Найти в Дзене

Проблема маскировки в годы Великой Отечественной войны.

Оглавление

В данной статье я объясню (с физиологической и исторической точки зрения) эффект маскирования солдат и техники.

Для начала нужно понимать, что в такой непростой период, как военные действия для страны важно оберегать технику, солдат и различные военные объекты.

А теперь о самом главном, а именно об эффекте маскирования.

Хартлайн Холден Кеффер (1903–1983), американский физиолог, нобелевский лауреат, первым начал распутывать сложнейшую систему обработки сигнала в сетчатой оболочке глаза, где найдены фоторецепторы двух типов: палочки и колбочки.

*Хартлайн Холден Кеффер (1903–1983)  американский физиолог, нобелевский лауреат.
*Хартлайн Холден Кеффер (1903–1983) американский физиолог, нобелевский лауреат.

В темноте люди плохо ориентируются, из-за того, что уменьшается скорость обновления изображения и слабо функционируют колбочки. Человек начинает различать предметы, когда они отличаются от фона или друг от друга по цвету или интенсивности освещенности (контрастная чувствительность). Эти особенности зрительного аппарата учитывались при создании маскировочных элементов.

В истории разных баталий маскировка появилась относительно недавно.

Так в первую мировую войну солдаты носили одежду цвета хаки, чтобы сливаться с окружающей средой. Все это возникло в связи с изменениями на поле боя (менялись виды вооружений, менялась и сама тактика войны).

*Форма солдата Российской империи (штаны, рубаха и фуражка имеют цвет хаки).
*Форма солдата Российской империи (штаны, рубаха и фуражка имеют цвет хаки).

В военном деле маскировка работает следующим образом:

Скрытие объектов: военные объекты могут быть скрыты с помощью камуфляжных средств – камуфляжные сети, краски, расположение объектов в окружающей среде, использование натуральных препятствий. Так боец в белом маскировочном халате, лежащий на снегу, сливается с окружающей средой, находясь при этом долгое время незамеченным. В 1943 году разведчики стали носить знаменитую накидку «пончо», разрисованную под ту же «амёбу».

*Камуфляж "Пончо" солдата красной армии.
*Камуфляж "Пончо" солдата красной армии.

Черно-белые узоры на корпусе корабля были придуманы для запутывания вражеских наблюдателей, затруднения процесса наведения оружия, а также для оптической иллюзии, которая делала корабль малозаметным на фоне воды.

-4

Тактика, направленная на создание ложных представлений или поддельных объектов с целью перехитрить противника в обмане по отношению к своих собственных сил и их местоположения. На тыловом направлении были созданы поддельные аэродромы. Один из них был организован в районе Трушеньки, Городёнки. На нем были установлены макеты самолетов, сделанные из снега, а следы самолетов на взлетно-посадочных полосах подделывались с помощью специальных саней. Противниковая авиация провела несколько налетов на аэродром, сбросив 60 авиабомб и многократно обстреливая его из пулеметов и пушек с бреющего полета.

-5

Дымовые завесы: создание дымовых завес или облаков дыма вокруг военных сооружений и техники для затруднения обзора противника и сокрытия передвижения

-6

Плоскостная имитация во время Великой Отечественной войны была одним из методов маскировки, который заключался в создании иллюзии наличия объектов или техники путем изображения контуров на местности. Это может включать в себя рисование контуров танков, самолетов, пушек и другой военной техники на земле или на деревьях с помощью краски, мела или других средств. Ярким примером маскировки в годы Великой Отечественной войны стала необходимость укрыть Кремль от вражеских самолетов-разведчиков, а также не допустить бомбандировки зданий. Для этого советский союз выбрал следующую тактику: В 1939 году Николай Спиридонов, занимавший пост коменданта Московского Кремля, разработал уникальный план для защиты главной резиденции страны перед лицом начала Второй мировой войны. Он полагал, что Кремль станет приоритетной мишенью для воздушных атак. Проект включал в себя две основные стратегии: первая заключалась в удалении крестов и покрытии золочёных элементов, чтобы они не сверкали, а также в перекраске кровли и фасадов, чтобы они выглядели как обычные здания городской застройки; вторая – в создании макетов, которые бы создавали мистификацию обычной уличной архитектуры, включая иллюзорный мост через Москву-реку.

-7

Светомаскировки, которые могли использоваться во время Великой Отечественной войны, включают:

Имитация движения – использование освещения и теней для иллюзии движения объектов и создания большего количества военной техники

Использование разных источников света - изменение цветовых оттенков и интенсивности освещения для создания оптических иллюзий и затруднения наблюдения противника. Светомаскировка была важным аспектом военной тактики.

И в заключение хотелось бы сказать, что маскировка военных объектов и техники была крайне важной тактикой во время Великой Отечественной войны. Она позволяла скрыть важные объекты от вражеской разведки и атак, что повышало шансы на выживание и успешное выполнение боевых задач.