Приветствую всех, кто заглянул ко мне на канал! Продолжаем наше путешествие по Санкт-Петербургу! Двигаемся дальше по набережной реки Фонтанки. Мы с Вами уже прошли от Старо-Калинкина моста, миновали Английский мост и дошли до Египетского, о чем я Вам уже поведал в прошлой статье (если не читали – заходите по этой ссылке).
От Египетского моста по нечетной стороне
По пути, естественно, разглядываем, кроме мостов, еще и интересные здания со своей богатой историей по обеим сторонам набережной. Ну и уже традиционно осматриваем от моста, выстроившиеся в ряд друг за другом бывшие доходные дома, все они построены в XIX веке, на противоположной (нечетной) стороне набережной.
Теперь по четной
Теперь переводим взгляды на эту сторону набережной (четную), и здесь мы видим один из 24-х доходных домов, принадлежащих почетному гражданину, предпринимателю и известному до революции благотворителю Абраму Михайловичу Ушакову. Этот дом был построен на месте более старого дома в 1897 году в стиле эклектика гражданским инженером М.Ф. Гейслером.
Два моста
Ну и снова переводим свои взоры на противоположную сторону и скользим ими от углового доходного дома в том месте, где переулок Макаренко примыкает к набережной, до следующего моста, вернее, сразу до двух мостов.
Дело в том, что здесь от реки Фонтанки отходит Крюков канал, а в том самом месте через канал перекинут мост, называемый Смежным, а чуть дальше через Фонтанку переброшен еще один мост – Красноармейский. Здесь можно долго наблюдать такую картину, когда из-под Красноармейского моста выныривают прогулочные катера и тут же скрываются под смежным мостом, уходя в Крюков канал.
Начнем по старшинству – со Смежного
Смежный мост – это трехпролетный автодорожный металлический мост, по которому проходит нечетная сторона набережной реки Фонтанки через Крюков канал. Первый мост на этом месте был построен в 80-е годы XVIII века по типовому проекту во время обустройства набережных Фонтанки и Крюкова канала. Как водится, в то время пролеты моста были деревянными, а центральный пролет – разводной.
В XIX веке мост, соединяющий Спасский и Покровский острова, неоднократно реконструировался и ремонтировался, а в 1888 году деревянные пролетные строения были заменены на металлические, а также переложили опоры моста. Но это не тот мост, который мы видим сейчас, в 1964 году мост перестроили по проекту инженера Е. Е. Розенфельда для прокладки теплофикационных труб. Потом его еще пару раз капитально ремонтировали и реставрировали, примерно таким мы его теперь и видим.
Красноармейский мост
Другой мост – пешеходный, уже через Фонтанку – Красноармейский, был построен в 1956 году для прокладки здесь теплофикационных труб. Он был построен в тот же год, что и современный Египетский мост, а по своей конструкции идентичен Английскому мосту, построенному немногим позже. Про эти два моста я Вам уже рассказывал в прошлых публикациях. Все эти три моста были построены по проектам двух архитекторов: Петра Артемьевича Арешева и Владимира Сергеевича Васильковского.
От Дворжака до Прокофьева
Если Вы заметили, вид на Крюков канал немного портит, завешанное плотной зеленой сеткой, здание справа от Смежного моста и сразу за Красноармейским мостом. А дом этот построил в 1841 году Франц Иванович Руска. Домовладельцем тогда был некий К.Л. Дворжак, фамилия в музыке известная, а вот какое он имеет отношение к чешскому композитору – неизвестно. Однако, известно другое: в этом доме гораздо позже жил профессор консерватории Александр Адольфович Винклер – учитель Сергея Прокофьева, который распознал в юноше талант будущего композитора и прекрасного пианиста. А что с домом – пока не понятно, то ли его все-таки ремонтируют, то ли просто прозябает в течение долгих лет запустения, а еще после пожара.
Исаакий вдалеке, еще один доходный дом и снова композитор
Далее в очередной раз смотрим на весьма интенсивное движение прогулочных судов по Фонтанке, а пройдя еще немного по набережной, в створе Большой Подьяческой улицы, подходящей под углом к нечетной стороне набережной, вдалеке можно даже разглядеть купол Исаакиевского собора.
На остром углу Большой Подьяческой и набережной Фонтанки расположился еще один интересный бывший доходный дом с угловым эркером. Этот дом принято называть домом братьев купцов Марголиных, так как они владели им последние годы перед революцией, и последнюю перестройку дома именно для них произвел в 1914 году архитектор Лишневский Александр Львович. Но построен он был гораздо раньше – в начале XIX века, а доходным домом стал в 1837 году, когда архитектор Цолликофер Егор Тимофеевич, перестроил его. Еще на этом доме установлена мемориальная доска, гласящая о том, что здесь с 1950 по 1979 год, то есть, до своей смерти, жил знаменитый советский композитор Василий Павлович Соловьев-Седой.
Теперь мы снова переводим взгляды на четную сторону набережной, по которой идем, и здесь, среди доходных домов выделяется своей высотой доходный дом Чубаковых, чем-то похожий на дом Марголиных, наверное, цветом. Этот дом был построен, вернее перестроен из старого, архитектором Иосифом Исааковичем Долгиновым в 1913 году для новых владельцев: потомственного почетного гражданина Виктора Григорьевича и его жены Ольги Михайловны Чубаковых. А самое главное, чем к себе притягивает взоры этот дом – это скульптуры в нишах на уровне четвертого этажа.
Многострадальный дом с башенками
Здесь уже мы приближаемся к следующему мосту через Фонтанку, с одной стороны к которому подходит Вознесенский проспект, а с другой отходит Измайловский, но перед тем, как поговорить про этот мост, я замечаю еще один интересный дом с башенками на углу Вознесенского проспекта и набережной. Это бывший доходный дом Г.И. Любиенса, он был перестроен из старого дома в 1883 году архитектором Александром Романовичем Гешвендом, как доходный.
В 1911 году его надстраивал Дмитрий Андреевич Крыжановский. Башенка, та, что ближе к набережной – это, насколько я понимаю, его творение. А вот другая башня, по Вознесенскому проспекту, была надстроена гораздо позже. Дело в том, что в 1941 году в этот дом попала авиабомба, и он был сильно разрушен, а восстанавливали его уже после войны по проекту архитектора Н.Г. Агеевой, видимо, это ее детище. Но и это еще не все, эта башня Агеевой до пожара 1982 года выглядела по-другому: над большой квадратной башней возвышалась еще и башня поменьше – цилиндрическая со шпилем.
Ну а теперь к мосту без башен
Это Измайловский мост, название такое он получил по лейб-гвардии Измайловскому полку, слобода которого находилась на левом берегу Фонтанки. Когда его построили, в 80-е годы XVIII века, он выглядел также, как и другие шесть мостов, построенных по типовому проекту, то есть, с четырьмя гранитными башнями, в которых располагались подъемные механизмы для разведения двух крыльев среднего пролета моста. Из семи мостов сохранили свой первоначальный облик только два: мост Ломоносова и Старо-Калинкин, про который я рассказывал в позапрошлой статье.
Во время его перестройки, в 1861 году, по проекту инженера, штабс-капитана В.В. Дыммана, башни были ликвидированы, а средний разводной деревянный пролет заменили сплошным каменным сводом. Эти работы были проведены в связи с необходимостью расширения проезжей части. В остальном конфигурация моста осталась прежней, были сохранены даже характерные формы ледорезов у речных опор. Правда, теперь, без башен, он кажется каким-то приземистым.
И снова мы остановимся около очередного моста через Фонтанку, чтобы от него пойти дальше, но об этом я Вам расскажу уже в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!