Найти в Дзене
Popular culture

Человек тьмы. Необычный кинокомикс

Оглавление

Фильм ставший предтечей фильма Человек - паук 2002 года и один из самых недооцененных фильмов Сэма Рейми.

Фильм Человек тьмы 1990 года приписывают к кинокомиксам и супергероике, но ими он является только стилистически. Это один из редких примеров когда супергерой не был взят из комиксов, а попал в них из кино.

В свое время Рейми хотел экранизировать Тень - нуарного супергероя из радиоспектаклей 30-х, но увы не срослось. Тогда режиссер решил создать своего персонажа и выпустить кино все же в комиксной манере, благо, что начитанность в комиксах у режиссера была.

А Тень все же экранизировали в 1994 году, но это уже отдельная история
А Тень все же экранизировали в 1994 году, но это уже отдельная история

Я не считаю фильм каким то проходным, даже наоборот, в наши времена однообразной супергероики фильм неплохо выделяется из общей массы.

Что ж разберем его и глянем чем же фильм интересен.

Сюжет

Сам по себе сюжет в фильме довольно простой и сильно вдохновлен комиксами 60-х, которые так любит Сэм Рейми.

Ученый Пэйтон Уэстлэйк работает над созданием искусственной кожи, но эксперимент раз за разом терпит крах.

В это время его девушка, Джули, работающая юристом, обнаруживает документ, компрометирующий застройщика Луи Старка. При встрече Старк оправдывает незаконные действия благими целями. Созданием нового города и обеспечением людей кучей рабочих мест. Но в то же время Старк предупреждает девушку, что за документом охотится и мафиози, имеющий виды на землю для нового города.

То, во что главный герой превратился после нападения бандитов
То, во что главный герой превратился после нападения бандитов

И вот в лабораторию Уэстлэйка врываются бандиты во главе с тем самым мафиози в поисках документа. Бандиты пытают ученого, находят документ и взрывают лабораторию.

Человек Тьмы не чувствует боль от увечий, но сильно чувствует боль душевную
Человек Тьмы не чувствует боль от увечий, но сильно чувствует боль душевную

Уэстлэйк чудом выживает, но уже в сильно измененном виде. Он сильно изуродован, его мучает душевная боль, а побочным действием спасения жизни стали неконтролируемые эмоции и нечувствительность к физической боли. И вот уже бывший ученый решает отомстить бандитам.

Персонаж

От типичной супергероики сюжет отличает то, что героем Человек тьмы так и не стал. Его методы жестоки, а главная мотивация - это месть и возвращение человеческого облика с помощью своего изобретения .

Вообще изобретению Уэстлэйка в фильме и в продолжениях уделено довольно много времени. Оно служит как мотивацией для главного героя, так и орудием мести преступникам. Еще интересно, что зачастую главный герой использует в качестве орудия свой ум, а не кулаки.

Также довольно много времени уделено эмоциям главного героя. Лиам Нисон, которому хорошо удаются драматические роли, отлично воплотил своего персонажа. У Человека тьмы на протяжении фильма случаются приступы агрессии, отчаяния, сумашествия и все это хорошо отыграно.

Атмосфера

На атмосфере пожалуй держится весь фильм.

У фильма очень хорошая операторская работа. Вообще самим ракурсам съемки и переходам между сценами Сэм Рейми уделяет огромное внимание, выдерживая все в своем фирменном стиле. Во многих сценах стилистически узнаются как Зловещие мертвецы, так и Человек-паук, снятый позже.

А что еще придает атмосферу? Конечно же саундтрек. Именно с Человека тьмы пошло долгоиграющее сотрудничество Рейми и Дэнни Эльфмана.

По музыке Человек тьмы опять же является предтечей Человека - паука 2002 года, своей мрачной сказочностью, погружая в атмосферу уже с титров.

К тому же к 1990 году Эльфман успел поработать над Бэтменом 1989 года, подарив лучший саундтрек к франшизе.

В целом фильм по атмосфере отсылается немного на нуар, немного на классические фильмы ужасов. И это все с чуточкой фирменного стёба Рейми дает что то интересное.

Иногда плохой хромакей очень даже в тему
Иногда плохой хромакей очень даже в тему

Еще стоит отметить, что это один из немногих фильмов, в котором несовершенство спецэффектов идет в пользу. Грим у главного героя хорош, но то, что снято на хромакей выглядит не сильно правдоподобно. Но это лично мне например глаз не режет ибо во первых, это хорошо сочетается с операторской работой в фильме, во вторых передает атмосферу фантастики того времени, в третьих это идет в тему тем сценам, где задействовано.

Также есть огрехи по компьютерной графике, но это 1990 год, тогда графика вообще была в диковинку.

Итог

Как проба пера в супергероике, для режиссера, снимавшего прежде ужастики, фильм смотрится отлично. А учитывая каким получится Человек-паук через 12 лет...

Но и обычной супергероикой фильм не является. Это скорее фантастика с элементами экшна. Вообще фильм своим сюжетом и атмосферой мне напомнил Спауна, только более приземленного и без мистики.

Увы, но все достоинства фильма потерялись в продолжениях, которые как раз и стали больше кинокомиксами. В них нет Сэма Рейми, Лиама Ниссона и музыки Дэнни Эльфмана, что уже делает фильмы на порядок хуже, не касаясь сюжета.

Вообще сейчас с индивидуальной атмосферой в кинокомиксах туго (да и в кино в целом), они снимаются по большей части для фанатов и весьма однообразно. В отрыве от комикса они воспринимаются хуже, но если брать старые фильмы 80-х - 2000-х, то они и в отрыве от комикса смотрелись хорошо.

Человек тьмы как раз один из таких фильмов и его стоит посмотреть.