Новые изменения в законе о рекламе: учет данных и маркировка креатива
В последнее время наблюдается тенденция к более жёсткому регулированию цифровой среды в нашей стране. Теперь креативным продуктам можно присваивать специальные токены. Органы власти будут использовать для этого специального оператора рекламных данных.
Компании будут заключать договоры с оператором и отправлять через него информацию в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). В креативе будет размещаться ссылка на рекламодателя и общая пометка о том, что это реклама. На первый взгляд эти нововведения могут показаться сложными для понимания. Однако специалисты подробно объяснили суть процесса, который поможет правильно выстроить отношения между участниками рекламного рынка.
В закон о рекламе добавили статью 18.1, которая регламентирует размещение рекламы в интернете. Теперь за этим процессом будет следить РКН. Изменения предполагают обязанность операторов рекламной системы, рекламодателей и распространителей рекламы отправлять в Роскомнадзор сведения о рекламе, размещаемой в цифровом пространстве. Эти данные будут сохраняться в ЕРИР, и доступ к реестру будет у ФНС и ФАС. Кроме того, реклама будет размещаться с особым идентификатором и ссылкой.
Изменения вступили в силу в начале сентября этого года. С момента принятия этих поправок в интернете появилось множество жалоб со стороны рекламных агентств. Сотрудники этой сферы говорят, что их деятельность стала намного сложнее. К сожалению, со временем ситуация не улучшилась. Специалисты утверждают, что в этой области царит настоящий хаос.
- Что конкретно нужно маркировать и кто это обязан делать
Изменения коснутся рекламы, предназначенной для российских потребителей. Это касается баннеров, графических и текстовых блоков, видеороликов, аудио и прямых трансляций. Даже кружки, записанные в Telegram, теперь должны быть обозначены идентификатором и рекламной пометкой со ссылкой на рекламодателя.
Соблюдать правила должны не только российские агентства, но и зарубежные. Закон распространяется и на физических лиц, не имеющих статуса. Это означает, что любые блогеры, авторы каналов и публичных страниц должны маркировать каждый рекламный креатив.
Однако есть исключения. В Единый реестр рекламы (ЕРИР) не нужно отправлять информацию:
* рекламодателям, которые обладают исключительным правом на рекламируемый объект, или компаниям, рекламирующим собственные товары и услуги. По договору они должны передать информацию в реестр ОРД или непосредственным распространителям рекламы;
* распространителям социальной рекламы.
Информация будет отправляться в ЕРИР через ОРД. Выбор оператора зависит от решения властей. Цель ОРД — установить факт распространения рекламного контента в цифровой среде и передать информацию об этом в реестр. Сегодня эту функцию могут выполнять семь компаний.
- Как осуществляется передача информации о рекламе в реестр
Участник рекламного рынка обязан заключить договор с оператором реестра (ОРД). Через ОРД можно передавать данные. Регистрацию в реестре можно пройти через портал Госуслуг.
Взаимодействие с ОРД доступно каждому участнику рынка, но не все участники обязаны заключать договор с оператором. Это зависит от того, каким образом компании и частные лица передают информацию. Важно не забывать отправлять все необходимые данные, которые указаны в законе.
Оператор передаёт сведения в реестр в соответствии с Постановлением от 30.05.22 № 1362-р. Подача информации происходит в два этапа. Сначала необходимо зарегистрировать креатив, для этого участники рекламного рынка отправляют ОРД вводные данные. Кроме данных о креативе, передаются реквизиты средств для рекламного распространения, которые используются в информационных системах. Все эти действия должны быть выполнены в конкретные сроки.
С помощью оператора каждому рекламному креативу присваивается идентификационный номер. Затем этот номер вставляется непосредственно в рекламу. Например, если блогер в своём видео на YouTube рассказывает об онлайн-магазине, в видео должен быть размещён идентификатор, присвоенный этому креативу ОРД. Кроме того, реклама должна быть маркирована соответствующим значением и отсылкой на рекламодателя.
После этого информация передаётся в реестр, но уже после проведения рекламной кампании. В этой ситуации сведения переносятся в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) по факту реализации рекламы — в течение 30 дней после её размещения. Кроме того, на этом этапе нужно зарегистрировать акты проделанной работы и итоговую статистику.
- Взаимодействие с операторами
Юристы отмечают, что процесс передачи информации в реестр имеет свои особенности в зависимости от конкретного оператора. Большинство операторов рекламных данных (ОРД) предоставляют рекламодателям и распространителям рекламы личный кабинет, где можно внести необходимые сведения. После этого информация аккумулируется и отправляется в реестр.
Некоторые операторы также имеют функцию верификации данных, то есть проверки информации на наличие ошибок. Если система обнаруживает неточность, пользователь получает соответствующее сообщение и может сразу же внести необходимые исправления.
Для лучшего понимания процедуры многие эксперты используют в качестве примера платформу Яндекс и оператора, предоставляемого этой компанией. В договоре между агентством и рекламодателем может быть прописано, кто именно обязан передавать информацию о рекламной кампании. Если это агентство, то именно оно вносит сведения в личном кабинете системы Яндекс. При этом ответственность за достоверность информации несут обе стороны, независимо от того, кто именно передаёт данные оператору.
Отношения между оператором и рекламным агентством строятся на основе оферты на оказание услуг, в которой есть условие о передаче рекламы в Единый реестр рекламы (ЕРИР). Яндекс является одним из таких операторов рекламных данных. Таким образом, правовые отношения устанавливаются между оператором рекламных данных и оператором. Первая сторона самостоятельно передаёт информацию оператору и получает идентификатор, который затем присваивается рекламе, распространяющейся с токеном.
- Построение отношений в рекламной цепочке
Эксперты рекомендуют агентствам заранее заказать аудит своей деятельности. Этот анализ должен охватывать все аспекты работы. Необходимо выяснить, кто и в каком объёме передаёт информацию.
Часто компании не уделяют должного внимания своим продуктовым сайтам, на которых они одновременно выступают и в роли распространителей, и в роли рекламодателей. Специалисты советуют собрать все данные, чтобы ОРД (оператор рекламных данных) получал информацию только от одного источника.
В договорах с операторами следует учесть следующие моменты:
* Определить лицо, которое будет передавать информацию ОРД или участвующему в цепочке оператору. Если сведения передаются не напрямую, а через лицо в цепочке, например, ОРС (оператор рекламных систем), необходимо получить согласие этого лица на предоставление информации другим участникам процесса.
* Разграничить сферы ответственности всех участников за достоверность и состав предоставляемых данных.
Эксперты отмечают, что из-за значительных изменений в рекламной сфере уже сегодня необходимо внести соответствующие изменения в договоры с компаниями, ОРС и распространителями рекламы.
- Последствия непередачи данных в реестр
На данный момент законодательством не предусмотрена отдельная ответственность за непредоставление информации в Единый реестр рекламы (ЕРИР). Однако участники рынка могут быть оштрафованы по части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ за нарушение правил ведения рекламной деятельности.
Согласно закону, за любое нарушение правил ведения рекламы предусмотрен штраф. Для физических лиц штраф составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тысяч рублей, а для организаций — от 100 до 500 тысяч рублей.
Важно отметить, что до весны 2023 года участники рынка не будут нести ответственность за отсутствие маркировки. Однако следует учитывать, что Роскомнадзор не закрепил это объявление на законодательном уровне, поэтому риски всё равно остаются.
Некоторые эксперты отмечают, что стоит обратить внимание на практику применения права по административным спорам. Обычно, если лицо не имело объективной возможности предоставить данные в Роскомнадзор, суд не привлекал его к административной ответственности.
Специалисты также говорят о том, что большая часть рекламного рынка не регулируется. Очевидно, что именно этот факт спровоцировал появление нововведений. Государство стремится установить полный контроль за потоком средств в рекламной сфере. Благодаря изменениям, основную половину скрытой рекламы получится замаркировать. Таким образом, пользователи будут понимать, какой именно контент является рекламным. Однако это не означает, что отдельные сайты и блогеры перестанут использовать теневую рекламу. Скорее всего, многие будут игнорировать требования закона.
Отдельно стоит упомянуть зарубежных рекламодателей. Фактически у них нет возможности работать с ЕРИР, так как для доступа требуется авторизация на портале Госуслуг. Эксперты считают, что закон вступил в силу раньше положенного времени, и процесс его реализации во многом не был доработан. Например, несмотря на то, что закон действует с сентября, список объектов рекламирования был определён только к ноябрю.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!