Найти тему
NikRud

Вниманию родителей!! ДЕТИ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ (Беседа 1)

Оглавление

У родителей, кто видит своего ребенка в тренировочном зале боевых искусств, а таких с каждым годом становится все больше и больше, появляется огромное множество конкретных вопросов о правильности выбора этого пути. Эти вопросы необходимо решать, чтобы родители были уверены, что из их ребенка вырастет умный, сильный, образованный человек, умеющий не только постоять за себя, своих друзей, обиженного и слабого, но и быть образцом порядочного и культурного человека.

Автор предлагает цикл из 10 бесед, в которых в достаточно непринужденной форме он поговорит с такими родителями, и вместе с ними попытается найти правильный и надежный Путь для каждого ребенка.

Беседа 1

Идем записываться в секцию

Каждый год тысячи мам и пап приводят своих детей в тренировочные залы – додзё, где оттачивают свое мастерство любители боевых искусств. Но как узнать, правильно ли выбрана секция, приемлемы ли условия для тренировок, как оценить профессионализм и человеческие качества тренера, как будут проходить первые учебные занятия, что для этого надо, насколько это полезно для здоровья ребенка и будет ли обеспечена полная его безопасность, как воспитать в ребенке желание упорно и регулярно тренироваться и вообще, не рановато ли его привели в секцию боевых искусств?

Эти и еще многие десятки, а то и сотни вопросов возникают у родителей, выбравших для своего ребенка определенный вид боевых искусств и приведших его, пока еще совсем маленького, еще мало что знающего и понимающего, на порог зала, пропитанного духом борьбы, энергии и труда.

Эти беседы составлены автором по мотивам книги «Айкидо для тех, кому нет 7», написанных им на основе многолетнего опыта работы с детьми, в основном, младшего возраста. Эти беседы, автор на это очень рассчитывает, помогут родителям решить практически все возникающие вопросы, оставляя в них (родителях) обоснованную надежду на грамотно построенный тренировочный процесс, глубокие, искренние человеческие чувства и эмоции, здоровье и активность детей и их стремление к вершинам мастерства.

Автор также искренне надеется, что эти беседы могут оказать существенную помощь тренерам и инструкторам детских групп в клубах боевых искусств в организации тренировочного процесса и воспитании личностных качеств юных учеников.

Итак, начнем

Безусловно, все родители хотели бы, чтобы их ребенок был сильным, смелым, решительным и в любой ситуации сумел постоять за себя. То, что ему пока три годика, не очень смущает их, ведь он такой смышленый и активный, не сидит на месте и всюду сует свой нос.

– Почему рано? – искренне недоумевают они, приведя свое чадо в ближайшую секцию боевых искусств и получив отказ у старшего инструктора, – а когда же?

Не правда ли, знакомая ситуация? Краем уха услышав, что «постоять за себя» учат в школах и клубах каратэ, папа, крепко взяв за руку упирающегося сына, тащит его в полуподвал соседнего дома, где по слухам и обитает какое-то боевое искусство.

– Как это здесь нет каратэ, а что есть? Айкидо?! А это что еще за новости? Нет-нет, нам нужно именно каратэ.

Тоже знакомый диалог, не так ли?

Желание родителей воспитать своего ребенка в духе благородного рыцаря и отважного самурая понятно. Современная жизнь изобилует ситуациями, когда уже в самом юном возрасте ребенок иногда вынужден отстаивать свою безопасность, имущество или уважение других, не полагаясь на помощь родителей. И чем раньше, рассуждают папа с мамой, он научится это делать, тем лучше и спокойнее. Но вот как этого достичь? Конечно, нынешние родители, даже те, кто далеки от спорта, в общих чертах понимают, что кратчайший путь к заветной цели лежит через секции единоборств. Что такое единоборство тоже, в основном, понятно. В конце концов, мерились же силами былинные богатыри или утонченные мушкетеры. Один на один, честно и благородно. Да и сейчас, глядя в телевизоре на поединки стремительных боксеров и мощных борцов, убеждаешься в мысли, что быть мастером единоборств – это значит обеспечить себе безопасность в любой конфликтной ситуации. Но уж очень неприглядно выглядят на экране пот и кровь, синяки и ссадины, рассеченные брови и кровоточащие носы, а уж нокдаун или нокаут в боксе или бросок с приземлением на голову в борьбе, вообще вызывают оторопь. Конечно, хорошо быть победителем, но что же чувствует побежденный? Кстати, бокс – это единоборство или боевое искусство? А борьба? Интересные вопросы. Но об этом позже.

Вернемся к папе с сыном. Что же делать? Надо ли искать секцию каратэ, если рядом есть только секция айкидо? Можно ли вести ребенка в секцию бокса, если ему только четыре годика? Как обойтись без травм, синяков и шишек в процессе обучения? Что, в конце концов, дают тренировки в секциях единоборств? Силу, смелость, уверенность в себе? А, может, характер, выдержку, дисциплину? А как быть с вежливостью, уважением к старшим, благородством, ответственностью, гуманностью? Есть ли такой вид единоборств, который научит ребенка всему и как можно быстрее? Давайте разбираться. Но, прежде всего, не будем забывать, что речь пойдет о детях, которым еще нет семи лет, поэтому многие вопросы отпадут сами собой, хотя это не значит, что родители не получат ответы на многие из них. Все познается в сравнении, истина рождается в спорах, мерилом правды становятся опыт, знания и мастерство.

– Но вы же в заглавие своей книги вынесли слово «айкидо»? – спросит заинтересованный родитель, – значит, речь пойдет именно о нем?

Да, речь пойдет об айкидо, хотя ваш собеседник испытывает глубочайшее уважение к любому виду классических единоборств. Просто, призвав на помощь многолетний опыт работы с детьми разных возрастов именно в секциях айкидо, автор хочет побеседовать с теми родителями, которые выбрали именно этот замечательный вид традиционных японских боевых искусств.

Но будем объективны. Давайте представим, что выбор еще не сделан. Поэтому рассмотрим все «за» и «против». Для этого совершим небольшой экскурс в мир боевых искусств.

Что такое боевые искусства?

Итак, на семейном совете принято решение: ребенка пора отдавать в секцию боевых искусств, а то в садике его сегодня ударил один мальчик, а наш разревелся и побежал жаловаться воспитательнице. Ну, что ж, желание папы с мамой естественное и, возможно, своевременное (не ждать же пассивно, когда сына ударят еще раз). Смоделируем разговор родителей:

Мама: а в какую секцию боевых искусств мы его отдадим?

Папа: Я думаю, в секцию каратэ.

Мама: а почему именно в каратэ? Я слышала, что это очень жесткий вид, там бьют руками и ногами.

Папа: вот и хорошо, научится правильно бить, никто ему страшен не будет.

Мама: а я считаю, что главное не уметь бить, а уметь защитить себя.

Папа: ты, наверное, забыла древнюю истину: лучшая защита – это нападение.

Мама: ой, ну, да ладно, только что б без крови, синяков и шишек. А ты знаешь, где поблизости есть секция каратэ?

Папа: знаю, что в соседнем доме, в полуподвале, есть секция единоборств, но какая точно не знаю. Будем надеяться, что каратэ.

Мама: а с какого возраста в эти секции принимают? Нашему-то только четыре.

Папа: я думаю, в разных секциях по-разному. Но нашего возьмут точно, смотри какой он здоровый и шустрый.

Мама: А, кстати, каратэ – это что, единоборство или боевое искусство?

Папа: По-моему, это одно и то же.

Эти мама и папа – вполне современные молодые люди, но в разговоре они показали такое незнание темы, что может показаться, что они живут в позапрошлом веке. То, что они хотят лучшего для своего ребенка, это вполне естественно и похвально. Но, как гласит русская пословица, не зная броду, не суйся в воду. Это мы к тому, что, прежде чем тащить упирающегося ребенка в секцию боевых искусств, надо самим, хотя бы в общих чертах, представлять, что это такое. Ну, давайте вместе разбираться.

Итак, что такое боевые искусства и чем они отличаются от современных единоборств? Начнем с единоборств. Как следует из самого слова «единоборство» - это схватка «один на один». На сегодняшний день известно очень много видов единоборств: бокс, борьба, фехтование, самбо, дзюдо, каратэ, тэквондо, кикбоксинг, муай-тай и др. При всем разнообразии внешних атрибутов, спортивной одежды участников, способов ведения поединков, мест схваток и т.д., эти единоборства имеют одну общую, можно сказать, определяющую черту. Все это виды спорта, а некоторые даже олимпийские виды спорта. Следовательно, это спортивные единоборства, по которым проводятся соревнования. Одни имеют истоки, уходящие вглубь веков, другие возникли сравнительно недавно.

Имеются еще прикладные виды единоборств, которые практикуются в спецподразделениях для выполнения специфических задач. О них мы говорить не будем. Это к детям не относится. До поры до времени …

А что же такое боевые искусства? Давайте рассмотрим их на примере восточных боевых искусств, истоки которых следует искать в Индии (2-ое тысячелетие до н.э.), а далее через древний Китай (1-ое тысячелетие до н.э.) во все регионы юго-восточной Азии, в том числе и в Японию (VII в.). В основе восточных боевых искусств, совершивших такой длительный и масштабный путь по векам и странам, лежала даосская философия, представлявшая собой стройную систему совершенствования человеческого тела и духа, буддизм, пришедший из Индии в Китай, учение древнего китайского мыслителя Конфуция (конфуцианство) и японский дзэн-буддизм. Эти религии и философские учения призывали посредством боевых искусств развивать физические и психические качества человека, но не в отрыве друг от друга, а комплексно, на основе веками отработанного психофизического тренинга, высоких морально-этических принципов и нравственных идеалов.

Философской основой древних японских боевых искусств стали две основные религии японцев – синтоизм и буддизм, а также конфуцианство. Синтоизму были свойственны такие нравственные категории, как искренность, скромность, уважение к старшим, верность, то есть те моральные качества, без которых человеку невозможно ощущать себя гармоничной частью природы. Буддизм привнес в систему обучения древних воинов методологию и систему воспитания, в основе которых лежали дисциплина, самосовершенствование, принципы и техника самоконтроля. Методики медитации, концентрации, внутренней централизации, распространения энергии, дыхания и т.д. способствовали развитию и совершенствованию боевых качеств воинов. С другой стороны, именно философия буддизма, основанная на духовном совершенствовании человека, помогла решить сложные нравственные проблемы, связанные с насильственной природой боевых искусств. И, наконец, конфуцианство предъявило боевым искусствам строгие требования морально-этического характера, вытекающие из главной цели этого учения – создание идеального гражданина и общества в целом. Это учение ввело в процесс обучения боевым искусствам понятие ритуала, связанные с ним этические нормы, иерархическую систему взаимоотношений между участниками обучения и вывело на передний план основную фигуру этого процесса – учителя, наставника, как главного хранителя и проводника духовного и технического наследия прошлых поколений.

Надеемся, что родители, принимающие участие в нашем разговоре, не посетуют на вашего собеседника за столь сжатый и специфический экскурс в историю восточных боевых искусств, но он крайне важен для нашего последующего разговора.

Итак, в основе боевых искусств лежит определенная философия, насчитывающая тысячи лет. Эта философия породила огромный пласт традиций, верований, обычаев, ритуалов и принципов этикета, которые со временем не исчезли, а тщательно сохранялись, и в наши дни активно культивируются в современных видах боевых искусств, может быть, чуть в более упрощенном виде. Великие патриархи – основатели знаменитых на весь мир дзюдо (Дзигоро Кано), каратэ-до (Фунакоси Гитин), айкидо (Морихэй Уэсиба), создавая свои уникальные виды боевых искусств, строго следовали заветам древних мастеров: на основе освоения техники борьбы воспитывать человека высоких моральных и нравственных качеств. Недаром в названии этих видов присутствует частица «до» – «Путь (яп.)». Путь самосовершенствования, способ через усилия каждого ученика достичь гармонии общества в целом. В соответствии с этим ни дзюдо, ни каратэ-до, ни айкидо не предназначались для использования в мире спорта, для завоевания призов и афиширования успехов. Но к настоящему времени этот принцип выдержало только айкидо, которое с полным основанием может по-прежнему считать себя боевым искусством в полном смысле этого понятия.

В айкидо, как ни в одном другом виде боевых искусств, сконцентрировались все физические, психические, моральные и нравственные каноны, которые лежали в основе обучения древних воинов. А некоторые философские принципы, дополнительно привнесенные в айкидо его создателем Морихэем Уэсиба, такие как отказ от агрессивных действий, гуманное отношение к противнику, необходимость мирного решения конфликтных ситуаций, возвели айкидо в ранг общечеловеческих ценностей. Поэтому совершенно оправдан тот факт, что согласно заветам Морихэя Уэсиба, соревнования в айкидо айкикай*

*Айкидо айкикай – оригинальная школа айкидо, считающаяся классической. Основана М. Уэсиба.

не проводятся. Ведь что такое спорт? Это, прежде всего, соперничество, жесткое, азартное и бескомпромиссное, основанное на желании победить, победить любой ценой, естественно, в рамках, установленных для данного вида спорта правил и ограничений. Ну, а где есть победитель, там есть и побежденный – проигравший, подавленный и униженный. Это совершенно не вязалось с концепцией Морихэя Уэсиба о гармонизации человеческих отношений.

Большинство же видов боевых искусств, исторически «выросших» из древних воинских искусств, превратились в спортивные единоборства. Вероятно, это совсем неплохо. В каждом человеке живет желание добиваться успеха, побеждать, быть первым, пожинать лавры. Не будем судить, мы только констатируем факты, но обязательно вернемся к этой теме.

Интересное мнение высказал М.Ингерлейб: «Разница между спортом и боевыми искусствами состоит в цели занятий. Если человек приходит на тренировки и занимается только развитием своего тела ради одной цели – побеждать, то он занимается спортом. Если человек занимается ради того, чтобы развить свое сознание, так же, как и тело, научиться владеть своими

эмоциями и желаниями так же просто и надежно, как руками и ногам, – он занимается боевыми искусствами. Можно сказать и короче – если мы хотим стать просто сильнее, мы занимаемся спортом, если мы хотим стать лучше – мы занимаемся боевым искусством».

Подведем промежуточные итоги. Итак, мы имеем спортивные единоборства и боевые искусства. Но не торопитесь с выводами. Еще не пришло время выбора. Поэтому продолжим наши беседы. Еще несколько слов к выбору «своего» вида единоборств.

Бить и не бить?

Все виды единоборств делятся на «ударные» и «борцовские», иногда в сочетании и тех и других (например, ММА). В ударных видах предпочтение отдается быстрым, сильным и точным ударам, которые могут решить исход поединка в пользу атакующего. И если в боксе разрешены удары только руками, то во многих других ударных видах, к примеру, таких как кикбоксинг, активно работают и ногами, и руками, а в большинстве ударных видах восточных единоборств, таких как каратэ-до, муай-тай, вьет-ва-дао и многих других, кроме атакующих ударов разрешены подножки, подсечки и различные броски. Существуют также универсальные виды единоборств, продолжающие традиции самурайского воинского искусства «дзю-дзюцу» (искусство боя без оружия или с применением подручных средств). К ним относится современное дзю-дзюцу (сейчас его называют «джиу-джицу») или кобудо, где спортсмены одинаково хорошо владеют руками, ногами, бросками, болевыми и удушающими приемами, а также специфическим оружием типа нунтяку, дзиттэ, тонфа и другими, входившими в арсенал вооружений древних самураев и ниндзя.

В борцовских единоборствах атакующие удары, призванные решить исход поединка, не используются. Зато в них (кроме греко-римской борьбы) имеется широкий арсенал подсечек, подножек, зацепов, заломов, захватов руками и ногами, бросковых и удушающих приемов. Это касается, в частности, самбо, дзюдо и айкидо. В айкидо, помимо этого, изучают и удары различных вариантов (фронтальные, сверху, сбоку, сзади), но не как атакующие, а, скорее, как «учебные», с целью отработать приемы защиты от них. Айкидо является действенной системой самозащиты от любых видов атак, поэтому в тренировочных процессах изучаются приемы против ударов противника, вооруженного ножом, мечом, палкой, а также против нападения одновременно нескольких противников.

Ну, что ж, дорогие родители, теперь, когда мы теоретически подкованы и примерно представляем, в какую секцию единоборств можно отдать своего ребенка согласно вашему видению и представлениям о его будущем развитии, пора переходить непосредственно к детям, их физическим, физиологическим, психологическим особенностям, что, безусловно, тоже повлияет на ваш выбор.

Дождемся Беседы 2.