Приветствую всех любителей всего космического!
20 июля 1969 года в 15:08 по восточному летнему времени США, находясь вне контакта с Землей, на обратной стороне Луны, компьютер, который управлял лунным модулем "Аполлона-11" - "Орел", подал сигнал на зажигание двигателя.
Двигатель спускаемой ступени корабля работал чуть более 12 минут. В начале этапа спуска лунного модуля , командир "Аполлона-11" Нил Армстронг и пилот лунного модуля Эдвин Олдрин находились на лунной орбите размером 122 на 100 километров. В конце этапа работы двигателя 16,5-тонный лунный модуль находился на эллиптической орбите с апоапсисом (нижней точкой орбиты) на высоте 15 километров над видимой с Земли стороной Луны.
Место посадки "Аполлона-11" было названо "Зона 2". Это место было выбрано потому что оно было плоским и находилось на лунном экваторе. Этот участок представлял собой эллипс длиной 16 километров с востока на запад в Море Спокойствия с координатами центра 0° 42' 50" северной широты и 23° 42' 28" восточной долготы. "Орел" снизился до высоты 15 километров примерно в 480 километрах или 12 минутах полета к востоку от центра зоны посадки. В это время его компьютер снова запустил двигатель, чтобы начать торможение и совершить окончательный спуск.
Когда Лунный модуль опустился ниже 2 километров, двигатели ориентации начали выравнивать модуль. Астронавты впервые смогли увидеть зону посадки.
Астронавты сразу поняли, что у них проблема. Они должны были находиться над восточным краем эллипса зоны посадки, примерно в восьми километрах от центра посадочной площадки. На самом деле, они уже пролетели мимо центра эллипса и снижались к его северо-западному краю.
План полета "Аполлона-11" предусматривал, что Нил Армстронг, опытный летчик-испытатель, позволит компьютеру выполнять полет до тех пор, пока "Орел" не окажется на высоте примерно 150 метров над поверхностью Луны и в 600-х метрах к востоку от точки приземления. Затем он должен был задействовать ручное управление и опустить лунный модуль почти вертикально на поверхность. Однако при полете он быстро понял, что компьютер направляет модуль к усыпанному валунами кратеру размером с поле для американского футбола. Позже это место было идентифицировано как Западный кратер.
Его пульс подскочил с 77 до 156 ударов в минуту, и Армстронг взял на себя управление кораблем. Сжимая в руках контроллер, он выровнял спуск "Орла", а затем почти горизонтально повел Лунный модуль вдоль поверхности на высоте нескольких десятков метров.
В то время как Олдрин считывал данные о снижении и скорости перемещения, компьютер выдавал ошибочные сигналы тревоги, тем временем из Хьюстона предупреждали что у модуля заканчивается топливо. Армстронг пролетел над Западным кратером и прилегающим к нему меньшим кратером, а затем совершил приземление. В 16:18 по восточному времени он передал по радио свои знаменитые слова : "Хьюстон, это база "Спокойствие" - "Орел" приземлился".
Армстронг и Олдрин приземлились в точке с координатами 0° 41' 15" северной широты, 23° 26' восточной долготы, примерно в 6 километрах к западу от запланированного места посадки. По оценкам Центра управления полетами, в баках спускаемой ступени "Орла" оставалось топлива только на 25 секунд полета, когда двигатель был отключен. После полета более детальный анализ дал оценку в 45 секунд, показав тем самым, что система измерения оставшегося топлива оставляла желать лучшего.
Правила полета предусматривали прерывание полета, если в топливных баках спускаемой ступени оставалось топлива менее чем на 20 секунд полета. Что, было бы если бы, диспетчеры полета на Земле ошибочно оценили что топлива осталось еще меньше? Они бы поступили так, как этого требовали правила полета, и отдали бы приказ Армстронгу прервать посадку на Луну.
Еще в июне 1966 года Чарльз Тейшейра вместе с Управлением по проектированию и развитию в Центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне завершил рабочий документ по программе "Аполлон". В нем говорилось об опасностях прерывания посадки в течение 45-секундного периода от 65 до 20 секунд до запланированного приземления. Он предположил, что в это время лунный модуль будет находиться на высоте не более чем 103 метра над поверхностью Луны за 65 секунд до запланированного приземления, и в 30 метрах за 20 секунд до запланированного приземления.
Как только поступала команда на прерывание полета, двигатель спускаемой ступени лунного модуля отключался. Почти одновременно срабатывали четыре пироболта, соединяющие спускаемую и взлетную ступени. Еще одно пиротехническое устройство должно было приводить к срабатыванию гильотины, которая перерезала проводку, соединяющую две ступени. Затем запускался двигатель взлетной ступени, чтобы вывести кабину с экипажем на лунную орбиту. Тем временем отброшенная спускаемая ступень должна была упасть на поверхность Луны.
Процедура прерывания посадки от начала и до зажигания двигателя взлетной ступени, будет занимать от двух до четырех секунд. В течение этого времени взлетная и посадочная ступени будут следовать по траектории падения к Луне.
Тейшейра предположил, что после прерывания полета в период от 65 секунд до 20 секунд до запланированного приземления, спускаемая ступень врежется в поверхность Луны с силой, достаточной для разрушения ее топливных баков. Прерывание полета в течение 20 секунд после запланированного приземления, когда спускаемая ступень находилась бы на высоте 30 метров или ниже, привело бы к тому что топливные баки остались бы целыми.
Если бы топливные баки были разрушены, то могло быть два варианта. Тетраоксид азота и аэрозин 50, могли закипеть и быстро испариться в лунном вакууме. Испарение охлаждало, и замораживало топливо и окислитель, поэтому они оставалось бы безопасными. Другим вариантом было то, что топливо и окислитель могли прореагировать. Это может произойти, писал Тейшейра, если после удара вокруг разрушенных баков останется неповрежденной конструкция спускаемой ступени и в ней скопится испаряющийся окислитель и топливо .
Смешивание топлива и окислителя вызовет взрыв, который выбросит газы и фрагменты спускаемой ступени с большой скоростью. Тейшейра подсчитал, что газы и обломки окутают взлетную ступень лунного модуля менее чем через одну десятую секунды после взрыва.
Размер повреждений, которые мог бы вызвать взрыв, будет зависеть в основном от того, как долго длилась процедура прерывания. То есть от того, насколько быстро запустится двигатель взлетной ступени. Чем быстрее запускался двигатель, тем дальше от эпицентра взрыва находилась бы кабина с экипажем.
При двухсекундной процедуре прерывания давление газов от взрыва повредит взлетную ступень, если прерывание начнется в период между 32,6 и 20 секундами до запланированного приземления. Если такая процедура прерывания произойдет период между 44 и 20 секундами до запланированного приземления, то вероятность попадания осколков от взрыва составила бы более 20%.
При четырехсекундной процедуре прерывания давление газа от взрыва повредит взлетную ступень, если прерывание начнется в период между 53,7 и 20 секундами до запланированного приземления. Вероятность того, что во взлетную ступень попадет осколок от взрыва спускаемой ступени, составляла более 20%, если процедура прерывания посадки началась бы в период между 65 и 20 секундой до запланированного приземления.
Тейшейра назвал критические временные промежутки, в течение которых может произойти катастрофа, «довольно короткими». Однако он признал, что риск взрыва спускаемой ступени, во время процедуры прерывания полета у поверхности Луны, может быть не очень велик.
Тем не менее, он рекомендовал, чтобы сброс топлива из баков спускаемой ступени стал частью стандартной процедуры аварийного прекращения посадки лунного модуля. После тщательного рассмотрения НАСА решило не следовать его рекомендациям. Если бы Армстронг и Олдрин были вынуждены прервать посадку "Аполлона-11", находясь на высоте более 30 метров, не выполнение этой рекомендации могло бы больно аукнутся НАСА, и еще не известно чем бы окончился этот полет, и каков был бы его исход. Но думаю вы и сами догадываетесь, что ничем хорошим. Хорошо что этого не понадобилось, а Нил Армстронг принял правильное решение продолжать посадку лунного модуля на поверхность Луны.
Ну а на сегодня всё! Спасибо за внимание!
Читайте также: