Найти в Дзене
Всё, что было

История группы ABBA в 15 их классических песнях

Это рассказ о взлёте недосягаемых хитмейкеров, начиная с их сольной карьеры в 60-х и восхитительных мелодий 70-х, заканчивая долгожданным воссоединением группы. Когда ABBA тихо распалась в 1982 году, на фоне краха личных отношений казалось, что они вряд ли когда-нибудь снова начнут музицировать вместе. Иконы шведской поп-музыки приняли осознанное решение исчезнуть из поля зрения, пока они были в расцвете сил, и оставили поклонникам не только приятные воспоминания о своих блестящих погонах-наплечниках, но и непревзойдённый поток нестареющих хитов. Хотя сейчас они по праву считаются одними из величайших авторов песен, их путь к мировой славе не всегда была простой прогулкой на яхте в окрестностях греческой виллы "Мamma Mia!": провал на отборе "Евровидения", медленно набирающие популярность синглы и сольные карьеры - все это прокладывало путь к успеху. В 2021 году группа наконец-то вернулась с двумя новыми песнями – "I Still Have Faith In You" и "Don't Shut Me Down" - и объявила о предст
Оглавление

Это рассказ о взлёте недосягаемых хитмейкеров, начиная с их сольной карьеры в 60-х и восхитительных мелодий 70-х, заканчивая долгожданным воссоединением группы.

Когда ABBA тихо распалась в 1982 году, на фоне краха личных отношений казалось, что они вряд ли когда-нибудь снова начнут музицировать вместе. Иконы шведской поп-музыки приняли осознанное решение исчезнуть из поля зрения, пока они были в расцвете сил, и оставили поклонникам не только приятные воспоминания о своих блестящих погонах-наплечниках, но и непревзойдённый поток нестареющих хитов.

Хотя сейчас они по праву считаются одними из величайших авторов песен, их путь к мировой славе не всегда была простой прогулкой на яхте в окрестностях греческой виллы "Мamma Mia!": провал на отборе "Евровидения", медленно набирающие популярность синглы и сольные карьеры - все это прокладывало путь к успеху.

В 2021 году группа наконец-то вернулась с двумя новыми песнями – "I Still Have Faith In You" и "Don't Shut Me Down" - и объявила о предстоящем альбоме "Voyage", который появился в ноябре того же года. А также о специальном виртуальном шоу в следующем году. И вот их история в 15 классических треках.

Hep Stars, "Isn't It Easy To Say" (1966)

В далёком 1966 году 18-летний музыкант Бенни Андерссон был блестящим клавишником группы Hep Stars. Из-за их безупречно уложенных феном причёсок и ужасающего количества вельвета на них, бойзбенд иногда называли "шведскими Битлз". Кроме того, они были одной из самых успешных поп-групп страны, исполняя классику рокабилли на переполненных площадках перед визжащими фанатами. Летом 66-го года они пересеклись с другой самой успешной группой Швеции - их коллеги, фолк-группа Hootenanny Singers, устраивали вечеринку и пригласили к себе Hep Stars. Именно здесь Бенни впервые пообщался с Бьёрном Ульвеусом из Hootenanny, и музыканты сразу же нашли общий язык.

Позже, в том же году, они собрались вместе и написали свою первую песню. В итоге Hep Stars записали меланхоличную и немного язвительную фолк-балладу о расставании "Isn't It Easy To Say" для своего альбома 1966 года. Так зародилось сотрудничество, длившееся не один десяток лет.

Agnetha Faltskog, "Jag var sa kar" (1967)

За много лет до появления ABBA Агнета Фальтског была автором песен и сольным исполнителем. А всё началось с её дебютного сингла "Jag var sa kar". Медленная, проникновенная баллада, молящая о прощении ("Скажи, ты можешь простить мне резкие слова, которые я произнесла уходя?" - поёт она по-шведски), написанная ею самой, разошлась в Швеции тиражом в 80 000 экземпляров.

Вскоре после этого Агнета представила ещё одну свою песню на Melodifestivalen - национальном конкурсе Швеции по отбору участников на "Евровидение". Хотя песня "Forsonade" не попала в финальную часть конкурса, череда её хитов продолжилась, и к концу 60-х годов она стала национальной поп-иконой. "Я помню, как услышал первый сингл Агнеты по радио, - вспоминал её будущий коллега по группе ABBA Бьёрн в документальном фильме "Агнета: АBBA и после", снятом BBC в 2013 году. - Было что-то особенное в её голосе и в том, что она сама написала эту песню, - это было волшебство".

Позже они встретилась в кафе, и моментально влюбились друг в друга. К 1969 году они обручились и продолжили писать музыку вместе.

Frida, "Min egen stad" (1971)

Когда у Бенни и Бьёрна сложилось прочное партнерство по написанию песен, они начали представлять свои композиции на Melodifestivalen. К этому времени дуэт уже полностью нацелился на международную известность, которую можно было получить на большом, ярком, эстрадном празднике под названием "Евровидение". В 1969 году дуэт едва не одержал победу, когда их песня "Hej, Clown" (Привет, клоун) заняла второе место.

Во время участия в конкурсе Бенни познакомился с другой участницей - Анни-Фрид Лингстад. Два года спустя они обручились. Норвежско-шведская певица, выступающая под псевдонимом Фрида, недавно подписала контракт с EMI после победы на конкурсе талантов, и Бенни стал продюсером её дебютного альбома с одноимённым названием. Во время записи в Стокгольме Бьёрн со своей невестой Агнетой присоединились к сессиям. Они исполнили бэк-вокал в песне "Min egen stad" без указания их в титрах.

Хотя годом ранее все четыре участника ABBA уже пели вместе в треке Бенни и Бьёрна "Hej gamla man!", этот сингл стал для Фриды (и других будущих участников ABBA) их первым хитом в истории.

Bjorn & Benny, Agnetha & Anni-Frid, "People Need Love" (1972)

После успеха "Min egen stad" четвёрка продолжила записываться вместе и через год выпустила неофициальный дебютный сингл ABBA. Он был выпущен под их настоящими именами. И хотя Агнета и Фрида изначально приглашались на запись лишь для того, чтобы стимулировать своих партнёров Бьёрна и Бенни в написании песен, в "People Need Love" все четыре участника группы выступили в качестве вокалистов. Успех песни превзошёл все ожидания - она попала в Топ-20 Швеции. Хотя распространение сингла в США было ограничено, она также имела там хоть и скромный, но успех, и стала первым хитом группы в американских штатах.

Хотя некоторые слова песни звучат как манифест нуклеарной семьи (семьи без обязательств) и опираются на слегка устаревшие гендерные нормы ("Женщины всегда знали, что для семейного счастья им нужен мужчина. Все знают, что когда мужчине плохо, ему нужно женское сочувствие."), общий настрой песни - праздник, позитив и стремление к лучшему миру, с нелепо весёлым йодлингом в завершении, вставленным для пущей убедительности радостного настроения - делает "People Need Love" архетипичной балладой ABBA. Неудивительно, что после этого они сплотились вчетвером, чтобы добиться более широкой известности с выигрышным составом.

ABBA, "Waterloo" (1974)

Пытаясь набрать обороты, новая четвёрка вернулась на Melodifestivalen, но снова не попала на "Евровидение", поскольку их песня "Ring Ring" занял лишь третье место. Однако публика поддержала песню, и она не только стала номером один в Швеции, но и заняла высокие места в чартах других европейских стран. "Колёса" группы были в движении. По мере возрастания внимания к коллективу гётеборгский таблоид предложил читателям придумать им название, которое заменит несколько громоздкое перечисление имён участников группы. К счастью, группа отказалась от таких "претендентов", как Alibaba и FABB, и остановилась на коротком и эффективном ABBA - палиндроме, составленном из инициалов их имён.

Получив разрешение от одноименной местной фабрики рыбных консервов, группа с новым названием вернулась в Melodifestivalen, чтобы в следующем году снова выступить с песней "Waterloo" - и, наконец, ворвалась на конкурс "Евровидение". Взрывная песенка, в которой капитуляция Наполеона после битвы при Ватерлоо сравнивалась с погружением в любовь, словно в омут с головой, предстала, как нечто необычное на конкурсе, в котором преобладали баллады, и принесла в Brighton Dome серебряные платформы, сверкающие наплечники и немного хореографии.

Благодаря новым изменениям правил конкурса шведам разрешили исполнять песню на английском языке и "Waterloo" стала первой победой Швеции в истории "Евровидении". Хотя в тот вечер британцы не присудили шведам ни одного балла (возможно, опасаясь конкуренции), в ближайшее время они изменили своё мнение, и песня сразу же стала номером один в Великобритании и за её пределами.

ABBA, "Mamma Mia" (1975)

После успеха "Waterloo" группа отправилась в восторженное турне по Скандинавии, но им с трудом удалось привлечь внимание к своим концертам в других странах Европы. Их первый сингл после "Евровидения" "So Long" вообще не попал в чарты Великобритании, а “полуобморочная” "I Do, I Do, I Do, I Do, I Do" была отвергнута радиостанциями. Некоторые даже сомневались, не являются ли они группой-однодневкой.

Но, тем не менее, хитовые синглы с их третьего альбома с одноименным названием начали неуклонно набирать обороты - сингл "SOS" стал номером один в Германии, а "I Do, I Do, I Do, I Do" в Южной Африке. Песня "Mamma Mia", написанная в последний момент для третьего альбома ABBA, никогда не планировалась в качестве сингла. Когда Бенни и Бьёрн приступили к работе над минусовкой в студии Metronome, расположенной неподалеку от их дома, они стали играть на маримбе в углу студии, и у песни появился особый импульс. Добавьте к этому звучание гобоя и несколько броских гитар, и вы получите яркий образец замысловатого, но сразу же эффектного поп-золота ABBA.

Песня "Mamma Mia" вполне могла бы остаться альбомным треком, но благодаря неоднократным эфирам на популярном австралийском музыкальном шоу Countdown вырос спрос на полноценный релиз. Когда менеджер группы Стиг Андерсон неожиданно дал добро на выпуск сингла, он сразу же взлетел на первую строчку в чартах синглов и занял своё место в истории, продержавшись там 10 недель. Стремясь развить неожиданный успех, в следующем году Epic Records выпустила "Mamma Mia" в Великобритании, и это положило конец периоду, когда у группы не было синглов на вершине британских чартов. После этого ABBA двигалась только вперёд, без оглядки назад. И в конечном итоге они стали одной из самых успешных поп-групп в мире.

ABBA, "Fernando" (1975)

В 1976 году, пользуясь ростом популярности группы, некоторые звукозаписывающие лейблы начали активно торговать лицензионными сборниками ABBA. Французский лейбл Disques Vogue выпустил "Greatest Hits", а западногерманское подразделение Polydor выпустило "The Best of ABBA". Опасаясь, что фанаты раскупят эти сборники и начнут ввозить их в другие страны, шведский лейбл ABBA Polar поспешил выпустить свой собственный сборник "Greatest Hits". И чтобы привлечь внимание поклонников, они включили в него совершенно новую песню "Fernando", взятую со следующего студийного альбома группы.

Впрочем, она была не совсем новой. Ещё в 1975 году Фрида записала версию для своего сольного альбома на шведском языке, в котором пыталась утешить рыдающего приятеля, которому только что разбили сердце. "Да здравствует любовь, наш лучший друг, Фернандо, - пела Фрида в оригинале. - Наполни свой бокал и подними тост за любовь, Фернандо". Когда пришло время записывать англоязычную версию, Бьёрн Ульвеус решил начать с нуля.

"Этот текст настолько банален, что мне он не нравился, - говорит он в книге "1000 британских хитов №1", написанной Джоном Катнером и Спенсером Ли. - Однажды звёздным вечером я сидел в летнем домике, и мне пришли в голову слова: "В ту ночь что-то витало в воздухе", и я подумал о двух старых товарищах с партизанской войны в Мексике, которые сидят на крыльце и вспоминают, что с ними тогда произошло, и вот что из этого получилось. Полный вымысел".

Воображаемые размышления Бьёрна стали одной из самых известных песен ABBA и заложили основу для четвёртого альбома - "Arrival", в который также вошли "Knowing Me, Knowing You", "Money Money Money" и самый большой хит ABBA всех времен…

ABBA, "Dancing Queen" (1976)

Начинать любую песню со второй половины припева – это смелый шаг, но когда речь зашла о "Dancing Queen", четверо участников ABBA поняли, что у них на руках достаточно сильный хит, чтобы это оправдать. Фрида прослезилась, когда услышала демо-запись. "Мы все знали, что это будет грандиозно", - позже сказала Агнета.

Как и все величайшие поп-песни, "Dancing Queen" одновременно вдохновляет и вызывает горечь - футуристически объединённые вокалы Фриды и Агнеты поют о том, как 17-летняя девчонка, впервые кружась в ночном клубе, глядит на всё вокруг восхищённым глазами. Но в ней есть и тонкий намёк на грусть от воспоминаний о том, как это эйфорическое чувство постепенно угасает. Песня вскоре полюбилась сообществу людей с нетрадиционной ориентацией - возможно, благодаря её тексту, который в некотором роде отражает опыт первого посещения квир-пространства, и это, пожалуй, самый популярный гей-гимн группы.

ABBA, "Super Trouper" (1980)

К 1980 году ABBA стали полноправными суперзвёздами, но за кулисами рушились отношения, лежавшие в основе группы. Бьёрн и Агнета развелись годом ранее, а двое их коллег по группе шли по тому же пути. Оба разрыва произошли на пике славы, и поддержание видимости благополучия требовало усилий. Возможно, нет ничего удивительного в том, что ABBA распалась через год после развода Бенни и Фриды в 1981 году.

Седьмой студийный альбом ABBA, названный в честь марки прожекторов, возможно, является их самым личным - заглавный трек раскрывает последствия изнурительных мировых турне и необходимость каждый вечер появляться на публике с сияющей улыбкой. "Все, что я делаю, - это ем, сплю и пою, - поёт Фрида в первом куплете, - желая, чтобы каждое шоу было последним".

ABBA, "The Winner Takes It All" (1980)

На этом же альбоме вышла лучшая песня ABBA о расставании: "The Winner Takes It All". В то время как многие песни о распадающейся любви содержат в своей основе гнев или напряжённость, эта песня пропитана абсолютным смирением. И это легко понять, ведь в ней рассказывается о всепоглощающей любви, которая угасла в плоском небытии. Хотя Бьёрн отрицает, что написал песню о своём собственном разрыве - у пары были совместные дети, и "в нашем случае не было победителя или проигравшего", сказал он позже, - выбор его бывшей исполнить вокальную партию придаёт песне определённую значимость.

Позже Агнета сказала, что такие строки, как "Но скажи мне, разве она целует / Так, как я тебя целовала?", были для неё мучительными, но всё же призналась, что это её любимая песня ABBA - хотя она не совсем отражает её собственную историю. "Бьёрн написал её о нас после распада нашего брака, - сказала она. - Тот факт, что он написал её именно тогда, когда мы развелись, очень трогателен. Мне было очень приятно исполнять эту песню, потому что я могла вложить в неё столько чувств. Я не возражала против того, чтобы поделиться этим с публикой. Мне не казалось, что это неправильно. В этой песне так много всего. Это смесь того, что чувствовала я, что чувствовал Бьёрн, а также того, через что прошли Бенни и Фрида".

ABBA, "One of Us" (1981)

Несмотря на то, что распад группы казался неминуемым, вышел ещё один студийный альбом: "The Visitors". Назвать его "разношёрстным" было бы преуменьшением: больше подходящая для мюзикла песня "Two For The Price of One" с насмешливой серьезностью повествует о попытке уборщика железнодорожной станции заняться "любовью" с двумя женщинами одновременно, а "Slipping Through My Fingers" исследует проблемы матери у которой не хватает времени на дочь. Заглавный трек с угрожающей точностью описывает жизнь в тоталитарном государстве и демонстрирует новую политическую сторону группы, а "I Let The Music Speak" - театральную (возможно, даже слишком).

На альбоме "The Visitors" также вышла последняя песня ABBA, которая добралась до вершины хит-парадов - самоуничижительная "One Of Us". Текст песни написали Бенни и Бьорном, а исполнили её Агнета и Фрида (теперь уже их бывшие), что придаёт ей особую напряженность. "Один из нас плачет, один из нас лежит, - поёт Агнета перед напряжённой паузой, - в одинокой постели / Уставившись в потолок и мечтая оказаться где-нибудь в другом месте".

Erasure, "Lay All Your Love On Me" (1992)

Вместо того чтобы уйти с помпой, ABBA так и не объявляли о своём распаде - после нескольких сессий записи они просто разошлись в разные стороны. Бенни и Бьёрн начали работу над мюзиклом времён холодной войны под названием "Шахматы", Агнета выпустила сольную пластинку "Wrap Your Arms Around Me" в стиле синти-поп 80-х, а сольный альбом Фриды "Something's Going On", спродюсированный Филом Коллинзом, впитал в себя нотки рока и панка. Уйдя от внимания публики до того, как их блестящие костюмы вышли из моды, группа закончила свою карьеру на высоком уровне - но некоторые недооценили коммерческий потенциал музыки ABBA и относились к ярым поклонникам группы с изрядной долей музыкального снобизма. Прошло ещё десять лет, прежде чем стали очевидны огромный талант авторов песен и истинная степень их влияния на современную музыку.

Возрождение популярности ABBA началось, пожалуй, с Erasure, которые записали мини-альбом "ABBA-esque" с пятью самыми известными хитами группы. Стильные, вдохновлённые современными ритмами переделки, заставляют "Lay All Your Love On Me" двигаться в более клубном направлении, но при этом EP остаётся верным оригинальным структурам, заменяя замысловатые инструментальные изыски отшлифованными партиями синтезатора, роботизированными бипами и показными космическими завываниями. Спустя три месяца, после того, как вышел сборник "ABBA Gold", такие песни, как "Dancing Queen", вернулись в чарты.

Bjorn Again, "A Little Respect" (1993)

Австралия, похоже, всегда питала особую слабость к группе ABBA: два культовых австралийских фильма - "Приключения Присциллы, королевы пустыни" и "Свадьба Мюриэл" - возродили интерес к их музыке два десятилетия спустя. Удовлетворяя австралийский спрос на шведскую поп-музыку, созданная в Мельбурне трибьют-группа Bjorn Again также начала процветать в конце 80-х, пройдя путь от местных пивных баров до национальных туров. После того как мини-альбом каверов Erasure вернул музыку ABBA в клубы, группа ответила своим собственным остроумным релизом "Erasure-ish". Сегодня они регулярно выступают на фестивале Glastonbury.

Но Bjorn Again были не единственной труппой, с энтузиазмом принявшей ABBA, - по мере того как шло десятилетие, всё большее число трансвеститов также стали отдавать дань уважения их музыке. "Мы были очень горды тем, что это сообщество выбрало нас ", - позже сказал Бьёрн в интервью "Gay Times", добавив, что поддержка нетрадиционных людей стала причиной второго всплеска популярности ABBA после распада в 1982 году. "Именно гей-сообщество способствовало возвращению группы".

Cher, "Fernando" (2018)

После того, как популярность группы постепенно стала возростать во второй раз, несомненно, именно музыкальный фильм "Mamma Mia!" окончательно закрепил за ними статус любимых поп-исполнителей. В этой романтической комедии, снятой по мотивам одноименного мюзикла, где все поют и танцуют, снялись такие знаменитости, как Мэрил Стрип и Джули Уолтерс, а Колин Фёрт и Пирс Броснан постарались на славу, исполняя череду хитов группы. Фильм стал одним из самых успешных за всю историю британского кино, несмотря на то, что критик из “New York Times” язвительно сравнил пение Броснана с мычанием водяного (индийского) буйвола.

Спустя 10 лет многие звёзды оригинального фильма собрались для столь же весёлого продолжения "Мамма Миа! 2: Снова в путь", и, следуя негласному совету, что любой фильм на земле можно улучшить, если привлечь Шер, они пригласили её на роль матери героини Мерил Стрип Донны и заставили исполнить песню "Fernando". Сопродюсером записи выступил сам Бенни, а Бьёрн положительно отозвался об её исполнение, заметив: "Она сделала "Fernando" своей. Теперь это её песня". Естественно, в итоге Шер выпустила целую пластинку каверов ABBA под названием "Dancing Queen".

ABBA, "Don't Shut Me Down" (2021)

Благодаря фильму "Mamma Mia!" произошло ещё одно важное событие: ABBA вновь собралась вместе. Когда группа посетила премьеру фильма в 2008 году, это было их первое публичное появление за 22 года. Хотя "воссоединение" группы вызвало множество слухов, Бьорн пресёк все предположения. "Мы никогда больше не выйдем на сцену", - сказал он в интервью "The Sunday Telegraph". Хотя остальные участники группы также не были уверены в возможности выступления, Агнета, которая полностью отошла от публичного внимания более чем на десять лет, не возражала против идеи снова записываться. К 2016 году все четыре участника ABBA выступили вместе на частной вечеринке, посвященной 50-летию первой встречи Бенни и Бьорна, и объявили о планах виртуального тура в будущем с голографическим шоу, основанным на их внешнем облике версии 1970-х годов.

А два года спустя, в апреле 2018 года, в совместном заявлении было объявлено о двух совершенно новых синглах ABBA: "Don't Shut Me Down" и "I Still Have Faith In You". В итоге они вышли в том же году вместе с новостями о "Voyage" - первом полноформатном альбоме ABBA со времен "The Visitors" - и голографическом туре.

Ни один из синглов не пытается имитировать форму современной поп-музыки; отталкиваясь от сложного среднетемпового материала времён расцвета ABBA, "Don't Shut Me Down", кажется, объясняет, почему группе потребовалось так много времени, чтобы перегруппироваться. " Когда я уходила, я чувствовала, что с меня хватит. / Но сейчас - я здесь, и я научилась справляться с проблемами", - поют они, - "Любовь и надежда – это главная причина моего появления". Это проникнутая ностальгией песня, которая раскрывает смысл расставаний, которые разделили группу и празднует радость исцеления от боли, когда каждый участник видит величайшие моменты ABBA в более ясном и приятном свете.

-2

_-_-_-_-_

Материалы статьи находятся в свободном доступе сети интернет и являются дополненным художественным переводом оригинальной информации из зарубежных СМИ.

В статье использована информация и фото из зарубежных СМИ.

Подписывайтесь на канал, оценивайте статью и обсуждайте её в комментариях, а также делитесь с друзьями в соцсетях!

Читайте также другие статьи канала: