Найти тему

Исследование гендерных особенностей психологической готовности ребенка в школе. Курсовая работа.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей психологической готовности ребенка к школе

1.1. Феномен психологической готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе

1.2. Гендерный подход к подготовке детей к школе

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей психологической готовности ребенка в школе

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результаты эмпирического исследования

Заключение

Библиографический список

Приложения. 39 стр.

Введение

Актуальность темы исследования. XXI в. выдвигает высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляя искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе является одной из важных задач дошкольного воспитания.

С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Основной задачей психологического сопровождения деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально успешной личности ребенка.

В соответствии с условиями настоящего времени, одним из приоритетных направлений развития дошкольного и начального образования является поиск путей обновления содержания и усовершенствования технологии организации учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности, обеспечения преемственности, в частности в подготовки детей к обучению в школе.

Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодняшний день существует немало. Один из них заключается в индивидуализации обучения и воспитания с учетом гендерных различий детей.

Несмотря на провидимую в дошкольных образовательных учреждениях работу по подготовке детей к школе, успешность их адаптации к системе школьного обучения остается невысокой. Это вызывает необходимость анализа гендерных особенностей подготовки детей к школе.

Проблема исследования. Проблема подготовки детей к школе в последние годы вошла в наиболее актуальных проблем образования. Это обусловлено в частности тем, что при всем разнообразии образовательных программ для дошкольных учреждений их направленность на развитие отдельных способностей не обеспечивает всестороннего формирования навыков, необходимых для освоения ребенком школьной программы.

Ситуация осложняется еще и разнообразием программ, применяемых в начальной школе, успешное овладение которыми требует всестороннего развития личности.

Степень разработанности темы. Готовность ребенка к обучению в школе – предмет исследований многочисленных исследований, таких как: М.А. Абросимова, Т.С. Алхатова, М.И. Багарова, Л.И. Божович, Н.Ф. Велиханова, Л.С. Выготский, И.Г. Галушко, Ф.С.А. Ганиева, Е.В. Елфимова, А.В. Жумабаева, О.С. Иванова, А.В. Козлова, Е.К. Лютова, Ю.В. Скальнова, Ю.Б. Стельмах, Б.С. Умаргазина, Д. Эльконин и др.

Гендерные особенности воспитания и обучения дошкольников изучались А. Амирхановым, С. Бем, С. Берн, З.К. Гареевой, Я.Е. Есауленко, К. Жаклин, К.Ж. Жуковой, И.В. Забродиной, Л.В. Петровой, Е.В. Славутской и др.

Гипотеза исследования - у девочек старшего дошкольного возраста психологическая готовность к школе выше, чем у мальчиков.

Цель курсовой работы – исследование гендерных особенностей психологической готовности ребенка в школе.

Для реализации заявленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- рассмотреть феномен психологической готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе;

- изучить гендерный подход к подготовке детей к школе;

- провести эмпирическое исследование гендерных особенностей психологической готовности ребенка в школе.

Объектомисследования является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Предметисследования – гендерные особенности старших дошкольников.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; математические методы обработки данных.

- эмпирические: наблюдение, критерии тревожности по П. Бейкеру и М. Алворду; опросник по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; тест "Лесенка" по Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейну, корректурная проба ("Метод Бурдона"), методика "расставь значки" (модификация метода Пьерона-Рузера), анкета для определения уровня агрессивности дошкольника. (Г. Лаврентьева, Т. Титаренко).

Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе детского сада ДОУ №2313, г. Москва., Мячковский бул., 16, корп. 2. Экспериментальную выборку составляют 26 детей из них 13 девочек и 13 мальчиков.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей психологической готовности ребенка к школе

1.1. Феномен психологической готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе

Готовность к школе - это, прежде всего, психологическое, эмоциональное, морально-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

Готовность ребенка к школе состоит из определенного уровня развития умственной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения. По нашему мнению, именно произвольность поведения дошкольника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе.

Феномен школьной готовности рассматривается как многокомпонентное образование, поэтому в научно-педагогической литературе существует целый ряд определений этого понятия (табл. 1).

Таблица 1

Определение феномена "готовность к обучению"

-2

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей психологической готовности ребенка в школе

2.1. Организация и методы исследования

Задача эмпирического исследования - выявить гендерные особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Гипотеза исследования - у девочек старшего дошкольного возраста психологическая готовность к школе выше, чем у мальчиков.

Наше исследование проводились на базе одного из детских садов г. Москвы. В нем были задействованы дети подготовительной группы №1, 26 дошкольника в возрасте от 6 до 7,5 лет, из которых 13 девочек и 13 мальчиков.

Эмпирическое исследование состояло из 5 этапов и включало выявление у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста:

- уровня тревожности;

- уровня самооценки;

- наличия/отсутствия гиперактивности;

- уровня агрессивности;

- различий во внимании.

На первом этапе исследования для выявления тревожных детей в исследовании были использованы критерии тревожности по П. Бейкеру и М. Алворду [Лютова, 2000 : 44] и опросник по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко [Лютова, 2000 : 44-45] (табл. 2).

Согласно критериям П. Бейкера и М. Алворда можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных в прил. 1, постоянно проявляется в его поведении.

По опроснику Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко для получения общего балла тревожности суммируется общее количество положительных ответов

Результаты высчитывали по сумме плюсов. Опросник заполняли воспитатели и родители, конечная сумма делилась по количеству участников опроса:

- высокий уровень тревожности - 15-20 баллов;

- средний уровень тревожности - 7-14 баллов;

- низкий уровень тревожности - 1-6 баллов.

На втором этапе исследования мы проверяли самооценку детей с помощью теста "Лесенка" по Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейну [Рыбаков, 2008 : 56] (рис. 1.А).

-3
-4
-5

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

На пятом этапе нашего исследования мы выявляли эмоционально-волевую готовность детей к обучению в школе, на основе анкеты для определения уровня агрессивности дошкольника. (Г. Лаврентьева, Т. Титаренко) [Лютова, 2000 : 44-45].

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-6

Библиографический список

1. Абросимова М.А. Готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / М.А. Абросимова, Н.А. Дубровин, А.М. Воронцов, Е.Л. Ермолаева, Е.С. Илюшина // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 (128).

2. Алхатова Т.С. Психологическая готовность ребенка к школе [Текст] / Т.С. Алхатова, Д.В. Лепешев, Э.С. Алиева // Наука и реальность. 2022. № 1 (9). С. 69-72.

3. Амирханов А. Гендерные особенности воспитания и обучения дошкольников [Текст] / А. Амирханов, А.Л. Короткова // Перспективные направления взаимодействия науки, образования и общества в современном мире. материалы Ежегодной Всероссийской научно-практической онлайн-конференции. Казань, 2020. С. 3-8.

4. Багарова М.И. Мониторинг готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / М.И. Багарова // Начальная школа. 2020. № 4. С. 22-27.

5. Божович Л.И.Проблемы формирования личности [Текст] : Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

6. Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогические компоненты, обуславливающие готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.Ф. Велиханова, А.В. Ищенко, Е.Н. Жевжикова // Неделя Российской психологии в ГСГУ. Коломна, 2020. С. 146-153.

7. Выготский Л.С.Собр. соч. [Текст] : в 6 т. – Т. 6. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.

8. Галушко И.Г. Готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / И.Г. Галушко, Д.Г. Зырянова-Шкода, Ю.В. Грабовская // Организационно-методические аспекты повышения качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования. сборник статей II Всероссийской (национальной) научно-методической конференции. 2020. С. 32-37.

9. Ганиева Ф.С.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Ф.С.А. Ганиева, С.Г. Бекаева // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 28. № 2 (30). С. 89-93.