Фильм ставший предтечей фильма Человек - паук 2002 года и один из самых недооцененных фильмов Сэма Рейми.
Фильм Человек тьмы 1990 года приписывают к кинокомиксам и супергероике, но ими он является только стилистически. Это один из редких примеров когда супергерой не был взят из комиксов, а попал в них из кино.
В свое время Рейми хотел экранизировать Тень - нуарного супергероя из радиоспектаклей 30-х, но увы не срослось. Тогда режиссер решил создать своего персонажа и выпустить кино все же в комиксной манере, благо, что начитанность в комиксах у режиссера была.
Я не считаю фильм каким то проходным, даже наоборот, в наши времена однообразной супергероики фильм неплохо выделяется из общей массы.
Что ж разберем его и глянем чем же фильм интересен.
Сюжет
Сам по себе сюжет в фильме довольно простой и сильно вдохновлен комиксами 60-х, которые так любит Сэм Рейми.
Ученый Пэйтон Уэстлэйк работает над созданием искусственной кожи, но эксперимент раз за разом терпит крах.
В это время его девушка, Джули, работающая юристом, обнаруживает документ, компрометирующий застройщика Луи Старка. При встрече Старк оправдывает незаконные действия благими целями. Созданием нового города и обеспечением людей кучей рабочих мест. Но в то же время Старк предупреждает девушку, что за документом охотится и мафиози, имеющий виды на землю для нового города.
И вот в лабораторию Уэстлэйка врываются бандиты во главе с тем самым мафиози в поисках документа. Бандиты пытают ученого, находят документ и взрывают лабораторию.
Уэстлэйк чудом выживает, но уже в сильно измененном виде. Он сильно изуродован, его мучает душевная боль, а побочным действием спасения жизни стали неконтролируемые эмоции и нечувствительность к физической боли. И вот уже бывший ученый решает отомстить бандитам.
Персонаж
От типичной супергероики сюжет отличает то, что героем Человек тьмы так и не стал. Его методы жестоки, а главная мотивация - это месть и возвращение человеческого облика с помощью своего изобретения .
Вообще изобретению Уэстлэйка в фильме и в продолжениях уделено довольно много времени. Оно служит как мотивацией для главного героя, так и орудием мести преступникам. Еще интересно, что зачастую главный герой использует в качестве орудия свой ум, а не кулаки.
Также довольно много времени уделено эмоциям главного героя. Лиам Нисон, которому хорошо удаются драматические роли, отлично воплотил своего персонажа. У Человека тьмы на протяжении фильма случаются приступы агрессии, отчаяния, сумашествия и все это хорошо отыграно.
Атмосфера
На атмосфере пожалуй держится весь фильм.
У фильма очень хорошая операторская работа. Вообще самим ракурсам съемки и переходам между сценами Сэм Рейми уделяет огромное внимание, выдерживая все в своем фирменном стиле. Во многих сценах стилистически узнаются как Зловещие мертвецы, так и Человек-паук, снятый позже.
А что еще придает атмосферу? Конечно же саундтрек. Именно с Человека тьмы пошло долгоиграющее сотрудничество Рейми и Дэнни Эльфмана.
По музыке Человек тьмы опять же является предтечей Человека - паука 2002 года, своей мрачной сказочностью, погружая в атмосферу уже с титров.
К тому же к 1990 году Эльфман успел поработать над Бэтменом 1989 года, подарив лучший саундтрек к франшизе.
В целом фильм по атмосфере отсылается немного на нуар, немного на классические фильмы ужасов. И это все с чуточкой фирменного стёба Рейми дает что то интересное.
Еще стоит отметить, что это один из немногих фильмов, в котором несовершенство спецэффектов идет в пользу. Грим у главного героя хорош, но то, что снято на хромакей выглядит не сильно правдоподобно. Но это лично мне например глаз не режет ибо во первых, это хорошо сочетается с операторской работой в фильме, во вторых передает атмосферу фантастики того времени, в третьих это идет в тему тем сценам, где задействовано.
Также есть огрехи по компьютерной графике, но это 1990 год, тогда графика вообще была в диковинку.
Итог
Как проба пера в супергероике, для режиссера, снимавшего прежде ужастики, фильм смотрится отлично. А учитывая каким получится Человек-паук через 12 лет...
Но и обычной супергероикой фильм не является. Это скорее фантастика с элементами экшна. Вообще фильм своим сюжетом и атмосферой мне напомнил Спауна, только более приземленного и без мистики.
Увы, но все достоинства фильма потерялись в продолжениях, которые как раз и стали больше кинокомиксами. В них нет Сэма Рейми, Лиама Ниссона и музыки Дэнни Эльфмана, что уже делает фильмы на порядок хуже, не касаясь сюжета.
Вообще сейчас с индивидуальной атмосферой в кинокомиксах туго (да и в кино в целом), они снимаются по большей части для фанатов и весьма однообразно. В отрыве от комикса они воспринимаются хуже, но если брать старые фильмы 80-х - 2000-х, то они и в отрыве от комикса смотрелись хорошо.
Человек тьмы как раз один из таких фильмов и его стоит посмотреть.