Найти тему
Авиатехник

Неправильный взлет привел к крушению вертолета Ми-8 в тайге. Расследование катастрофы, август 1976 года

26 августа 1976 года экипаж вертолета Ми-8 (СССР-25928) из 331-го летного отряда выполнял полет по обслуживанию геодезической экспедиции. Маршрут пролегал от населенного пункта Ларьяк до двух точек в квадратах 160 и 161, и обратно в Ларьяк. После посадок в Сосновом Бору и на первой точке, вертолет прибыл на вторую точку, расположенную в 140 км к востоку от Ларьяка. На борту находились 3 служебных пассажира и 300 кг груза. Во время погрузки к ним добавилось еще 6 пассажиров и 1200 кг груза. Фактический вес груза составил 1650 кг, а полетный вес вертолета - 11167 кг, что не превышало допустимые ограничения.

Ми-8
Ми-8

Взлет производился с вырубленной на болотистом участке площадки размером 150х65 м, окруженной лесом высотой 10-12 м. Погодные условия были умеренными: облачность 7-10 баллов, видимость 10 км, ветер юго-западный 3-5 м/с, температура +25°С.

Экипаж осуществил контрольное висение, но не снизился до высоты 1-1,5 м для набора скорости, а сразу перевел вертолет в разгон на высоте 3 м. Взлет производился с курсом 160° при боковом ветре до 5 м/с.

При преодолении лесного массива, экипаж, вместо того, чтобы увеличить скорость, взял ручку циклического шага "на себя", что привело к потере поступательной скорости и просадке вертолета в деревья. Командир, пытаясь удержать машину, приказал бортмеханику сбросить груз, но это не помогло. Вертолет с перетяженным несущим винтом зацепил лопастями за деревья, рухнул на левый борт и загорелся. Двое пассажиров погибли.

Расследование показало, что причиной катастрофы стало нарушение экипажем технологии взлета по-вертолетному с использованием "воздушной подушки". Неправильные действия пилотов при преодолении препятствий привели к потере скорости и последующему крушению.

Подпишитесь на канал Авиатехник в Telegram