Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Продолжаем наши похождения по Санкт-Петербургу! Сегодня мы пройдем по набережной Фонтанки от Английского моста, около которого мы остановились в прошлый раз (если не читали – заходите по этой ссылке), через знаменитый своими сфинксами Египетский мост и дойдем до Смежного моста, который находится на водоразделе Фонтанки и Крюкова канала.
От Английских моста и проспекта по нечетной стороне
Итак, осмотрев бегло Английский мост, также бегло пока осматриваем противоположную сторону набережной – нечетную. Там, среди разноуровневых бывших доходных домов, построенных в XIX веке, выделяется четвертый дом от Английского проспекта, он пониже других и явно постарше. Так и есть, он был построен еще в конце XVIII века, но в 1838 году, когда им владела Пелагея Дмитриевна Семенова, вдова коллежского советника, его надстроили и немного перестроили, сохранив угловую форму, повторяющую контур набережной и, соответственно, реки Фонтанки. А перестраивал тогда этот особняк один из братьев Михайловых – Андрей Алексеевич, называемый иногда «вторым».
Гознак
Дальше мы переводим взгляды вверх по руслу Фонтанки, и уже видим следующий мост – Египетский, но о нем позже.
Теперь переносимся на эту сторону набережной, по которой идем – на четную. И здесь, в глубине двора, мы видим большое здание в классическом стиле с двумя шестиколонными портиками. Это здание было построено в 1818 году знаменитым ученым и архитектором генерал-лейтенантом Августином Августиновичем Бетанкуром специально для размещения в нем «Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг». Кстати, памятник Бетанкуру мы увидим на набережной Фонтанки, но позже.
Здание с двумя портиками – это главный корпус бумажной фабрики, на первом этаже которого размещались: контора, типография, бухгалтерия и другие служебные помещения, а на втором и третьем этажах жили чиновники. В советское время это заведение долгое время называлось Ленинградской бумажной фабрикой Гознака. Здесь уже более 200 лет изготавливают бумагу для денежных знаков и других ценных бумаг. А еще в этом здании есть музей фабрики Гознак.
На углу с Прядильным переулком
Теперь мы снова переводим свои взгляды на противоположную сторону набережной и начинаем ее осматривать с того места, где Прядильный переулок подходит к набережной. Там расположилось угловое здание, построенное известным архитектором Иеронимом Севастьяновичем Китнером в 1904 году. Это здание в стиле модерн, на месте классического особняка 1826 года постройки, архитектор, которого я упоминал в прошлой статье, когда он помогал своему другу Шретеру строить доходный дом и шелковую фабрику, строил для себя, правда жил он в другом месте, а здесь он построил доходный дом с угловой башенкой. Потом в этом доме жил его сын, тоже архитектор – Максимилиан, умерший в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Напротив дома Китнера расположился другой угловой дом, он трехэтажный с двумя треугольными фронтонами, выходящими на набережную, а также с заколоченными окнами и осыпавшейся штукатуркой. Есть информация, что скоро здесь откроется очередной отель, однако, судя по внешнему виду – еще не скоро. А построен он был в 1801 году все тем же «вторым» Михайловым Андреем Алексеевичем для Петербургского вице-губернатора и действительного статского советника Степана Никитовича Завальевского. Затем долгое время он принадлежал купцу Ивану Клементьевичу Чанжину, чаще всего этот дом и называют – дом Чанжина. Однако, когда им владел уже другой купец – Северов, в 1857 году двухэтажный дом был надстроен и перестроен архитектором Сычевым Николаем Александровичем, почти в таком виде этот дом дожил до наших дней.
Северный модерн для автомобилиста начала XX века
Скользим своими взорами дальше по той же стороне набережной и видим другой шестиэтажный угловой дом, но уже на углу с Климовым переулком, и в другом стиле – «северный модерн», а также пристроенный к нему с боку, по всей видимости, недавно, но во многом повторяющий тот же стиль, серый дом. А угловой дом был построен в 1912 году для Константина Ивановича Капустина – одного из первых автомобилистов России. Проект дома разработал в своем любимом архитектурном стиле Алексей Федорович Бубырь. Во дворе дома тогда также построили гараж для собственного автомобиля, жившего здесь, Капустина.
На углу с Лермонтовским проспектом
Ну а теперь дальше, за двумя доходными домами, добираемся до дома на углу с Лермонтовским проспектом, который проходит по одному очень интересному мосту через Фонтанку, но о нем после. А дом этот, выкрашенный в розовый цвет и украшенный пилястровым портиком, был построен в 1820 году для Аудиторского департамента Военного министерства. Позже он, конечно, перестраивался, и как утверждают специалисты, его портик, уже в советское время, почему-то был переделан из коринфского в ионический ордер. Но оставим эти тонкости специалистам и все-таки обратим свое внимание теперь на тот самый мост.
Египетский мост
Мост, который мы сейчас видим – Египетский, был построен в 1956 году, он металлический, а его архитектурное оформление выполнено с использованием мотивов древнеегипетского искусства.
Это далеко не первый мост на этом месте, первый был построен в 1826 году, и он был цепной и висячий, по конструкции схожий с Пантелеймоновским мостом, построенным на Фонтанке рядом с Летним садом двумя годами раньше, но спроектированный теми же архитекторами: Вильгельмом фон Треттером и Василием Андреевичем Христиановичем. Этот цепной мост прослужил 79 лет, за это время его не раз ремонтировали, однако, в январе 1905 года, при прохождении по нему одновременно эскадрона гвардейской кавалерии и 11 саней с возницами, он рухнул, к счастью, никто не погиб, кроме трех лошадей. После этого и Пантелеймоновский мост демонтировали, и построили новый в 1908 году, но тоже красивый.
Уже через два месяца на этом же месте построили временный деревянный мост, но он был настолько временный, что прослужил целых 50 лет. Дело в том, что обсуждение того, какой проект принять для строительства нового моста, затянулось, а потом началась Первая мировая война, и долгие годы уже было не до него. Он пережил и Великую Отечественную, правда, не без потерь, в него однажды попала авиационная бомба, но его быстро восстановили. Ну а после войны все-таки построили более надежный мост.
Все это время мост не менял своего названия, а что в нем такого «египетского»? Рядом с устоями моста (еще первого моста) на пьедесталах были установлены чугунные сфинксы, отлитые на заводе Чарльза Берда по модели скульптора Павла Петровича Соколова. Порталы моста украшали иероглифы и росписи в египетском стиле, за что мост и получил свое название. После перестройки моста скульптуры сфинксов были сохранены, добавлены стилизованные торшеры-обелиски, перила украшены лавровыми венками.
Но тут нам не повезло! Как оказалось, в данный момент скульптуры сфинксов находятся на реставрации, и нам пришлось довольствоваться лишь фотографиями на баннерах, которыми укрыты пьедесталы сфинксов в их отсутствии, хотя, срок окончания работ по их реставрации был указан – июнь 2024 года.
Ну что ж, сфинксов увидеть не удалось, значит мы идем дальше! А о том, что будет дальше – я Вам расскажу уже в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!