Представьте, что в глубинах беспощадного моря бушует стихия, способная поглотить всё на своём пути.
Вода ревёт, волны поднимаются до небес, и нет ни одного спасительного островка надежды.
15 сентября 1976 года команда танкера «Баскунчак» встретилась лицом к лицу с таким страшным испытанием.
Этот день стал трагическим финалом для 35 смелых моряков, которые не вернулись домой.
Их история – это история не просто погибшего судна, а история героизма и мужества, о которых стоит помнить каждому.
12 сентября 1976 года танкер «Баскунчак» под командованием капитана дальнего плавания Владимира Поварова вышел из порта Чумикан на обратный курс в Находку.
Среди 35 членов экипажа были четверо курсантов мореходной школы, для которых этот рейс был первым шагом на пути к мечте стать моряками.
Юные парни, полные надежд и амбиций, только начинали своё путешествие в мир морских приключений.
Но, к сожалению, судьба распорядилась иначе.
14 сентября 1976 года, когда танкер находился в Японском море, капитан Поваров получил предупреждение о надвигающемся тайфуне «Фрэн».
Это был один из самых мощных тайфунов десятилетия, вызвавший сильнейший шторм.
Волны высотой до девяти метров стали страшной реальностью для экипажа. Тем не менее, танкер продолжал свой путь, несмотря на суровые погодные условия.
Капитан корабля получил радиограмму о штормовом предупреждении и некоторое время регулярно сообщал о состоянии погоды и обстановке на судне.
В 00 часов ожидался очередной сеанс связи. Но радио молчало.
В ту ночь в радиоцентре дежурила опытнейший радиооператор Лидия Петровна Карелова.
Ту бесконечно длинную, тревожную ночь ей не забыть никогда.
Вот что она вспоминает: « В Находке уже вовсю хозяйничал тайфун. На смену добиралась под проливным дождём. Ураганный ветер сбивал с ног. Дежурство обещало быть трудным. В наушниках сплошной шум, свист. Ни одного внятного звука. Ветер усиливался. И вдруг в 18:43 Москвы раздался отчётливый сигнал бедствия. Душа похолодела. Беда! Просил помощи «малышок», танкер «Баскунчак», возвращавшийся из рейса в Находку. Шторм настиг его в Японском море, у северных берегов Приморья. Начальник радиостанции сумел сообщить, что волной смыло за борт двух человек. Машина вышла из строя, судно неуправляемо. Через минуту сигнал бедствия повторился. Изо всех сил давлю на ключ, умоляю судового радиста выйти на связь. Молчание. Срочно связываюсь с диспетчером пароходства. По тревоге поднимается командный состав. Объявляю радиопоиск. Рядом с терпящими бедствие моряками никого...».
Важная деталь, которая сыграла роковую роль в этой истории, – это незакрытые горловины грузовых танков.
Экипаж использовал благоприятные условия для дегазации танков после разгрузки.
Однако, когда тайфун настиг танкер, ситуация изменилась. Через открытые горловины в танки стала поступать забортная вода, что привело к критическому крену судна. В этот момент экипаж начал борьбу за выживание.
В ночь на 15 сентября, в условиях бушующего шторма, радиостанция Приморского морского пароходства получила сигнал бедствия от танкера «Баскунчак».
Экипаж сообщал о неисправности главного двигателя и невозможности управления судном. Последние слова, переданные с борта, были: «Покидаем борт судна. Конец связи». Это был финал – сигнал, после которого судно исчезло в морской пучине.
Поисковые операции, организованные Приморским и Дальневосточным пароходствами, не принесли результатов.
Были найдены только обломки судна и спасательные плоты, но никого из экипажа спасти не удалось. Половина погибших моряков были совсем молоды, им было всего по 20 лет.
24 сентября комиссия по расследованию причин крушения пришла к выводу, что основной причиной трагедии стали незакрытые во время шторма горловины грузовых танков.
Однако никакие выводы и анализы не смогут вернуть тех, кто стал жертвой этой стихии.
Тела моряков, обнаруженные во время поисковой операции, были захоронены на отдельном участке городского кладбища г. Находка.
В 1978 году, по инициативе руководства Приморского морского пароходства, на месте захоронения был установлен Мемориал памяти экипажу танкера «Баскунчак».
На огороженной площадке установлены 10 надгробий с именами погибших, датами их рождения и гибели, стела с полным списком экипажа и скульптурными фигурами - скорбящей женщины и моряка
Морская стихия самая мощная, непредсказуемая и неуправляемая на земле. Море не прощает ошибок и легкомыслия.
Никому и никогда.
Те, кто рискнул посвятить себя морской профессии, знают, что море любит сильных, отважных и опытных людей, которые относится к нему с уважением и почтением к его могуче силе.
Трагедии на море происходили во все времена. Не редкость они и в наши дни. Судьба танкера «Баскунчак» - печальное подтверждение того, что с морем шутить опасно.