К вопросу о валидности и надежности данных
Помимо того, что разные школы психотерапии понимают под эффективной терапией различные результаты, к тому же они разработали свои, часто довольно уникальные методы оценки эффективности.
Первое условие полезности и достоверности данных, полученных в результате любого исследование эффективности это надежность валидность методов оценки. Надежность означает, что показатель дает одинаковые результаты при многократном использовании (при условии отсутствия изменений в измеряемом объекте) и дает одинаковые результаты при использовании разными исследователями, то есть отвечает за соответствие такому научному критерию, как воспроизводимость. Валидность означает, что метод оценивает именно те результаты, которые он должен измерять, и предоставляет те данные, которые могут быть обобщены. Ни надежность, ни валидность не являются теоретическими понятиями; каждое из них устанавливается путем предварительного тестирования измерительного инструмента.
Использование критериев надежности и валидности приводит к тому, что определенные процессы измерения валидируются для измерения конкретных терапевтических эффектов. Так, например, один инструмент не может быть надежным и валидным для оценки улучшения состояния как при депрессии, так и при агорафобии; надежность и валидность, как минимум, должны быть установлены отдельно для каждого состояния. Кроме того, результаты имеют разное значение для пациентов, терапевта и заинтересованных третьих лиц. Валидность может зависеть от того, с чьей точки зрения оценивать инструмент измерения. Ниже описаны некоторые различия в измерительных инструментах, предназначенных для сбора данных от разных участников терапевтического процесса.
Оценка эффективности психотерапии со стороны пациентов
Сообщения пациентов о своих поведении, мыслях и чувствах представляют собой важные источники данных для исследования показателей эффективности психотерапии. Часто такие данные собираются в виде опросников или в ходе интервью. Несмотря на то, что эти данные чрезвычайно важны, их применение имеет ряд очевидных ограничений. При их применении следует учитывать частичную или полную неустранимость эффекта “фасада” (социальной желательности) и стремления к позитивной самопрезентации пациента. То есть пациенты могут преднамеренно или непреднамеренно искажать данные своих наблюдений, стремясь хорошо выглядеть в глазах исследования, в своих собственных, и из благодарности терапевту.
Одним из источников таких оценок является самоотчет пациента, в котором ему предлагается сообщать информацию об аспектах своего повседневного функционирования. Самоотчеты могут составляться в свободной форме или в виде ответов на заранее обозначенные вопросы. Для систематизации сбора данных используются инструменты, включающие стандартные вопросы, например, о времени нетрудоспособности, наличии чувства вины или субъективной степени удовлетворенности терапией. В настоящее время разработано несколько стандартизированных техник для самоотчетов, которые демонстрируют высокую надежность и валидность.
Другим вариантом методов оценки со стороны пациента являются психометрические опросники и личностные тесты, такие как Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI). Такие опросники, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенным типом измерительных инструментов, используемых как для диагностики, так и для оценки. В них содержатся различные вопросы о чувствах и мыслях респондента. Было показано, что пациенты, страдающие депрессией и тревогой, отвечают на эти вопросы по определенным схемам, то есть некоторые заболевания соответствуют определенному профилю результатов. Также в этих опросниках может присутствовать шкала лжи, которая помогает выявить пациентов, симулирующих или диссимулирующих симптомы. Помимо MMPI широко распространен Симптоматический опросник SCL-90 (Symptom Checklist-90), которые представляет собой клиническую тестовую и скрининговую методика, предназначенная для оценки выраженности психопатологической симптоматики у психиатрических пациентов и здоровых лиц. Его преимуществом является высокая валидность, краткость и широкая широта применения.
Оценка эффективности психотерапии со стороны ближайшего окружения пациента
Следующий источник данных - семья и ближайшее окружение пациента (друзья, коллеги). Данные о поведении и предполагаемых психических состояниях пациента, полученные от его ближайшего окружения, также используются для оценки результатов терапии. Ценность этих показателей о функционировании пациента может быть обусловлена большим объемом информации, которым располагают родственники, друзья и коллеги по работе, так как эти люди имеют возможность наблюдать пациента в повседневной жизни, в различных ситуациях. Хотя этот источник данных далек от объективности, в связи с тем, что собственные интересы, которые могут исказить данные, присутствуют и у ближайшего окружения пациента, а, значит, оно тоже может стремится к социальной желательности и позитивный самопрезентации. В опросниках для ближайшего окружения пациента могут быть отражены те сферы жизнедеятельности, которые имеют не такое большое значение для пациента, но важны для его семьи и работодателя. Например, в такие опросники включаются вопросы о нарушении пациентом трудового распорядка, насколько удовлетворительно он учится в учебном заведении или насколько его поведение нарушает или не нарушает обычный распорядок жизни семьи. Такие вопросы особенно важны, если задачей исследователя является оценка социальной полезности терапии. Валидизация этих методик осуществляется как путем сравнения наблюдений тех, кто знает пациента, друг с другом (например, членов семьи с коллегами по работе), и путем сопоставления этих данных с другими уже имеющимися сведениями о пациенте.
Оценка эффективности психотерапии со стороны терапевта
Оценка результатов терапии самим терапевтом и другими специалистами, задействованными в терапевтическом процессе - следующий важный источник данных об исходах терапии. С одной стороны, терапевт имеет уникальную перспективу оценки психотерапевтического процесса, с другой стороны, очевидно, что терапевт является заинтересованным лицом и подвержен эффекту Пигмалиона (то есть его личная заинтересованность и личные ожидание способны исказить данные). Это будет приводить к появлению артефактов в анализе результатов. В попытке устранить эту предвзятость в суждениях терапевтов о функционировании своих пациентов некоторые исследователи попробовали заимствовать некоторые технологии “слепого” метода, а именно: оценку пациента проводил другой специально обученный терапевт, который непосредственно не был вовлечен в терапию.
Оценка эффективности психотерапии со стороны общества
Еще один источник информации о функционировании пациента - “общественная” или “социальная” информация, которой в том числе владеют гос. учреждения (Measures From Community Members). Это объективная информация о частоте и сроках госпитализации, количестве дней временной утраты трудоспособности, числе обращений за психиатрической и не психиатрической медицинской помощью, данные об арестах и судимостях, сведения об инвалидности, сведения о доходах и так далее. Эта информации особенна ценна, если целью исследования является вопрос экономической эффективности психотерапии и ее полезности для общества в целом. Однако для использования в рамках оценки эффективности такие показатели должны быть проверены на достоверность и валидность.
Автор: Шарманова Евгения Андреевна
Врач-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru