В конце июля состоялась совместная экспедиция лабораторий традиционной культуры Дебёсского и Красногорского районов.
Совместная экспедиция двух «северных» лабораторий традиционной культуры – Дебёсского и Красногорского районов Удмуртии – задумывалась давно. Особенно после того, как в ходе исследований обнаружился интересный факт. Когда-то, много лет назад, существовала пешеходная дорога ли, заповедная тропа ли из старообрядческих Баранов Красногорского района в «дальние», тоже старообрядческие Смольники Дебёсского района, по которой жители обеих деревень ходили другу к другу в гости, обычно на праздники. Дорога занимала целый день: рано утром, часов в пять-шесть, путники выходили из дому, а к вечеру добирались до цели своего путешествия – другой деревни. В порыве вдохновения мелькнуло даже предложение: обнаружить ту тропу и пройтись по ней. Но… заросла она уже, наверное, давным-давно, да и времена нынче другие, непешеходные. А вот провести совместную экспедицию двух лабораторий в одну из деревень Красногорского района оказалось очень даже возможным. И в июле она состоялась. Галина Опарина, Екатерина Боброва и Светлана Ельцова побывали в селе Дёбы Красногорского района, где записали удмуртские и русские песни.
Ценность такой совместной экспедиции – прежде всего в обмене опытом фольклорной практики наших лабораторий. При общности методик каждый исследователь обладает собственными навыками, а то и секретами, экспедиционной работы. А учиться друг у друга, обмениваться знаниями, делиться не всегда очевидным, но важным при беседе с пожилыми информантами мастерством интервьюирования, осваивать современную звукозаписывающую технику намного эффективнее в полевых условиях. И первая совместная – двуязычная, удмуртско-русская! – экспедиция стала именно таким обменом практическим опытом между лабораториями Дебёсского и Красногорского районов. И, конечно, пополнила Публичный архив новыми аудио- и видеозаписями.
Особенно ждала этой экспедиции и с волнением готовилась к ней руководитель лаборатории Дебёсского района Галина Опарина. Для нее, уроженки деревни Удмуртский Караул Красногорского района, это прежде всего возвращение на родину и взгляд зрелого фольклориста на традиции своих родных мест спустя десятилетия. Что сохранилось из прошлого, что изменилось за эти годы? Для Галины Вениаминовны экспедиционный выезд не ограничился селом Дёбы – она побывала и в родном Удмуртском Карауле, и в селе Красногорском на празднике «Выль ӝук», на мастер-классе «Плетение из лозы» у семьи Фёдоровых из деревни Тараканово.
– Организовать встречу с бабушками в селе Дёбы, центральной усадьбе совхоза «Качкашурский», нам помогла менеджер Дома удмуртской культуры «Жильыртӥсь ошмес» Евгения Валентиновна Мартьянова, – рассказывает об экспедиции Галина Опарина. – Я была удивлена и обрадована, что бабушки собрались и в Дёбах, и в Удмуртском Карауле. Такие они еще голосистые, и песен знают много: и церковных, и старинных, и советских. Так что я записала и песни 50-х-60-х годов, свадебные и рекрутские напевы, поминальный напев, воспоминания об обрядах «Пинал пыртон» (крещение ребёнка), «Виро» (поминки через три года после похорон), «Крень юон» (гуляние после Масленицы), «Чача октон» (сбор кусочков ткани в чистый Четверг), «Куно сектан» (угощение гостей). Людмила Геннадьевна Васильева, старожил села Дёбы, рассказывала о старых улицах села, вспомнила как ещё работала школа с разными отдельными корпусами, клуб у пруда, деревянная церковь.
– А что-то новое, неожиданное для себя вы обнаружили?
– Мне говорили, что ещё можно найти? Нет уже тех бабушек, которые пели. Для меня это не ново, но всё же очень надеялась, что мои хорошо знакомые односельчане расскажут про поминальный обряд «Виро», который проводится через три года после похорон, и споют те песни, которые мне напели женщины в Дебёсском районе, проживавшие до 1950-х годов в д. Удмуртский Караул. И они рассказали и спели именно те песни, которые я уже слышала: «Рекрутский напев», «Свадебный напев», «У придворного столба» и другие. А это значит, что традиция живёт. Рассказали про знакомые и незнакомые обряды удмуртов.
Очень интересный обряд «Чача октон» – в Великий Четверг ходили по домам и собирали кусочки ткани. А потом из этих кусочков делали кукол, кроватки для кукол… А мамы даже шили какие-то нужные вещи. Еще вспоминали, как на второй день после Масленицы они собирали друг друга на «Кирень юон» в гости. Ходили по домам с шестом, на который завязывали платочки. Кто придет на это веселье, тот привязывал на шест платочек, кто не придет, тот не привязывал. А потом приходили, веселились и забирали свои платочки. Об этом я услышала впервые, вот это меня удивило.
Отдельное открытие – старинные удмуртские костюмы. Мне говорили, что в Красногорском районе почти не сохранилось старинных образцов удмуртских костюмов. Я была в восторге, когда мне показали столько юбок, платьев, вышитых полотенец! В Доме удмуртской культуры в Дёбах – у них есть свой небольшой музей. И такое ткачество, такие узоры интересные. И лапти с каблуками! А юбочки – они с оборками. В Дебёсском районе я уже находила юбки с оборками, и вот – в Красногорском тоже. Домотканые, пестрядь… Синеватые, сиреневатые есть оттенки. В Удмуртском Карауле Глафира Вениаминовна Невоструева меня завела в амбар – три сундука стоят и хранят до сих пор и старинную и современную одежду! И мне подарила часть своих работ, которые выполнила в молодости.
Каждый день я открывала что-то новое. В Карауле мне женщины сказали, что в Красногорье живет уроженка деревни Элихонида Вячеславовна Барбарисова, которая хорошо знает поминальный напев и обряд, потому что его проводил ее дед, а потом дядя. И мы встретились. Спела и поминальный напев и свадебный. И не удержалась от танца – ну как можно петь свадебный напев сидя? Ноги сами идут в пляс. Она надела бабушкино платье и удивила даже свою подругу Валентину Николаевну Псарёву. Она родом из Кировской области. Традиционные календарно-обрядовые праздники не отмечали, мама была ярой коммунисткой. Но хорошо помнит хозяйство и русский быт дедушки с бабушкой. Вот так не только я открывала заново своих знакомых, но и они друг друга.
В Красногорском мне довелось побывать на празднике «Выль ӝук» (Каша нового урожая). Организаторы – сотрудники детского дома. Не первый год проводят они этот праздник. Южные удмурты отмечают «Выль», а у нас он всегда назывался Ильин день. «Вир кисьтоно», – говорила моя мама, и обязательно к этому дню закалывали барана. Выкапывали картошку, накрывали стол продуктами нового урожая, молились. А потом шли на кладбище. И мы на празднике пробовали кашу с крупой нового помола, табани, чай с травами, пели, плясали, играли.
Я встретила на празднике двух гармонистов – Любовь Александровну Алексееву из деревни Малягурт и Валерия Павловича Дьяконова из деревни Агриколь. Сыграли они мне от души свои плясовые мелодии. Решили, что ещё встретимся. Надеюсь, скоро.
Вечерами в Дёбах я записывала свою старшую сестру, Татьяну Вениаминовну Борисову: она работала в школе краеведом, сейчас на пенсии. И вместе с ней мы писали, рисовали по дворам удмуртско-караульские рода – кто и где жил, какие дома соединяются в один род, какие рода были самые большие в деревне. Вспоминали и записывали, как называются окрестности, леса.
Среди информантов деревни Удмуртский Караул были и мужчины – а это не так часто встречается! Николай Афанасьевич Невоструев показал, как настраивать косу, как приделывают нож к ручке (помню, так делал и отец). Еще показал короба – ловушки для пчел, которые подвешивают на высокое дерево. «Как, – говорю, – в таком возрасте вы поднимаете такие тяжелые короба, укрепляете на дереве?» А он смеется: «Раньше я, как белка, скакал!» А ещё он заядлый рыбак и грибник. Леонид Николаевич Борисов, уроженец деревни, вспомнил песню, которую они пели в молодости – «Это чудное танго». Как приятно, когда мужчины поют, да ещё старые песни!
Из экспедиций я вернулась с большим багажом и радостным настроением. В целом у меня возникло ощущение, что всё это не зря, что многим это ещё интересно. И я очень этому рада.
– Экспедиционные встречи – это же вдохновение. И не только для фольклориста, но и для информантов. Идет взаимная подпитка энергией…
– Да. И я так рада, что записанное останется у них, что все это можно будет вернуть. Вот, например, в Дёбах участницы ансамбля «Тюрагай» могут пополнить концертный репертуар этими песнями. Чужие напевы останутся чужими, в то время как свой, родной, под боком.
Первая наша экспедиция к удмуртам Красногорского района зародила надежду и потребность побывать и в других удмуртских деревнях моей родины.
Мы благодарим всех информантов экспедиций лабораторий традиционной культуры Дебёсского и Красногорского районов: жителей села Дёбы – Валентину Ивановну Чупину, Людмилу Александровну Князеву, Любовь Николаевну Поторочину, Людмилу Геннадьевну Васильеву, Татьяну Вениаминовну Борисову, Леонида Николаевича Борисова, Евгению Валентиновну Мартьянову, Юлию Сергеевну Яковлеву, Валентину Вениаминовну Ворончихину; жителей деревни Удмуртский Караул – Глафиру Вениаминовну Невоструеву, Галину Сергеевну Невоструеву, Галину Анатольевну Ворончихину, Августу Евгеньевну Поторочину, Капиталину Валерьяновну Невоструеву, Фаину Николаевну Невоструеву; жителей села Красногорское – Элихониду Вячеславовну Барбарисову, Валентину Николаевну Псарёву, Сергея Федоровича Алексеева, жительницу деревни Малягурт Любовь Александровну Алексееву и жителя деревни Агриколь Валерия Павловича Дьяконова, семейную пару Фёдоровых д. Тараканово. Спасибо за помощь в предоставлении транспорта заместителю начальника территориального отдела «Дёбинское» Надежде Николаевне Дорофеевой.
Беседовала Светлана Мальцева.
Фото, аудио, видео – Галина Опарина.
Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #фондпотанина25