Найти в Дзене
Строительный мир

Справимся сами: Россия отказалась от помощи Китая в реализации одного из самых амбициозных железнодорожных проектов

Этот масштабный проект стоимостью 1,7 трлн руб. официально стартовал в марте 2024-го. Реализовать его рассчитывают в сжатые сроки — предполагается, что движение по высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом откроют уже в 2028 году. Будущая линия, на которой пассажирские составы смогут разгоняться до 350 км/ч, станет первым подобным объектом в России.

Напомним, данную задумку планировали воплотить еще при СССР. Затем к вопросу возвращались в 1990-х и позднее. Однако, связывающая две столицы ВСМ до сих пор оставалась только на бумаге. Лишь в последнее время дело сдвинулось с мертвой точки. В июле текущего года было подписано соответствующее концессионное соглашение, рассчитанное на 40 лет.

© Shilpy Arora / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Скоростной электропоезд ЭВС «Сапсан» на линии «Москва – Санкт-Петербург». Сегодня время в пути между двумя столицами на этом поезде составляет около 4 часов. Поезда ВСМ будут преодолевать данное расстояние в два раза быстрее)
© Shilpy Arora / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Скоростной электропоезд ЭВС «Сапсан» на линии «Москва – Санкт-Петербург». Сегодня время в пути между двумя столицами на этом поезде составляет около 4 часов. Поезда ВСМ будут преодолевать данное расстояние в два раза быстрее)

Представители власти неоднократно отмечали высокую социально-экономическую значимость данного проекта и сильный мультипликативный эффект, который можно будет ощутить уже через несколько лет. Наилучшим образом появление ВСМ отразится и на развитии Тверской и Новгородской областей, через которые пройдет маршрут. Общая протяженность высокоскоростной магистрали составит около 680 км (с учетом входов в Москву и Петербург).

Этот проект привлекает внимание многих наблюдателей из разных стран. В свое время о желании участвовать в кампании заявляли представители нескольких государств. Но за последние пару лет их количество резко сократилось. Отдельные эксперты полагали, что Россия привлечет к реализации столь масштабной инициативы Китай, учитывая крепкие отношения между Москвой и Пекином, а также колоссальный опыт Поднебесной.

© Howchou / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Карта железных дорог КНР. Красным — линии, на которых составы разгоняются до 300 км/ч и выше)
© Howchou / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Карта железных дорог КНР. Красным — линии, на которых составы разгоняются до 300 км/ч и выше)

В 2024 году суммарная протяженность ВСМ в КНР превысила 45 тыс. км. Ни одна страна в мире сегодня не может похвастаться подобными достижениями. По данным China State Railway Group, в прошлом году было введено 2,8 тыс. км высокоскоростных магистралей. В общей сложности в 2023-м в железнодорожные проекты китайцы вложили свыше $100 млрд.

До 2035-го они планируют расширить сеть ВСМ минимум до 70 тыс. км. Уже сегодня более 75% городов с населением свыше 500 тыс. жителей могут воспользоваться данным видом транспорта. Китай остается бесспорным мировым лидером по темпам строительства подобных объектов. Стоит отметить, что первая высокоскоростная линия (Пекин – Тяньцзинь) появилась в государстве в 2008-м. И уже в 2010-х местные компании вышли на международный рынок.

© Alancrh / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Строительство линии ВСМ в КНР, 2011 г.)
© Alancrh / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Строительство линии ВСМ в КНР, 2011 г.)

Именно поэтому многие наблюдатели были уверены, что Россия пригласит компании из КНР для участия в проекте ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». В частности, как отмечается в одной из статей китайского автора, реализация столь амбициозного проекта требует мощной технической поддержки и вложения колоссальных средств. И Поднебесная могла бы помочь и тем, и другим. Например, ранее заявлялось, что Китай готов выделить на строительство ВСМ в России десятки миллиардов долларов. Но Москва дала понять, что будет строить дорогу и создавать для нее подвижной состав исключительно своими силами.

В соседней стране в целом, как отмечают эксперты, к позиции России относятся с пониманием, ведь последняя стремится к технологическому суверенитету и развитию собственных технологий. Тем более, что данный проект будет не единственным. Президент РФ Владимир Путин назвал его пилотным, подчеркнув, что в перспективе ВСМ дойдут до Крыма, Урала и Беларуси.

© АО «Скоростные магистрали» / hsrail.ru (Различные варианты трассировки ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». В 2021 г. был утвержден вариант через Тверь и Великий Новгород. Примечательно, что несколько лет назад Москва планировала привлечь к строительству ВСМ иностранных партнеров. Правда, тогда рассматривали возможность сотрудничества с европейскими компаниями)
© АО «Скоростные магистрали» / hsrail.ru (Различные варианты трассировки ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». В 2021 г. был утвержден вариант через Тверь и Великий Новгород. Примечательно, что несколько лет назад Москва планировала привлечь к строительству ВСМ иностранных партнеров. Правда, тогда рассматривали возможность сотрудничества с европейскими компаниями)

Часть наблюдателей полагает, что Россия в той или иной форме будет взаимодействовать с Китаем в ходе реализации этой инициативы. Возможно, у Поднебесной придется закупать ряд технологий и материалов. Наверняка Москва будет обращаться и за консультациями. Тем более, что представители власти и сами неоднократно подчеркивали, что намерены перенимать опыт КНР.

С другой стороны, китайскому бизнесу хотелось бы более основательно зайти на перспективный российский рынок. Но одна из принципиальных позиций при строительстве ВСМ, которую подчеркнул в марте 2024-го президент Путин — использование отечественных материалов и технологий.

В обмен на ресурсы: Китай готов построить железную дорогу до Магадана
Строительный мир18 марта 2023