, есть свои стадии развития, которые хочешь-не хочешь, а придется пройти, даже если отец-основатель будет требовать
сразу поступить в МГУ быть компанией-мечтой.

Эти стадии:

1. выживание – учимся себя осознавать, представлять на рынке, сводить концы с концами, исполнять обязательства перед нанятыми работниками и внешними контрагентами, поиск «своей стаи». Драйверы роста: налаживание связей в выбранной сфере деятельности.

2. компания-семья – учимся взаимовыручке и взаимоподдержке, старшие заботятся о младших, «один за всех и все за одного», появляется больше зоны ответственности, хотя «в соседнем огороде тоже присматриваю за урожаем», помощь друг другу не только в рабочих, но и личных вопросах. Драйвер роста: отношение к сотрудникам: «мы – одна семья».

3. появление лидеров – вырисовываются сильные лидерские фигуры, имеющие влияние на остальных, выстраивается негласная иерархия, «все равны, но есть кто-то равнее», первые попытки простроить оргструктуру и выстроить границы функционала. Драйвер роста: выстраивание иерархии.

4. структура и бюрократия – хаоса так много, что начинается его упорядочивание: положения, регламенты, инструкции, письменные приказы-распоряжения и т.д., финансовое планирование – бюджеты и их исполнение. Драйвер роста: порядок.

5. появляется первый успешный успех – мысли об имидже, статусе, амбициозные планы роста и развития, ребрендинг. Драйвер роста: амбиции.

6. появляется фокус внимания на людях, ценностях, уважении, что становится реальным драйвером развития компании. Это НЕ значит, что первые пять стадий проходят БЕЗ уважения к людям, но драйвером роста развитие отношения к людям может стать только после того, как все предыдущие круги ада стадии развития пройдены. А потому становятся эффективными мероприятия, направленные на образование команды, тренинги личностного роста для сотрудников и т.д. До шестой стадии люди – это просто ресурс и не более того. На шестой стадии люди становятся драйвером развития.

7. признание, творчество, инновации и всё остальное как кульминация прохождения всех предыдущих стадий выводят компанию на новый уровень. Где все начнется сначала, но уже на другом уровне.

Вы можете и на ранних стадиях вещать из каждого утюга, что ценностями, на которых вы строите свою организацию, являются мир, дружба и жвачка. Но внедрять это придется насильно, т.е. не с зеленого/оранжевого уровня спиральной динамики, а с красного). А значит, никакого реального мира с дружбой и жвачкой не будет – только в ваших фантазиях. Зря потратите время и деньги: реальность покажет ожиданиям фигу.

Ставку нужно делать на тот драйвер развития, который соответствует стадии развития вашей компании.

Цените каждый этап жизненного цикла, тогда вам будет по плечу любой кризис, который неизбежен в нашем мире.

Автор: Татьяна Иванова, к.э.н., бизнес-тренер, психолог

Больше интересного от автора по этой теме:

https://t.me/psydynamics
https://psydynamics.ru/