Рессоры - это упругие элементы подвески автомобиля, воспринимающие нагрузку как в поперечном, так и в продольном направлениях.
Их основная задача - смягчать неровности дороги, придавать устойчивость автомобилю во время движения.
Устройство и комплектность рессорной подвески:
Рессорная подвеска состоит из следующих элементов:
1. Рессорные листы разной длины (Их разное количество в зависимости от автомобиля и условий его эксплуатации)
2. Хомуты для стяжки рессорных листов
3. Кронштейн и серьга для крепления к раме автомобиля, а также обеспечения её относительной подвижности
4. Стремянка для фиксации и компенсации части нагрузки на ходовую часть при движении автомобиля
5.* Каналы с маслëнкой для смазки поверхности рессор
6.* Эластомерные листы между листами рессор - высокоэластичные конструкционные материалы, предназначенные для снижения трения между листами и гашения колебаний при проезде неровностей
7. Буфер для ограничения отбоя подвески при проезде неровностей
8. Крепёжные элементы: стяжные болты, шпильки, гайки, пальцы
9. Амортизатор - устройство, также предназначенное для гашения колебаний, поглощения толчков и ударов в остальные части подвески. (Амортизаторы - отдельная, очень интересная тема, поговорим о ней позже)
*в некоторых вариациях исполнения рессорной подвески
Рессорная подвеска обеспечивает гашение колебаний благодаря упругим свойствам материала, из которого изготавливаются рессоры, а также другим составным элементам подвески.
Материал рессоры
Материал рессоры - рессорная сталь.
Состав и физико-химические свойства регламентируются ГОСТ 14959-2016.
Рессорная сталь относится к группе низколегированных высокоуглеродистых конструкционных сплавов.
Пример: Сталь 65Г - углеродистость не менее 0,65 и не более 0,7 % (в рамках ГОСТ), Г - легирована марганцем в пределах 0,8-1,2%. Такая концентрация марганца позволяет повысить твёрдость, упругость и вязкость стали, а также её прокаливаемость.
Рессорная сталь - износостойкий, прочный и упругий материал, выдерживающий нагрузки на разрыв и устойчивый к ударным воздействиям.
Изготовление рессор
Рессоры изготавливаются на специальных заводах (например, Белорецкий завод рессор и пружин) путём прокатки раскалённого металла с последующим приданием формы ушкам на концах рессор, обрезке под нужную длину и изгибу с последующей обработкой металлической стружкой и отпуском.
Рессорная подвеска собирается или поточным методом, или в формате индивидуального сбора на посту с одним рабочим. Второй вариант по времени дольше, но качественней.
Рессоры устанавливаются на грузовые автомобили и некоторые внедорожники, например, на УАЗ Патриот.
Ранее устанавливались и на легковые автомобили, например, на задней подвеске автомобиля ГАЗ-24 Волга.
Преимущества рессорной подвески:
1. Дешевизна из-за простоты и надёжности её конструкции и, как следствие, простоты в обслуживании;
2. Возможность регулировки мягкости и жёсткости рессоры путём увеличения и уменьшения длины листов, а также увеличения или уменьшения их количества;
3. Низкая себестоимость.
Недостатки:
1.Высокая вероятность проседания листов рессор;
2. Появление скрипов при износе эластомерных листов и отсутствии смазки.